Дело № 12-1-13/2023 г.
РЕШЕНИЕ
9 марта 2023 года г. Калининск
Судья Калининского районного суда Саратовской области Дианова С.В., рассмотрев протест прокурора Калининского района Саратовской области Жаворонкова П.Н. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 24 января 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении Орлова А. А.овича по ч.1 ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области (далее КДН и ЗП) от 24 января 2023 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 200 рублей.
Основанием привлечения ФИО5 к административной ответственности послужило установление комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области факта не исполнения надлежащим образом родительских обязанностей в отношении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые выразились в том, что 18.01.2023 г. в присутствии дочери распивал спиртные напитки.
Не согласившись с постановлением прокурор обратился в суд с протестом, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, поскольку полагает, при постановление по делу об административном правонарушении не содержит времени совершения административного правонарушения, а так же не указано в чем выразились действия ФИО1, объективно отражающие сторону правонарушения.
Прокурор Сидуков В.А. в судебном заседании доводы протеста поддержал в полном объеме.
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области Алексанкина Е.А., действующая на основании доверенности от 01.02.2023 г., возражала против доводов прокурора, полагая, что оснований для отмены постановления не имеется, поскольку оно является законным и обоснованным.
Заслушав прокурора, представителя КДН и ЗП, проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Как следует из материалов дела постановлением КДН и ЗП от 24 января 2023 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 200 рублей.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и доказательством по делу.
Несоблюдение должностным лицом требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, т.к. данное нарушение лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В силу статей 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу должны быть указаны, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пп.з п. 3, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении не определено время и место совершения вмененного ФИО1 административного правонарушения, а также событие административного правонарушения, а именно какие конкретно родительские обязанности не были выполнены ФИО1 и в чем они выражаются.
В постановлении по делу об административном правонарушении указанные недостатки не восполнены.
Так же порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке требований ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо установить факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как усматривается из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 24.01.2023 года и представленного суду административного материала, дело об административном правонарушении в отношении Орловой О.В. было рассмотрено без ее участия. В представленном суду административном материале по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ в отношении Орловой О.В. отсутствуют сведения о её извещении о месте рассмотрения дела. Имеются сведения об извещении только о дате и времени рассмотрения дела.
Так же как следует из протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Орлова А.А. дело в отношении последнего было рассмотрено 24.01.2023 г. в 10.00 часов. При этом, как следует из дел об административных правонарушениях в отношении ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО5, ФИО13, в эту же дату и в это же время были рассмотрены дела об административных правонарушениях в отношении указанных лиц.
При таком положении, принимая во внимание, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, полагаю необходимым отменить постановление по делу и возвратить дело на новое рассмотрение в орган, правомочному рассматривать дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 24 января 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении Орлова А. А.овича по ч.1 ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.
Дело возвратить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Калининского муниципального района Саратовской области на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии решения.
Судья С.В. Дианова