Дело № 2-1130/2023
УИД - 03RS0006-01-2022-003287-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2023 г. г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдуллина Р.Р.
при секретаре Ардашировой Л.Р.,
с участием представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Акчуриной Н.А. (доверенность в деле),
представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Ясавиевой Г.Р. (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Томарова И.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд с иском в интересах Томарова И.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обосновании исковых требований указано, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка по обращению Томарова И.М. о нарушении жилищных прав. Установлено, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ Томаров И.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Согласно медицинскому заключению Томаров И.М. стоит на учете в <данные изъяты> с ноября 2014 года с диагнозом: <данные изъяты>. По состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и приказа Министерства здравоохранения от 29.11.2012 № 987н. Томаров И.М. является инвалидом 2 группы, для использования юридической помощи не имеет достаточных денежных средств. В силу юридической безграмотности не может самостоятельно обратиться в суд. Прокурором проведена проверка по обращению об обеспечении права на жилище в муниципальном жилищном фонде. В связи с этим прокурор обращается в суд в интересах указанного лица.
На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию городского округа г. Уфа, Администрацию Орджоникидзевского района г. Уфы предоставить Томарову И.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.
В судебном заседании представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Акчурина Н.А., представитель Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Ясавиева Г.Р. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку согласно последнему медицинскому заключению заболевание Томарова И.М. не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы, истец Томаров И.М., представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан, представитель третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан в суд не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) определено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст. 17 Закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утверждаемом Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
По смыслу данных правовых норм предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Материалами дела установлено, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ Томаров И.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Согласно медицинскому заключению Томаров И.М. стоит на учете в <данные изъяты> с ноября 2014 года с диагнозом: <данные изъяты>.
Решением Орджоникидзевского суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Томарова И.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма были удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГ Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан обратилась в суд с заявлением о пересмотре решения по гражданскому делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судом было установлено, что согласно медицинскому заключению от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ РБ МЗ РКПД заболевание (код <данные изъяты>) Томарова И.М. не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-н, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 № 859.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Томарова И.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Томарова И.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья Р.Р. Абдуллин