Дело (УИД) №60RS0004-01-2022-000688-08
Производство №2-248/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2022 года рп.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
с участием заместителя прокурора Бежаницкого района Кожанова П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ашевская средняя школа», Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить действия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Кожанов П.Н., действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ашевская средняя школа», Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить действия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере безопасности жизни и здоровья, пожарной безопасности в деятельности МБОУ «Ашевская средняя школа» в части оборудования здания системами оповещения и управления эвакуацией, в ходе которой установлено, что здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, при этом, его устройство не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на указанные цели в 2022 году, что является нарушением действующего законодательства, в частности ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст.2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и пп. «д» п.24 Постановления Правительства РФ от 02.09.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, снижает антитеррористическую защищенность учреждения. Учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование «Бежаницкий район». В связи с чем, заместитель прокурора просит обязать МБОУ «Ашевская средняя школа» в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать здание МБОУ «Ашевская средняя школа», расположенное по адресу: ..., комплексом систем оповещения и управления эвакуацией, либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Администрацию Бежаницкого района в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению работ по оборудованию здания МБОУ «Ашевская средняя школа», расположенного по адресу: ..., комплексом систем оповещения и управления эвакуацией, либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании заместитель прокурора Бежаницкого района Кожанов П.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – МБОУ «Ашевская средняя школа» Суханкова В.П. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также пояснения о том, что поддерживает письменные возражения Администрации Бежаницкого района.
Представитель ответчика – Администрации Бежаницкого района Псковской области Антонова Е.В. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержала письменные возражения, согласно которым бюджет МО «Бежаницкий район» Псковской области на 2022 год сформирован и утвержден в 2021 году. На 2022 год предусмотрены средства на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания школы, в рамках которого запланировано проведение работ по установке системы оповещения и управления эвакуацией. Капитальный ремонт школы запланирован на 2025 год. Администрация Бежаницкого района признает исковые требования в части обеспечения школы системой оповещения и управления эвакуацией, но, просит установить срок установки данной системы в здании школы на период проведения капительного ремонта здания школы в 2025 году.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области Ершов А.Н. в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования заместителя прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, и приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 и ст.17 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно п.3 ст.5 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п.3.1 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Нормами ст.5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), установлены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований).
Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Пунктом «д» п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. «г» п.17 Постановления Правительства РФ от 02.09.2019 №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Следовательно, профилактика терроризма в образовательных организациях должна включать в себя проведение соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение возможности совершения на указанных объектах террористического акта и укрепление антитеррористической защищенности объектов.
Судом установлено, что система оповещения и управления эвакуацией, либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в здании МБОУ «Ашевская средняя школа», расположенном по адресу: ..., отнесенном в соответствии с паспортом безопасности к четвертной категории опасности объекта, отсутствует, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с п.1.8 Устава МБОУ «Ашевская средняя школа» учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Бежаницкий район» Псковской области, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Бежаницкого района Псковской области. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное учредителем за учреждением на праве оперативного управления; субсидии из муниципального бюджета на выполнение муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы от осуществления приносящей доходы деятельности, предусмотренные уставом и приобретенное за счет этих доходов имущество; добровольные взносы (пожертвования), безвозмездные поступления российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ (п.7.14).
Имущество школы, в том числе здание учреждения, являющееся муниципальной собственностью, закреплено за МБОУ «Ашевская средняя школа» на праве оперативного управления в соответствии с решением Администрации Бежаницкого района №... от 05.04.2004 и по акту приема-передачи, что также следует из выписок из ЕГРН.
Из представленной представителем МБОУ «Ашевская средняя школа» справки об источниках финансирования учреждения на 2022 год, следует, что на 2022 год учреждению утверждены бюджетные ассигнования в сумме 13107783 рубля, платные услуги (питание) – 170000 рублей, средства на установку молниезащиты не предусмотрены.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Таким образом, в результате допущенных нарушений на территории образовательной организации созданы небезопасные условия пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних, что приводит к угрозе для их жизни и здоровья, и в полной мере не обеспечивает антитеррористическую защищенность потенциального объекта террористического посягательства.
В связи с выявленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Ашевская средняя школа» прокурором было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
Как указано в ст.53 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Кроме того, в соответствии с п.11 ст.4 Устава муниципального образования «Бежаницкий район» к вопросам местного значения муниципального района относится мероприятия по обеспечению безопасности жизни и здоровья в муниципальных образовательных организациях.
До настоящего времени каких-либо конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений МБОУ «Ашевская средняя школа» не принято, финансирование мероприятий по устранению нарушений, отраженных в представлении, администрацией Бежаницкого района также не принято. При этом, основной причиной не устранения допущенных нарушений является отсутствие финансирования.
Поскольку Администрация Бежаницкого района является учредителем МБОУ «Ашевская средняя школа», собственных доходов в 2022 году у учреждения не имеется, исходя из приведенных норм права и положений Устава учреждения, Устава Администрации Бежаницкого района, принимая во внимание, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, при этом, обеспечение антитеррористической защищенности является одной из важнейших функций государства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Частью 1 ст.132 Конституции РФ определено, что орган местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В связи с чем, суд полагает, что требование заместителя прокурора об установлении срока исполнения решения для МБОУ «Ашевская средняя школа» – в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу, и для Администрации Бежаницкого района в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.
При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчики не лишены возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
При этом, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как следует из пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик МБОУ «Ашевская средняя школа» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).
Таким образом, взысканию с МБОУ «Ашевская средняя школа» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «Бежаницкий район». Государственная пошлина с Администрации Бежаницкого района, которая является исполнительным органом местного самоуправления, как с ответчика, в силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ашевская средняя школа», Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности совершить действия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ашевская средняя школа» (...) в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: ..., системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Возложить на Администрацию Бежаницкого района Псковской области (...) обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ашевская средняя школа», расположенного по адресу: ..., системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ашевская средняя школа» государственную пошлину с зачислением в бюджет муниципального образования «Бежаницкий район» Псковской области в размере 300 (триста) рублей.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ашевская средняя школа» и Администрацию Бежаницкого района Псковской области сообщить в Бежаницкий районный суд Псковской области об исполнении данного решения суда в течение месяца со дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 08 сентября 2022 года.
...
...
Судья Е.А.Понедельченко