дело № 12-1-101/2019
РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Козьмодемьянск 16 августа 2019 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Мельникова С.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, по жалобе представителя муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального предприятия «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Малышева С.И. на постановление № 43 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В. о наложении штрафа от 04 июля 2019 г., которым
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», место нахождения: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д.145, ОГРН 1181215004190, ИНН/КПП 1223000528/122301001,
привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В. от 04 июля 2019 года муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее МУП «Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной МУП «Вода» в суд, заявитель просит отменить постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, указав, что определением Горномарийского районного суда от 19 февраля 2019 года срок исполнения обязанности в виде нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений г. Козьмодемьянска и в реку Волга в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект перенесен до 01 декабря 2020 года. Полагает, что постановление должностного лица противоречит определению Горномарийского районного суда от 19 февраля 2019 года. Учитывая финансовое положение МУП «Водоканал», наличие картотеки на расчетной счете в ПАО «Банк «Йошкар-Ола» в сумме 27 022 161 руб. 22 коп., в ПАО «Сбербанк» картотеки № 1 на сумму 132 579 162 руб. 33 коп. и картотеки № 2 на сумму 1 857 098 руб. 08 коп., арест Горномарийским РОСП УФССП по РМЭ кассы предприятия в размере 50%.
Представитель МУП «Водоканал» Малышев С.И. доводы жалобы поддержал, ходатайствовал об освобождении предприятия от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Представители Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюкова Е.И., Корчашкина С.В. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в обжалуемом постановлении.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведений. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации.
Обязанность по осуществлению производственного контроля за охраной атмосферного воздуха возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае эксплуатации источников вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
Согласно ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 23 апреля 2019 № 60-р (гк) в отношении МУП «Водоканал»» в период с 14 мая 2019 года по 10 июня 2019 года проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды.
Установлено, что МУП «Водоканал» осуществляет хозяйственную и/или иную деятельность, на объекте НВОС II категории, местонахождение объекта - Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д.145.
В нарушение п. 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 22 Федерального закона 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МУП «Водоканал» не обеспечена подготовка руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; не представлены материалы инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Эксплуатация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС: ОСК г. Козьмодемьянск, адрес: г. Козьмодемьянск, ул. Советская. д. 145, юридическим лицом в период с 02 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. осуществлялась в отсутствии установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предельно допустимые выбросы для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) не были установлены.
Эксплуатация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на указанном объекте в период с 01 января 2019 г. по 10 июня 2019 г. осуществляется в нарушении п. 10 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Расчет нормативов допустимых выбросов, являющимся приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, юридическим лицом не представлен.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников на объекте II категории выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляются в отсутствии нормативов допустимых выбросов.
В нарушение п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на момент проведения проверки действующие и согласованные Мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора МУП «Водоканал» не имелось. Журнал записи предупреждений не представлен. Проведение согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не организовано. В Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл в установленные сроки отчёты о проведённых мероприятиях по уменьшению выбросов в периоды НМУ не представлены,
Кроме того, в Программе производственного экологического контроля не содержится информации о используемых методах и методиках измерений загрязняющих веществ на источниках выбросов, перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; сведения о показателях суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу; сведения о схемах водопотребления и водоотведения; данных о погрешности средства измерения расхода сброса, свидетельства о проверке средства измерения, сроков проведения такого учета. В Программе не указаны аттестованные методики (методы) измерений; периодичность отбора и анализа проб сточных вод, а также определения токсичности не соответствует предъявляемым требованиям к содержанию Программы.
В нарушении п.п. 12 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл МУП «Водоканал» не представлена ежегодная статотчётность по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом № 63 от 10.06.2019, протоколом № 83 от 25.06.2019; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г., свидетельством о постановке на государственный учет объектов НВОС, статотчётность по форме № 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух) за 2018 г., протоколом осмотра от 14 мая 2019 г., протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 14 мая 2019 г., выкопировкой страниц Программы производственного экологического контроля, объяснениями к протоколу, копией письма от 04 июля 2019 г., копиями справок от 27.06.2019 ПАО Сбербанк о наличии картотеки на счетах № 1 и № 2; справками ПАО Банк «Йошкар-Ола» от 25.06.2019 № 01-44/19-087 о наличии картотеки неоплаченных расчетных документов и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.
Факт наличия выявленных нарушений заявитель жалобы не отрицает.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных материалов не следует, что МУП «Водоканал» не имел возможности для соблюдения названных требований закона. Финансовые трудности юридического лица не относятся к обстоятельствам, исключающим ответственность юридического лица, обязанного в силу закона обеспечить соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Доказательств предпринимаемых юридическим лицом мер по устранению до проведения проверки недостатков суду не представлено.
Кроме того, из материалов дела не усматривается, что для недопущения возникшего нарушения были необходимы денежные средства. Финансовые затраты на обеспечение организации мероприятий в период неблагоприятных метеоусловий и предоставления статотчётности по форме 2-ТП (воздух) не требуется. Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридическим лицом может осуществляться самостоятельно или с привлечением проектной организации.
Таким образом, в постановлении должностного лица о назначении административного наказания сделан правильный вывод о виновности МУП «Вода» в совершении вмененного предприятию административного правонарушения.
Бездействие МУП «Водоканал» правильно квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Доводы представителя МУП «Водоканал» о том, что выявленное нарушение фактически является малозначительным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае характер совершенного правонарушения не позволяет отнести совершенное МУП «Водоканал» административное правонарушение к малозначительным. Обстоятельства, приведенные заявителем в качестве свидетельствующих о малозначительности выявленных нарушений (тяжелое финансовое положение) в силу прямого указания закона таковыми не являются, притом, что правонарушение в сфере общественных отношений, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, имеет высокую общественную опасность и социальную значимость, поскольку находится под постоянным особым контролем со стороны государства.
Административное наказание назначено МУП «Водоканал» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ с учетом тяжести административного правонарушения, обстоятельств дела в минимальном размере.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не имеется, минимальный размер штрафа для юридических лиц, предусмотренный санкцией статьи 8.1 КоАП РФ, составляет менее 100000 рублей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В. от 04 июля 2019 г. № 43 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» оставить без изменения, жалобу представителя МУП «Водоканал» МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Малышева С.И. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Мельников С.Е.