Дело № 2-518/2020
УИД-13RS0019-01-2020-001062-10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Рузаевка 30 июня 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе судьи Ханиной Л.В.
при секретаре Копасовой Р.А.,
с участием представителя истца –старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В.,
ответчиков – Курмаева Р.А., индивидуального предпринимателя Альбиковой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Курмаеву Р.А., индивидуальному предпринимателю Альбиковой Р.Р. о возложении обязанности по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения,
у с т а н о в и л:
Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Курмаеву Р.А., индивидуальному предпринимателю Альбиковой Р.Р. о возложении обязанности по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения, указав, что в период с 28.02.2020г. по 04.03.2020г. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности индивидуального предпринимателя Альбиковой Р.Р., осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес> помещении площадью 44 кв.м. В указанном помещении ИПАльбикова Р.Р. оказывает услуги по розничной торговле продуктами питания, в том числе консервами из рыбы и морепродуктов, макаронными изделиями, растительными маслами и пивом. Проверкой с выходом на место 28.02.2020г. в 16 час. 40 мин. установлено, что помещение площадью 44 кв.м. принадлежит на праве собственности Курмаеву Р.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.06.2014, и предоставляется Альбиковой Р.Р. в аренду. Согласно п. 2.2 арендатор обязан обеспечить беспрепятственный доступ при входе в помещение магазина инвалидам, маломобильным группам населения, в соответствии с действующим законодательством, в том числе установить пандус с поручнями. В нарушение норм закона при входе на лестничном марше отсутствуют средства доступа маломобильных групп населения, а именно пандус и опорные устройства (поручни). Техническая возможность оборудовать пандус и опорные устройства (поручни) по данному объекту имеется.
Просит возложить на собственника нежилого помещения Курмаева Р.А. и арендатора нежилого помещения индивидуального предпринимателя Альбикову Р.Р. по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в помещение магазина, расположенное по адресу: <адрес> путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 №798-р в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и взыскать с ответчиков государственную пошлину в бюджет.
В судебном заседании старший помощник Рузаевского межрайонного прокурора Капкаева Н.В. исковые требования поддержала по изложенном в заявлении основаниям, и просила их удовлетворить.
Ответчики Курмаев Р.А., ИП Альбикова Р.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают.
Суд в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также на основании статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.
При этом суд также исходит из того, что лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, и не является препятствием для рассмотрения дела по существу (статья 14Международного пакта о гражданских и политических правах).
Заслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов определены в Указе Президента РФ от 02 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступности для инвалидов среды жизнедеятельности».
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 17 марта 2011 г. № 175.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Необходимость установления такого требования вытекает из статей 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 и действующий с 1 января 2013 года.
Так, согласно пунктам 5.1.1., 5.1.2. «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Судом установлено, что в период с 28.02.2020г. по 04.03.2020г. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности индивидуального предпринимателя Альбиковой Р.Р., осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес> помещении площадью 44 кв.м. В указанном помещении ИПАльбикова Р.Р. оказывает услуги по розничной реализации продуктов питания (л.д. 10, 11-14).
Проверкой с выходом на место 28.02.2020г. в 16 час. 40 мин. установлено, что помещение площадью 44 кв.м. принадлежит на праве собственности Курмаеву Р.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности, в котором в нарушение вышеуказанных норм закона при входе на лестничном марше отсутствуют средства доступа маломобильных групп населения, а именно пандус и опорные устройства (поручни).
Согласно заключению заместителя главы Администрации – начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации г.п. Рузаевка учитывая существующие характеристики горизонтальных и вертикальных коммуникаций (лестницы) торгового павильона Продукты, расположенного по адресу: <адрес>, техническая возможность оборудовать лестничные марши пандусами, аппарелями и вспомогательными поручнями, в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» по данному объекту помещения имеется (л.д. 15-16).
Таким образом, обязанность по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в помещение магазина, расположенного по адресу: <адрес>, лежит на собственнике нежилого помещения Курмаеве Р.А. и арендаторе ИП Альбиковой Р.Р., поскольку именно она использует помещение по данному адресу для оказания гражданам, в том числе инвалидам, социальных услуг.
Ответчиками не оспорено, что установка пандуса и поручней на входе в нежилое помещение невозможна.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, что предполагает не только возможность лицу, интересы которого нарушены, обратиться в суд за защитой, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В целях реализации указанных задач гражданского судопроизводства законодатель предоставил суду право в силу статей 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определить порядок и срок исполнения решения суда.
На основании изложенного суд считает, что требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности обеспечения доступности маломобильных групп населения в нежилое помещение по адресу: <адрес>, путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001г. № 73 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, соответствуют требованиям закона.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокурор, освобожденный от уплаты государственной пошлины, выступал в интересах неопределенного круга физических лиц, относящихся к маломобильным группам населения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Курмаева Р.А., ИПАльбиковой Р.Р.в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в равных частях, по 150 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия,в интересах неопределенного круга лиц, к Курмаеву Р.А., индивидуальному предпринимателю Альбиковой Р.Р. о возложении обязанности по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения, удовлетворить.
Обязать Курмаева Р.А., индивидуального предпринимателя Альбикову Р.Р. принять меры для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе помещение магазина, расположенное по адресу: <адрес>, путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства от 14.11.2016 №798-р в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Курмаева Р.А., индивидуального предпринимателя Альбиковой Р.Р. принять государственную пошлину в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия вразмере 300 рублей, по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого из ответчиков.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия: Л.В. Ханина.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020г.