Дело № 2-456/2022
УИД 02RS0002-01-2021-000093-35
Категория 2.121
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2022 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Каташевой С.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удилбековой Жании Юрьевны к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Удилбекова Ж.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет, мотивируя тем, что с 19 октября 2016 года истец поставлена на учет в категорию «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением ответчика №387 от 30 сентября 2020 года она снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно подп. «и» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879, ст. 1 №125-ФЗ (родившиеся после 01 января 1992 года). Полагает, что данное постановление незаконно, указывая, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей на момент постановки на учет, предусматривалось, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья законом относилось их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации. Для претендующих на получение жилищной субсидии по данной категории, приведенным федеральным законом не предусматривались требования о рождении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 01 января 1992 года, а равно о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах. Истец с рождения проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более 15 лет, относится к категории «инвалиды с детства», жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеет. То есть истец отвечала всем условиям, необходимым для признания за ней права на получение жилищной субсидии. 20 июля 2020 года в ст.1 Федерального закона №125-ФЗ внесены изменения, установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01 января 1992 года, прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Действие положений ст. 1 ФЗ от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет. Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Истец указывает, что законодателем в нарушение положений Конституции Российской Федерации придана обратная сила положениям Федеральным законом от 20 июля 2020 года №228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, действие которых прямо направлены на ухудшение положения лиц, соответствовавших условиям участия в программе по действовавшему на момент постановки на учет законодательству. Полагает, что действие Федерального закона в новой редакции должно распространяться лишь на граждан, родившихся после 31 декабря 1992 года, не вставших на учет до 31 июля 2020 года и не состоящих на таком учете. Истец просит признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года №387 в части снятия истца с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать восстановить истца на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет.
Определением от 18 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Удильбековой Ж.Ю. о признании незаконным постановления администрации МО «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года №387 в части снятия Удильбековой Ж.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать восстановить Удильбекову Ж.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет, отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба удильбековой Ж.Ю. – без удовлетворения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 26 мая 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Удильбековой Ж.Ю. – без удовлетворения.
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 апреля 2022 года решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года отменено по новым обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного заседания установлено, что 19 октября 2016 года Удилбекова (Сванкулова) Ж.Ю. обратилась в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением о постановке на учет по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25 октября 2002 года, относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является инвалидом с детства.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 24 октября 2016 года №558 «О постановке в очередь», Удилбекова (Сванкулова) Ж.Ю. поставлена на учет для улучшения жилищных условий, согласно заявлению от 19 октября 2016 года, категория «инвалиды», состав семьи 4 человека.
Из паспорта следует, что Удилбекова Жания Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Республики Алтай, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Удилбеков А.Т. и Сванкулова Ж.Б. заключили брак, после заключения брака ей присвоена фамилия Удилбекова.
Согласно справке МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ, Сванкуловой Ж.Ю. c ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность третьей группы бессрочно, причина инвалидности: инвалидность с детства.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Удилбекова Ж.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно родившийся после ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст.1 №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ) определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ (в редакции, действующей на момент постановки на учет) право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, на момент постановки истца на учет дата его рождения (до или после 01 января 1992 года) могла не учитываться при определении условий получения жилищной субсидии. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависело только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения.
Федеральным законом от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесено изменения.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статья 2 Федерального закона №228-ФЗ придала обратную силу в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в новой редакции, право на жилищную субсидию распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01 марта 2022 года №9-П признал статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
При этом было отмечено, что государство, подтвердив - постановкой на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий - право инвалидов с детства получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, обязано было обеспечить им возможность реализации этого права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральный закон от 20 июля 2020 года №228-ФЗ, уточнив условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и устранив существовавшую неопределенность статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вызывавшую противоречивую правоприменительную практику, распространил введенную им редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий на момент введения изменений в действие. В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 года, прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны.
Как указано выше, Удильбекова Ж.Ю. была поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности 19 октября 2016 года, до внесения изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ.
Единственным основанием снятия Удильбековой Ж.Ю. с учета, явилось то, что она родилась после 01 января 1992 года, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что снимая Удильбекову Ж.Ю. с учета, ответчик лишил последнюю, возможности получения субсидии без какого-либо недобросовестного поведения с его стороны.
При этом, суд учитывает, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Согласно п.2 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; и др.
Согласно п. 4 указанного постановления, причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 01 января 2000 года - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, до достижения 18 лет лицо, имеющее инвалидность с детства, является «ребенком-инвалидом», после достижения 18-летнего возраста и установления инвалидности на основании медико-социальной экспертизы лицу присваивается статус «инвалид с детства».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления истца к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с 07 ноября 2016 года, с момента достижения совершеннолетия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Удильбековой Жании Юрьевны к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года №387 в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из состава участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» УдильбековойЖании Юрьевны.
Обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить Удильбекову Жанию Юрьевну в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с 07 ноября 2016 года.
В удовлетворении требований Удильбековой Жании Юрьевны о восстановлении в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки 19 октября 2016 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года.