Дело № 5-5/2024 | |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного наказания | |
г. Онега |
7 февраля 2024 года |
Судья Онежского городского суда Архангельской области Шинакова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Мужиковой ...,
установил:
Мужикова Ю.В. являясь индивидуальным предпринимателем, и осуществляя деятельность, связанную с распиловкой и строганием древесины, на которую возложены обязанности по контролю за законностью хранения, накопления и утилизации отходов производства в период времени с сентября 2023 года по 12 декабря 2023 года допустила хранение отходов производства (опилки, горбыль, кора) на земельном участке, расположенном по адресу: <Адрес>, которые образовались в результате деятельности связанной с переработкой древесины, чем нарушила ст.51 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», ст.5 Закона Архангельской области от 18.03.2013 № 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области», мер к ликвидации места незаконного хранения отходов не предприняла в связи с чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе отходов производства и потребления.
Индивидуальный предприниматель (далее ИП) Мужикова Ю.В. в судебном заседании не согласилась с протоколом об административном правонарушении. Пояснила, что в зимний период времени отходов от производства не остается, поскольку горбыль продается гражданам, а опилки идут на отопление принадлежащих ей нежилых помещений.
Исследовав письменные материалы дела, судья находит вину ИП Мужиковой Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, установленной.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Абзацем 1 часть 2 ст. 51 этого же Федерального закона установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
При этом ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона Архангельской области от 18.03.2013 N 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области» на территориях муниципальных образований Архангельской области запрещается размещение несанкционированных свалок отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Факт совершения ИП Мужиковой Ю.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и вина в его совершении, подтверждаются следующими исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.12.2023; письменными объяснениями Забродина В.Б. и Троянко В.В. от 15.12.2023; фотоматериалами, имеющимися в деле; выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.12.2023; определением государственного инспектора Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.12.2023.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ИП Мужиковой Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении ИП Мужиковой Ю.В. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Доводы ИП Мужиковой Ю.В. о том, что в зимний период времени отходов от производства не остается, поскольку горбыль продается гражданам, а опилки идут на отопление принадлежащих ей нежилых помещений не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
В судебном заседании установлено, что ИП Мужикова Ю.В. допустила несанкционированное размещение отходов производства и потребления (складирование отходов лесопиления – опилки, горбыль, кора) на земельном участке по адресу: <Адрес>. Указанный земельный участок не является объектом размещения отходов, который включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Несоблюдение индивидуальным предпринимателем Мужиковой Ю.В. экологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Деяние, совершенное ИП Мужиковой Ю.В., суд квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
За совершенное правонарушение ИП Мужикова Ю.В. подлежит административному наказанию, при назначении которого судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ к смягчающим административную ответственность обстоятельствам суд относит совершение ИП Мужиковой Ю.В. правонарушения впервые. Отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также исключающих административную ответственность, судья не усматривает.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи.
С учетом конкретных обстоятельств дела административное правонарушение, объектом которого является защита окружающей среды, нельзя признать малозначительным, рассматриваемый случай не отвечает признаку исключительности.
С учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности лица, совокупности смягчающих административную ответственность обстоятельств, судья считает возможным назначить ИП Мужиковой Ю.В. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, которое сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, чем создается угроза причинения вреда, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать индивидуального предпринимателя Мужикову ... виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: получатель – УФК по Архангельской области (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427/КПП 290101001, расчетный счет 03100643000000012400, кор. счет 40102810045370000016, БИК – 011117401, ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, КБК – 18811601081019000140, ОКТМО 11646101, УИН 18880429230295760745.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Онежский городской суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись М.В. Шинакова
...