Дело № 13-18/2024 (13-380/2023)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2024 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Зрелкиной Е.Ю., при секретаре Бурнашевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Семёнова ВЕ о процессуальном правопреемстве,
УСТАНОВИЛ:
Семёнов В.Е. обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> по иску ООО КБ «Эл Банк» в лице конкурсного управляющего государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» к ООО «ЭВАЗ», ТЮ, АВ о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество, указывая на то, что решением Арбитражного суда <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО КБ «Эл банк» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. По результатам электронных торгов право требования к ответчикам по делу ООО КБ «Эл Банк» в лице конкурсного управляющего государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» передало Семёнову В.Е..
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, заявитель просил рассмотреть заявление в его отсутствие, остальные о причинах неявки не сообщили.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 44 ГПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Таким образом, замена взыскателя на основании договора цессии в рамках исполнительного производства допустима после выдачи исполнительного листа, но до реального исполнения судебного решения.
В силу приведенных правовых норм в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», осуществляя процессуальное правопреемство на стадии исполнения судебного акта, суд производит замену цедента цессионарием по заявлению или с согласия последнего в той части, в которой судебный акт не исполнен. Если истек срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, суд производит замену только в случае восстановления срока на предъявление исполнительного листа к исполнению (статьи 23, 52 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Из вышеприведенных норм следует, что вопрос о возможности вынесения определения о процессуальной замене стороны (взыскателя) по делу ее правопреемником в целях дальнейшего принудительного исполнения решения суда напрямую зависит от наличия или утраты возможности такого принудительного исполнения.
Для замены цедента цессионарием необходимо наличие самого долга.
Из материалов дела следует, что решением Майминского районного суда Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> с ООО «ЭВАЗ» в пользу ООО «Эл Банк» в лице конкурсного управляющего государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» взыскана задолженность по кредитному договору <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в размере 6103200 рублей 39 копеек, судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 38716 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> решение оставлено без изменения.
Судом выдан исполнительный лист серии ФС <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> между ООО КБ «Эл Банк» (далее – цедент) в лице представителя конкурсного управляющего государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» Маслова А.Ю. и Семёновым В.Е. (далее – цессионарий) был заключен договор уступки прав требования (цессии) <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, согласно которому цедент уступает цессионарию права требования к ООО «ЭВАЗ» по кредитному договору <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в размере 6141916,39 рублей.
Согласно ответу Отделения судебных приставов по Майминскому и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>м Управления ФССП России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> исполнительное производство <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-ИП в отношении ООО «ЭВАЗ», возбуждённое на основании исполнительного листа ФС <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, находится на исполнении, остаток долга составляет 6132381,33 рублей. Таким образом, обязательство должника перед взыскателем не выполнено.
Согласно сведениям Отдела ЗАГС <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Комитета по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай АВ умер 1810.2019 года.
Обязательство, возникающее из кредитного договора, не связано неразрывно с личностью должника: банк может принять исполнение от любого лица. Поэтому такое обязательство смертью должника на основании п. 1 ст. 418 ГК РФ не прекращается.
Согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Поскольку смерть должника АВ не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, его наследники, принявшие наследство, по правилам статьи 1175 ГК РФ становятся должниками и несут гражданско-правовую ответственность по долгам наследодателя со дня открытия наследства в рамках стоимости наследственного имущества.
Согласно ответом нотариусов Нотариальной палаты Республики Алтай нотариального округа «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» ГВ, ТА наследственных дел в отношении имущества и имущественных прав умершего АВ, не заводилось.
Учитывая изложенное, суд считает заявление Семёнова В.Е. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 44, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Семёнова ВЕ удовлетворить.
Произвести процессуальное правопреемство в гражданском деле <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> по иску ООО коммерческий банк «Эл Банк» в лице конкурсного управляющего государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» к ООО «ЭВАЗ», ТЮ, АВ о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество, заменив взыскателя ООО коммерческий банк «Эл Банк» в лице конкурсного управляющего государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» на его правопреемника Семёнова ВЕ, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> г.р., ур. <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, адрес регистрации: 454047, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Алтай в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Е.Ю. Зрелкина