УИД 12RS0002-01-2022-001304-48
Дело № 2-665/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 24 августа 2022 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Чуйковой М.И., с участием помощника прокурора <адрес> Баранова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора <адрес> Республики Марий Эл к Иустининой Р. П. о возложении обязанности опекуна представить в Орган опеки и попечительства администрации Звениговского муниципального района отчета в письменной форме о хранении, об использовании имущества и управлении имуществом подопечной Смирновой А. Г. за <дата> год, с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов), приложенным к нему документам,
установил:
<адрес> Республики Марий Эл обратился в суд с иском к Иустининой Р.П. об обязании совершения вышеприведенных действий, указав в обоснование иска, на то, что прокуратурой <адрес> РМЭ проведена проверка соблюдения прав недееспособных граждан. Указано, что Иустинина Р.П., <дата> года рождения, имеющая социальный статус опекуна над несовершеннолетней Смирновой А.Г., <дата> года рождения, в нарушение положений Федерального законодательства об Опеке и попечительстве, в установленный законом срок, не представила в уполномоченный орган отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, изложив соответствующее содержанию искового заявления и уточнения к нему.
Ответчик Иустинина Р.П. согласилась с предъявленным требованием, каких-либо возражений не представлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
В силу части 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства.
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
В силу пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что опека, это такая форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии с принципом, в том числе, осуществления контроля над деятельностью по опеке и попечительству (пункт 2 статьи 5 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 7 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункты 2,3 части 1 указанной статьи).
Главой 7 Указанного Закона предусматриваются меры ответственности опекунов, попечителей за свою деятельность.
Частью 1 статьи 24 Закона установлено, что надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Так, согласно части 1 статьи 25 Закона, опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном (часть2 статьи 25 Закона).
Как установлено в суде и следует из материалов дела, ответчик Иустинина Р.П. является опекуном несовершеннолетней Смирновой А.Г., <дата> года рождения.
Постановлением администрации МО «Звениговский муниципальный район» от <дата> № утвержден акт № о назначении опекуна несовершеннолетней Смирновой А. Г., <дата> года рождения. Контроль за исполнением постановления возложен на руководителя отдела образования Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район».
По данным, представленным Органом опеки и попечительства, ответчиком Иустининой Р.П., в установленный законом срок, соответствующий отчет за прошедший <дата> год в уполномоченный орган не представлен, что не оспаривалось и самой Иустининой Р.П. в судебном заседании, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Обязать Иустинину Р. П., <дата> года рождения, ИНН №, являющейся опекуном несовершеннолетней Смирновой А. Г., <дата> года рождения, в течение одной недели по вступлению решения суда в законную силу, представить в орган опеки и попечительства администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл отчет в письменной форме о хранении, использовании имущества и управлении имуществом подопечной, с приложением копий документов (копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П.Александрова
Дата принятия решения в окончательной форме 31 августа 2022 года.