Дело № 2-4252/2023
УИД: 26RS0029-01-2023-006674-21
Решение
Именем Российской Федерации
26 декабря 2023 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суворовой С.М.,
при помощнике судьи Амвросовой А.К.,
с участием:
помощника прокурора г. Пятигорска ФИО3,
представителей третьего лица ООО «Пятигорсктеплосервис» по доверенности ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорск к МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского", администрации г. Пятигорска, МУ "Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска, ГКУ СК "МФЦ" о возложении обязанности на образовательное учреждение установить приборы учета тепловой энергии,
установил:
Прокурор г.Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск обратился в суд с иском к МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского", администрации г. Пятигорска, МУ "Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска, ГКУ СК "МФЦ" о возложении обязанности на образовательное учреждение установить приборы учета тепловой энергии.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» (далее - МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского»), ОГРН 1022601628598, ИНН 2632023743 соблюдения требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Статьей 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что энергоснабжение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч.4 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч.8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3-7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3-7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 устанавливаются особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению указанных объектов приборами учета.
Кроме того, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 830-р утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым установлены мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов, в том числе по обеспечению завершения оснащения зданий, строений органы государственной до 1 января и сооружений, используемых для размещения органов власти и органы 2011 государственной власти и органов местного самоуправления, находящихся в государственной и самоуправления с муниципальной собственности, приборами учета участием организаций, используемых энергетических ресурсов, а также ввод осуществляющих подачу установленных приборов учета в эксплуатацию, оснащение приборами учета энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений и иных объектов юридических лиц.
По результатам проверки установлено, что в нарушение МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» не обеспечены приборами учета тепловой энергии, что может привести к неэффективному расходованию коммунальных ресурсов, излишней нагрузке на бюджет в связи с оплатой коммунальных услуг.
МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» (ОГРН 1022601628598, ИНН 2632023743) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 19.12.2002 и осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>, 357560.
В нарушение ч.ч. 4, 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ, МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» не произвело установку прибора учета тепловой энергии.
По состоянию на 29.05.2023 МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены.
Исковое заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает заявление, непостоянна и персонально изменчива.
Просит суд с учетом уточнений признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска и МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», выразившееся в не организации деятельности по оснащению здания учреждения приборами учета тепловой энергии, не соблюдении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; Обязать администрацию г. Пятигорска в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда выделить денежные средства на оснащением нежилых помещений №№ ГВС административного здания, нежилых помещений № 1 эт. МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», расположенных по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии; Обязать МУ «Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска» в течение месяца со дня поступления распределить бюджетные средства целевым назначением в МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского»; Обязать МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» в течение месяца со дня поступления денежных средств оборудовать приборами учета тепловой энергии нежилые помещения №№ 7, 8, 14- 24, 26, 30, 54-81, ГВС административного здания, нежилые помещения №<адрес>.
От представителя ответчика МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» поступили письменные возражения, в которых просят суд увеличить сроки устранения нарушений требований законодательства до выделения дополнительных средств.
Представитель истца помощник прокурора города Пятигорска ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, просил признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска и МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», выразившееся в не организации деятельности по оснащению здания учреждения приборами учета тепловой энергии, не соблюдении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; Обязать администрацию г. Пятигорска в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда выделить денежные средства на оснащением нежилых помещений №№, ГВС административного здания, нежилых помещений № на 1 эт. МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», расположенных по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии; Обязать МУ «Управление культуры и молодежной политики администрации <адрес>» в течение месяца со дня поступления распределить бюджетные средства целевым назначением в МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского»; Обязать МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» в течение месяца со дня поступления денежных средств оборудовать приборами учета тепловой энергии нежилые помещения №, ГВС административного здания, нежилые помещения № на 1 эт., расположенные по адресу: <адрес>.
Представители третьего лица Пятигорсктеплосервис по доверенности ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании полагали исковые требования обоснованными и законными.
Полномочный представитель ответчика МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», администрации г. Пятигорска, МУ "Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска, ГКУ СК "МФЦ", в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не поступало. От представителя ответчика МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», представителя ответчика МУ "Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска, имеются ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке. Одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов (в том числе в сфере охраны здоровья) граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, установлено, что прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» (далее - МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского»), ОГРН 1022601628598, ИНН 2632023743 соблюдения требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Статьей 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что энергоснабжение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч.4 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч.8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 устанавливаются особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению указанных объектов приборами учета.
Кроме того, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым установлены мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов, в том числе по обеспечению завершения оснащения зданий, строений органы государственной до 1 января и сооружений, используемых для размещения органов власти и органы 2011 государственной власти и органов местного самоуправления, находящихся в государственной и самоуправления с муниципальной собственности, приборами учета участием организаций, используемых энергетических ресурсов, а также ввод осуществляющих подачу установленных приборов учета в эксплуатацию, оснащение приборами учета энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений и иных объектов юридических лиц.
По результатам проверки установлено, что в нарушение МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» не обеспечены приборами учета тепловой энергии, что может привести к неэффективному расходованию коммунальных ресурсов, излишней нагрузке на бюджет в связи с оплатой коммунальных услуг.
Указанные обстоятельства подтверждены сведениями, представленными ООО «Пятигорсктеплосервис», и не опровергнуты стороной ответчика.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены.
При этом согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», ООО «Пятигорсктеплосервис» обязуется поставлять тепловую энергию, а потребитель МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» обязался принимать и оплачивать тепловую энергию.
Суду представлены схема подключения нежилых помещений по <адрес> МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» к тепловой сети котельной «Бештау» ООО «Пятигорсктеплосервис», акт разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, расчет расхода тепла в 2023 году по объектам, а также технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ на установку прибора учета тепловой энергии (теплосчетчика).
МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» (ОГРН 1022601628598, ИНН 2632023743) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 19.12.2002 и осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>, 357560.
В нарушение ч.ч. 4, 12 ст.13 Закона №261-ФЗ, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Пятигорская городская поликлиника № 1» не произвело установку прибора учета тепловой энергии.
Согласно ст.156 Бюджетного кодекса РФ, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств. Он же формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Совокупность приведенных норм материального права в их взаимосвязи указывает на то, что органы местного самоуправления участвуют в обеспечении мероприятий по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания, в том числе, путем принятия решений по вопросам финансирования образовательных учреждений.
Определяя срок для устранения выявленных нарушений законодательства, суд исходит из разумности, принципа реального исполнения решения и считает необходимым возложить на администрацию г. Пятигорска обязанность по обеспечению выделения необходимого дополнительного целевого финансирования образовательного учреждения на срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учётом приведённых обстоятельств, суд считает подлежащими частичному удовлетворению исковые требования прокурора г.Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорск к МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского", администрации г. Пятигорска, МУ "Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска, ГКУ СК "МФЦ".
Руководствуясь ст. 194-198, 320 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования прокурора г.Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорск к МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского", администрации г. Пятигорска, МУ "Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска, ГКУ СК "МФЦ" о возложении обязанности на образовательное учреждение установить приборы учета тепловой энергии, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска и МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», выразившееся в не организации деятельности по оснащению здания учреждения приборами учета тепловой энергии, не соблюдении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Обязать администрацию г. Пятигорска в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда выделить денежные средства на оснащением нежилых помещений №№, ГВС административного здания, нежилых помещений № на 1 эт. МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», расположенных по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии.
В удовлетворении требования об обязании администрации г. Пятигорска в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда выделить денежные средства на оснащением нежилых помещений №, ГВС административного здания, нежилых помещений № на 1 эт. МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского», расположенных по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии, отказать.
Обязать МУ «Управление культуры и молодежной политики администрации г. Пятигорска» в течение месяца со дня поступления распределить бюджетные средства целевым назначением в МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского».
Обязать МБУ «Детская музыкальная школа № 2 им. Н.В. Миргородского» в течение месяца со дня поступления денежных средств оборудовать приборами учета тепловой энергии нежилые помещения №, ГВС административного здания, нежилые помещения № на 1 эт., расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, либо апелляционного представления.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023 г.
Судья С.М. Суворова