УИД 54RS0023-01-2023-000563-27
Дело № 2-549/2023
Поступило в суд 30.03.2023 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующей судьи Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Прокудского сельсовета Коченевского район Новосибирской области (заинтересованные лица: Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области и Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – распределительный газопровод высокого и низкого давления (7000),
установил:
администрация Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области обратилась в суд с вышепоименованными требованиями.
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) объект недвижимого имущества: наименование объекта: Распределительный газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №; вид объекта: сооружение; назначение объекта: 7,7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 1067 м.; Адрес <адрес>, был принят на учет под номером № как бесхозяйный (ссылаясь на пп 2.1 п.2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Данный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 08.12.2022г. №).
Указанный газопровод высокого давления находится в границах муниципального образования Прокудский сельсовет Коченевского района Новосибирской области, используется для обеспечения населения газоснабжением.
В течение всего времени с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил - выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- 001/2023-66238149. Спор о праве отсутствует.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ о признании права муниципальной собственности, в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Заявитель просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
- распределительный газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №; вид объекта: сооружение; назначение объекта; 7.7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 1067 м.; Адрес объекта; <адрес>
Представитель заявителя Глава администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области ФИО, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме, о чем суду предоставил заявление.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Росимущества, предоставила отзыв о нижеследующем.
В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной признается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с действующим законодательством, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию нрава на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Между тем приобретение права муниципальной собственности по указанному основанию допускается лишь в отсутствии правопритязаний на бесхозный объект, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1150/13 по делу N А76-24747/2011). В силу положений, предусмотренных ст. 56, ч. 1 ст. 263, ч. 2 err. 291 ГПК РФ, по делам о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь заявитель обязан доказать факт отсутствия ее собственника, а также иные обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные объекты недвижимости в реестре федерального имущества не числится, к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, не относится. Как установлено п. 2 Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п. 1 Приложения № к нему, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), на территории которых они располагаются. Согласно п, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Поскольку собственник вышеназванного имущества определен законодателем в императивном порядке, оснований для признания данных объектов бесхозяйными - не имеется. Кроме того, к объектам инженерной инфраструктуры городского и районного значения относятся головные сооружения и коммуникации (трубопроводы, кабельные линии электроснабжения и связи, линейные сооружения), используемые в процессе водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, водоотведения, предоставления услуг связи населенного пункта, округа, поселения, муниципального района в целом или их части (п. ДД.ММ.ГГГГ «СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов»). В Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ 16-20969 указано, что для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. В свою очередь, система коммунальной инфраструктуры в соответствии с п. 24 ст. 1 ГрК РФ представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. На основании п. 1.1. Постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории <адрес> и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности <адрес> на бесхозяйные недвижимые вещи» (далее по тексту - Постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), к линейным объектам относятся объекты газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения) и объекты транспортной инфраструктуры. Также, согласно п.10.1 ст. 1 ГрК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, объекты являются линейными объектами (объектами инженерной инфраструктуры) и в силу прямого нормативного предписания, относятся к категории муниципального имущества. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об электроэнергетике», объектами электросетевого хозяйства признаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В соответствии с ч. 6.4 ст. 15 Федерального закона от 27.07,2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации нрав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округ а либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения. Линейные объекты могут являться как объектами капитального строительства, так и некапитальными сооружениями. Критериями некапитального сооружения являются два одновременных условия: объект не имеет прочной связи с землей; конструктивные характеристики объекта позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик. Учитывая данные критерии можно отметить, что линейные объекты (воздушные, кабельные линии электропередачи, блочные и комплектные трансформаторные подстанции) могут являться некапитальными сооружениями, поскольку конструктивные характеристики (которые судами не исследовались) позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик. В силу ч. 2 ст. 292 ГПК РФ, заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц. По смыслу закона, под заинтересованным лицом понимается гражданин, организация или орган публичной власти, на права и обязанности которого может повлиять решение суда. Вопрос о том, кто является заинтересованным в исходе дела лицом, определяется характером дела и его конкретными обстоятельствами (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»). Учитывая, что Росимущество в силу своей компетенции, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», обладает функциями и полномочиями публичного собственника в отношении имущества Российской Федерации, а не муниципального, следовательно, правопритязаний на вышеназванное имущество со стороны Территориального управления нет и быть не может, принятое по настоящему делу решение на права обязанности Территориального управления повлиять не может. Соответственно, вне зависимости от исхода дела принятое по нему решение не повлияет на права и обязанности Территориального управления, следовательно, Территориальное управление привлечено к участию в деле необоснованно. Представитель просит в удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила возражения о нижеследующем.
В силу части 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в части 3 статьи 225 ГК РФ. согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше. В соответствии с Положением о департаменте, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п. департамент является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности <адрес>. Сведения об объекте недвижимого имущества - сооружение, наименование: распределительный газопровод высокого и низкого давления, кадастровый №. протяженностью 1067 м. местоположение: <адрес>. Коченевский муниципальный район, сельское поселение Прокудский сельсовет в Реестре имущества <адрес> отсутствуют, и ранее в Реестре не числились. Учитывая изложенное, департамент не имеет правопритязаний на указанный объект недвижимого имущества и решение по данному делу не затронет прав и законных интересов департамента.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане (юридические лица) осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. В связи с этим указанные лица самостоятельно определяют способ защиты нарушенного права, определяют предмет и основания иска.
Согласно пункту 2 статьи 125, пункту 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (права собственника) и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать органы местного самоуправления, а также юридические лица.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
Согласно пункту 3 указанной статьи по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с действующим законодательством, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию нрава на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Между тем приобретение права муниципальной собственности по указанному основанию допускается лишь в отсутствии правопритязаний на бесхозный объект, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011).
В силу положений, предусмотренных ст. 56, ч. 1 ст. 263, ч. 2 err. 291 ГПК РФ, по делам о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь заявитель обязан доказать факт отсутствия ее собственника, а также иные обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные объекты недвижимости в реестре федерального имущества не числятся, к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, не относятся.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 3 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 290 ГПК РФ право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть признано по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом.
Реализуя Конституционное право, администрация Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области обратилась в суд с вышепоименованными требованиями.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) объект недвижимого имущества: наименование объекта: Распределительный газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №; вид объекта: сооружение; назначение объекта: 7,7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 1067 м.; Адрес объекта: <адрес>, был принят на учет под номером № как бесхозяйный (ссылаясь на пп 2.1 п.2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Данный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 08.12.2022г. №).
Указанный газопровод высокого давления находится в границах муниципального образования Прокудский сельсовет Коченевского района Новосибирской области, используется для обеспечения населения газоснабжением.
В течение всего времени с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- № ( л.д.6-8). Согласно п.10.1 ст. 1 ГрК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, данный объект является линейным.
Спор о праве отсутствует, не заявлен в ходе рассмотрения дела по существу, с момента постановки на учет линейного объекта прошло более трех месяцев.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный объект недвижимости признан бесхозяйным имуществом в установленном законом порядке.
Поскольку, заявитель не имеет возможности в ином порядке зарегистрировать право собственности, в целях устранения правовой неопределенности в отношении указанного объекта, суд считает возможным удовлетворить заявление администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, поскольку, иного способа осуществления правомочий у заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
требования администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества: распределительный газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №; вид объекта: сооружение; назначение объекта; 7.7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 1067 м.; Адрес объекта; <адрес>
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коченевский районный суд. В окончательной форме решение принято и изготовлено 15 мая 2023 года.
Судья: Е.Ю. Мирончик