Решение по делу № 2а-293/2019 ~ М-301/2019 от 23.09.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 октября 2019 года                         город Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Болдырева В.В., при секретаре судебного заседания Варейчук А.И., с участием административного истца, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Гончарова Александра Владимировича об оспаривании решения заместителя начальника отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № 3 ФГКУ ЗРУЖО) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении членов его семьи,

установил:

Гончаров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение заместителя начальника отдела № 3 ФГКУ ЗРУЖО от 01 августа 2019 года № 42/05/4336 в части касающейся отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, его супруги ФИО3 и сына ФИО2, обязать ответчика названное решение в оспариваемой части отменить и принять решение о постановке их на указанный учет с учетом ранее принадлежавшего его супруге жилого помещения площадью 14,5 кв.м.

В обоснование своих требований административный истец указал, что с 2001 года проходит военную службу по контракту, в том числе в настоящее время в войсковой части . 01 августа 2019 года решением заместителя начальника отдела № 3 ФГКУ ЗРУЖО он, а также его старший сын ФИО8 признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет для обеспечения жилым помещением в <адрес>. Этим же решением его супруге и сыну в признании нуждающимися и принятии на указанный учет отказано на том основании, что они совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, выразившиеся в прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и с этого момента не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Полагая свои права нарушенными, Гончаров, основываясь на положениях жилищного законодательства, утверждал, что намеренного ухудшения жилищных условий членами его семьи не совершалось. Кроме того, ссылаясь на размер нормы предоставления жилого помещения 18 кв.м., установленной в ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на положения ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которым при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, административный истец полагает, что его супруга и сын (ФИО2) имеют право на обеспечение жилой площадью от Министерства обороны РФ и при наличии у его супруги права собственности на 14,5 кв.м. площади в квартире по адресу: <адрес>.

В суде Гончаров настаивал на удовлетворении своих требований и пояснил, что ввиду отсутствия в предоставленной ему ранее от органов военного управления комнате в общежитии по адресу: <адрес> необходимых условий для проживания новорожденного сына ФИО2, признания этого общежития аварийным и невозможностью в связи с этим зарегистрировать в нем последнего, он с апреля 2015 года по январь 2017 года с семьей (включая супругу ФИО3 и сына ФИО2) проживал в квартире своей тещи ФИО9 по адресу: <адрес>. В указанной квартире помимо тещи проживала сестра его супруги ФИО10 и племянница ФИО11 В сентябре 2015 года его супруга унаследовала от отца 1/3 долю в общей долевой собственности в указанной квартире. В 2016 году указанную долю она подарила своей племяннице ФИО11 Вместе с тем, после смерти тещи с семьей ФИО10 их отношения ухудшились из-за чего они были вынуждены выехать из данной квартиры и стали снимать жилье по различным адресам до получения в декабре 2018 года служебного жилого помещения по адресу: <адрес>. С 2017 года его супруга и сын ФИО2 постоянно зарегистрированы с ним при воинской части, а в настоящее время в служебном жилом помещении. Поскольку его сын ФИО2 собственником жилого помещения не являлся и в квартире по адресу: <адрес>, на него не приходилось ни одного квадратного метра, он считает, что его сын и супруга имели право на обеспечение жилой площадью от Министерства обороны и при наличии у последней права собственности на 14,5 кв.м. площади в указанной квартире.

Представители ФГКУ ЗРУЖО и отдела № 3 ФГКУ ЗРУЖО Шокур Ф.А. и Горбатенко Д.П. в своих возражениях заявленные требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по доводам и основаниям, изложенным в оспариваемом решении.

Административные ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания своевременно и в надлежащей форме, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.

Выяснив позицию участников процесса, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно копиям военного билета, паспортов, свидетельств о заключении брака и о рождении, контракта о прохождении военной службы, копии послужного списка, домовой книги, поквартирных карточек, лицевого счета и справок войсковой части от 14.06.2019 № 117, № 118, от 15.06.2019 № 119, Гончаров с июня 1999 года по настоящее время проходит военную службу в том числе по контракту с 14 мая 2001 года и имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, в связи с чем с учетом ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих») относится к категории военнослужащих обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Семья Гончаровых (брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ) состоит из четырех человек: его лично, супруги ФИО3 (до брака ФИО3., сына заявителя от первого брака ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.). и сына ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) Указанные лица с 3 июня 2019 года зарегистрированы в служебной квартире, предоставленной заявителю по договору найма служебного жилого помещения № 794 от 5 декабря 2018 года по адресу: <адрес>.

Копиями паспорта, карточки регистрации и поквартирной карточки подтверждается, что административный истец с 26 февраля 2003 года по 11 апреля 2017 года, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а с 11 апреля 2017 года по 3 июня 2019 года вместе с сыном ФИО8 при войсковой части по адресу: <адрес>.

Из копии поквартирной карточки, от 06 июня 2019 года усматривается, что супруга административного истца с 27 июня 1995 года, а сын ФИО2 с 06 сентября 2015 года по 11 апреля 2017 года были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домовой книги от 27 июня 2019 года с 11 апреля 2017 года по 3 июня 2019 года они были зарегистрированы при войсковой части по адресу: <адрес>.

Из копии заявления Гончарова А.В. от 25 июня 2019 года следует, что он обратился в отдел № 3 ФГКУ ЗРУЖО с просьбой принять его с составом семьи 4 человека на учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>.

Копии уведомления и решения заместителя начальника отдела № 3 ФГКУ ЗРУЖО от 01 августа 2019 года № 42/05/4336 свидетельствуют о том, что Гончаров А.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи 2 человека включая его сына ФИО8 Тем же решением, отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и во включении в соответствующий единый реестр членов семьи административного истца: супруги и сына ФИО2 на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, так как не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок с момента совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, выразившихся в прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Оценивая решение заместителя начальника отдела № 3 ФГКУ ЗРУЖО от 01 августа 2019 года № 42/05/4336 в оспариваемой части суд учитывает следующее.

Из копий документов регистрационного дела на квартиру по адресу: <адрес>, а именно поквартирной карточки, договора приватизации от 21 сентября 2007 года, заявления ФИО3 (ныне ФИО3) Т.И. от 9 августа 2006 года, свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения и передаточного акта к договору дарения от 26 мая 2016 года, видно, что ФИО3 постоянно проживая в указанной квартире и имея в ней регистрацию с 1995 года, от участия в ее приватизации отказалась в пользу своих родителей ФИО14, ФИО9 и племянницы ФИО11 При этом, сохраняя право пользования названным жилым помещением, 14 сентября 2015 года ФИО3 приобрела право на 1/3 доли в праве общей долевой собственности в указанной квартире на основании свидетельства о праве на наследство. 9 ноября 2016 года указанное право ФИО3 прекращено на основании договора дарения от 26 мая 2016 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которыми устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона. Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ усматривается, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обладают граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно п. 1 Решения городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005 № 408 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в <адрес>» учетная норма площади жилого помещения в г. Калининграде определена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах.

Поскольку сын административного истца ФИО2 и его супруга ФИО3 были зарегистрированы по месту жительства в квартире принадлежавшей последней (на праве общей долевой собственности до 9 ноября 2016 года), общей площадью 43,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, помимо них в данном жилом помещении было зарегистрировано еще два человека (ФИО10 и ФИО11), то каждый из них до момента выселения имел право пользования 43,6/4=10,9 кв.м. общей площади жилого помещения.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что в период проживания членов семьи административного истца ФИО3 и ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, их обеспеченность была менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Калининграде. Следовательно, действия ФИО3 и ФИО2 по прекращению права собственности и права пользования названным жилым помещением, не могут расцениваться как действия по намеренному ухудшению жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, поскольку их право быть принятыми на жилищный учет и признание нуждающимися в жилых помещениях возникло до совершения ими указанных действий, а не после как это указано в оспариваемом решении. Таким образом, заместитель начальника отдела № 3 ФГКУ ЗРУЖО в оспариваемом решении незаконно отказал административному истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях членов его семьи ФИО3 и ФИО2

Оценивая довод административного истца о необходимости учета за членами его семьи 14,5 кв.м в принадлежащей ранее его супруге квартире, суд учитывает, следующее.

Согласно положениям, закрепленным в частях 7 и 8 статьи 57 ЖК РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

В соответствии с частью 2 статьи 51 этого же кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как установлено судом 9 ноября 2016 года ФИО3 утратила право общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Вместе с тем, сохраняла право пользования названным жилым помещением вместе с сыном ФИО2 до 11 апреля 2017 года, то есть до момента снятия с регистрационного учета. При таких обстоятельствах, вопреки доводам административного истца в его учетных данных подлежат отражению сведения о приходящейся на ФИО3 и ФИО2 общую площадь жилья на праве пользования в ранее занимаемом ими жилом помещении, по адресу: <адрес>.

С учетом положений ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы в размере оплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 рублей. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения ст. 111 КАС РФ о пропорциональном возмещении судебных расходов не подлежат применению при разрешении требования подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций.

Руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Гончарова Александра Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение заместителя начальника отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 01 августа 2019 года № 42/05/4336 в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО3 и ФИО2.

Обязать начальника отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации названное решение в указанной части отменить и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в качестве членов семьи Гончарова Александра Владимировича его супругу ФИО3 и сына ФИО2 с учетом общей площади жилья на праве пользования в ранее занимаемом ими жилом помещении, по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Гончарова А.В. отказать.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ взыскать с ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Гончарова Александра Владимировича понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суд в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Решение суда в окончательной форме

принято 22 октября 2019 года.

Подлинник решения находится в материалах административного дела Калининградского гарнизонного военного суда № 2а-293/2019

2а-293/2019 ~ М-301/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гончаров Александр Владимирович
Ответчики
отдел №3 (г.Калининград) ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ
Суд
Калининградский гарнизонный военный суд
Судья
Болдырев Владимир Владимирович
23.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
24.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2019[Адм.] Судебное заседание
22.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее