Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-133/2021 от 01.06.2021

Судья Гайнутдинова А.С. № 7п-133/2021

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 04 июня 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н. при секретаре Медведеве Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод строительных материалов «Волга Блок» на постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод строительных материалов «Волга Блок»,

УСТАНОВИЛ:

18 мая 2021 года старшим государственным инспектором Отдела промышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Чернышевым П.М. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод строительных материалов «Волга Блок» (далее ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), которым в вину юридическому лицу вменено нарушение требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности: «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес>; «Сеть газопотребления силосного склада приема цемента и извести, регистрационный <№> от
28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес>.

В качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом на основании статей 27.16 - 27.17 КоАП РФ применен временный запрет эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности: «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес>; «Сеть газопотребления силосного склада приема цемента и извести, регистрационный № <№> от
28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес>, с 10 часов 00 минут 20 апреля 2021 года.

Постановлением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2021 года ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности опасных производственных объектов III класса опасности: «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>
<адрес>; «Сеть газопотребления силосного склада приема цемента и извести, регистрационный № А43-07642-0006 от
<дата>, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес>, на срок 60 суток, то есть до 08 часов 00 минут 17 июля 2021 года, включая время запрета деятельности.

В жалобе ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» выражает несогласие с постановлением судьи в части назначенного наказания в виде приостановления деятельности опасных производственных объектов, поскольку оно назначено без учета трудного имущественного положения общества, большого количества работающих лиц на заводе, которые пострадают в результате приостановления деятельности, общество в результате приостановления деятельности будет признано банкротом. Данные обстоятельства являются смягчающими и подлежат учету при назначении наказания. Полагают, что отсутствие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта является формальным нарушением, которое не влечет угрозы причинения ущерба и вреда. Документы на оформление лицензии поданы в уполномоченный орган, однако для ее получения необходимо осуществить набор персонала, прошедшего соответствующее обучение. С учетом изложенного просят назначить административное наказание в виде административного штрафа должностному лицу – руководителю ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок».

Выслушав объяснения законного представителя юридического лица ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» Разбитнова А.В., защитников, действующих на основании доверенностей, Г.Н.М., С.С.Л., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, пояснивших, что при назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то, что реальная опасность от отсутствия лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов отсутствует, приостановление деятельности повлечет увольнение сотрудников и убытки, поскольку деятельность предприятия носит сезонный характер.

Представитель административного органа Приволжского управления Ростехнадзора Чернышевым П.М. просил жалобу оставить без удовлетворения, поскольку назначенное наказание соответствует обстоятельствам дела, осуществление деятельности без лицензии влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Выслушав участников процесса, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 указанного Закона).

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному выше Федеральному закону.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности, установленных названным законом. Такие действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела в собственности ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» имеются опасные производственные объекты, относящиеся к III классу опасности: «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенная по адресу: <адрес>; «Сеть газопотребления силосного склада приема цемента и извести, регистрационный <№> от 28 декабря 2002 года, расположенная по адресу: <адрес>. Опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем 28 декабря 2020 года Приволжским управлением Ростехнадзора выдано свидетельство <№>

20 апреля 2021 года в 10 часов 00 минут старшим государственным инспектором Отдела промышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Чернышевым П.М. в результате анализа информации, имеющейся в Комплексной системе информации Ростехнадзора, выявлено, что ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» эксплуатирует опасные производственные объекты III класса опасности: «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>; «Сеть газопотребления силосного склада приема цемента и извести, регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, в отсутствие лицензии на вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

Факт эксплуатации ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» указанных опасных производственных объектов подтверждается документами, представленными по запросу должностного лица административного органа обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола». В материалах дела имеется договор поставки газа <№>, заключенный 27 июля 2020 года между ООО «<...>» и ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», на поставку газа на указанные выше сети газопотребления. Из сводных сведений о потреблении газа следует, что в течение 2020 и 2021 года потребление газа является ежемесячным. Для оказания услуг по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газопотребления 29 июля 2020 года между ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» и ООО «<...>» заключен договор.

В судебном заседании представители ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» не оспаривали факт эксплуатации опасных производственных объектов с момента приобретения завода.

Фактические обстоятельства вменяемого ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении <№> от 18 мая 2021 года, протоколом о временном запрете деятельности <№> от 18 мая 2021 года.

При таких обстоятельствах судья городского суда, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства полно, объективно и всесторонне в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, выразившегося в эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности в отсутствие лицензии обязательной для эксплуатации таких объектов.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Событие и состав административного правонарушения, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности юридическое лицо не оспаривает, в жалобе выражает несогласие лишь с видом назначенного наказания, что также подтвердили представители юридического лица в судебном заседании.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний установлены в статье 3.2 КоАП РФ, при этом к юридическому лицу может быть применено, в том числе административное приостановление деятельности.

В силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Суд первой инстанции, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, характер и существо выявленных нарушений требований промышленной безопасности, в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, пришел к выводу о необходимости назначения по данному делу административного наказания в виде административного приостановления деятельности опасных производственных объектов ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок»: «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>; «Сеть газопотребления силосного склада приема цемента и извести, регистрационный № <№> от 28 декабря 2002 года, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, на срок 60 суток.

Учитывая разъяснения, данные в пункте 23.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», принимая во внимание отсутствие у ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок» лицензии на осуществление эксплуатации опасных объектов – сетей газопотребления, наличие которой подтверждает соблюдение всех необходимых мер безопасности при эксплуатации опасного объекта, что создает риск возникновения угрозы жизни и здоровью людей, в том числе работников ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», возникновения техногенной аварий и несчастных случаев, оснований не согласиться с видом назначенного административного наказания и его сроком не усматривается, доводы жалобы в этой части признаются несостоятельными.

В силу статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, в связи с чем ведение деятельности в отсутствие лицензии предполагает возможность наступления негативных последствий.

Назначенное административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения, степени опасности всех допущенных нарушений в их совокупности, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, определено в пределах санкции части 1 статьи 9.1
КоАП РФ.

Малозначительность правонарушения по настоящему делу также не установлена.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

При таких обстоятельствах постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл является законным и обоснованным, а жалоба не подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, из резолютивной части оспариваемого постановления подлежит исключению указание на окончание срока приостановления деятельности (до 08 часов 00 минут 17 июля 2021 года) по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Частью 5 статьи 29.6 КоАП РФ также установлено, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Согласно правовой позиции, выраженной в абзаце 2 пункта 23.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок административного приостановления деятельности не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (часть 3 статьи 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

Кроме того, с учетом доводов представителей ООО «Завод строительных материалов «Волга Блок», приведенных в судебном заседании о принятии мер для получения лицензии, считаю необходимым разъяснить, что в соответствии с частью 3 статьи 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей, назначившим такое административное наказание, по ходатайству юридического лица или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод строительных материалов «Волга Блок» – без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части постановления судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 мая 2021 года указание на окончание срока приостановления деятельности «то есть до 08 часов 00 минут 17 июля 2021 года».

Судья И.Н. Смышляева

7п-133/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Завод строительных материалов "ВолгаБлок"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Смышляева Ирина Николаевна
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
01.06.2021Материалы переданы в производство судье
04.06.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее