Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-406/2024 (2-2347/2023;) ~ М-2301/2023 от 30.11.2023

                                        Дело № 2-406/2024

УИД    61RS0020-01-2023-002827-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2024 г.                                г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Сугейко Д.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г. Новошахтинска Черкасова Г.В.,

представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области - Веснина А.А., действующего на основании доверенности от 11.01.2024,

представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Новошахтинска - Зарубиной Н.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-406/2024 по исковому заявлению прокурора г. Новошахтинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному учреждению центр развития ребенка - детский сад № 25 «Аистенок» города Новошахтинска, Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, третье лицо - Управление образования Администрации г. Новошахтинска,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором после уточнения просит обязать ответчиков обеспечить оборудование объектов МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.09.2024, ссылаясь в обоснование заявленных требований на выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения.

    В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Новошахтинска Черкасов Г.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

    Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области - Веснин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование своих возражений на отсутствие финансирования указанных мероприятий, просит в удовлетворении иска отказать.

    Представитель ответчика МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно представленным письменным возражениям просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на утвержденный бюджет 2024 г. и отсутствие возможности у образовательной организации влиять на данную ситуацию, отсутствие возможности на самостоятельное изыскание денежных средств на финансирование указанных мероприятий. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

    В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Новошахтинска - Зарубина Н.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что исполнить заявленные требования не представляется возможным ввиду сформированности бюджета города на 2024 г. в 2023 г.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит е следующему.

В силу положений статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Обеспечение системой охранной сигнализации здания школы является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.

П. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. 1 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2 ч. 13 ст. 30 N 384-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом "д" пункта 24 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно Уставу МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска учредителем и собственником имущества данного дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Новошахтинск».

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Новошахтинска» к вопросам местного значения города Новошахтинска относятся:

участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Новошахтинска;

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Ростовской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Новошахтинска в 2023 году в соответствии с поручением прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях города Новошахтинска, в ходе которой было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в дошкольном образовательном учреждении города третьей категории опасности МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска отсутствует системы оповещения и управления эвакуации людей (СОУЭ).

Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Закона № 35-Ф3, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность детей во время их пребывания в образовательных" организациях.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Предупреждение (профилактика) терроризма представляя собой решение ряда задач, в том числе определение прав, обязанностей и ответственности руководителей хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разработку и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Выявленные нарушения закона влекут существенное нарушение прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства в сфере антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности жизни и здоровья воспитанников МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска, а также лиц, посещающих данную образовательную организацию.

В сентябре 2023 года прокуратурой города в адрес руководителя МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, однако по результатам рассмотрения представления меры, направленные на устранение нарушений до настоящего времени не приняты.

Учитывая изложенное выше, исходя из того, что положения подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) дошкольным образовательным учреждением не соблюдены, и выявленные в ходе обследования нарушения подлежат устранению, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о невозможности устранить указанное нарушение, равно как о принятии ответчиками исчерпывающих мер, направленных на его устранение, в материалы дела не представлено.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица об отсутствии финансирования для исполнения указанных в рамках рассматриваемого спора мероприятий, суд отклоняет как несостоятельные поскольку они не опровергают выводы суда о необходимости приведения объекта образовательного учреждения Министерства просвещения РФ, к которым относится МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» г. Новошахтинска в соответствие с требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. N 1006, в которых недостаточное финансирование не поименовано в качестве причины для отказа в проведении соответствующих мероприятий.

При разрешении рассматриваемого спора суд полагает необходимым отметить, что обязанность обеспечить оборудование объектов (территорий) образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации возникла у ответчиков не с момента принятия мер прокурорского реагирования или принятия судом решения, а на основании пп. «д» п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", т.е. около пяти лет назад, и до настоящего времени не исполнена, при всей безусловной и неоспоримой значимости вопроса обеспечения безопасности детей и иного неограниченного круга лиц в период образовательного процесса, в том числе и с учетом сложившихся в данном субъекте в настоящее время реалиях.

С учетом изложенного суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ № 25 «░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ ..., ░░░░ ...), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ № 25 «░░░░░░░░» (░░░..., ░░░░...) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░/░ № 25 «░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.02.2024 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░. 107, 108 ░░░ ░░.

2-406/2024 (2-2347/2023;) ~ М-2301/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Новошахтинска
Ответчики
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 25 "Аистенок" города Новошахтинска
Администрация г. Новошахтинска Ростовской области
Другие
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Селицкая Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
30.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Подготовка дела (собеседование)
16.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
14.03.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее