УИД 65RS0016-01-2023-000849-41
№ 2-67/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Углегорск 01 февраля 2024 года
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Лбовой Ю.С.,
при секретаре – Скородумовой А.В.,
с участием представителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области Абрамовой Н.И., действующей на основании доверенности от 09 января 2024 года, представителя общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «ЖилЦентр» Потемкина К.В., действующего на основании доверенности от 11 января 2024 года, третьих лиц Боровой В.В., Конновой Т.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению государственной жилищной инспекции Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании «ЖилЦентр» о признании недействительным в части решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная жилищная инспекция Сахалинской области обратилась в Углегорский городской суд Сахалинской области с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 10 по ул.Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района от 20.04.2022, оформленное протоколом № 1 от 20.04.2022, в части утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и в части перерсмотра размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, путем индексации на величину фактического уровня инфляции с использованием индекса потребительских цен.
Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном многоквартирном доме проведено общее собрание собственников помещений. Решение общего собрания оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №. В повестку дня были включены, в том числе, вопросы об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (далее - Вопрос №) и пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, путем индексации на величину фактического уровня инфляции с использованием индекса потребительских цен (далее - Вопрос №). Между тем, из протокола и приложенных к нему документов следует, что площадь помещений, расположенных в многоквартирном доме, составляет 2750,1кв.м. Площадь жилых помещений собственников, участвующих в голосовании составляет 1485,3 кв. м., что составляет 54,01 % общей площади жилых помещений. Также из протокола общего собрания усматривается, что решения по вопросам № и № приняты большинством голосов от общего числа голосов собственников, принявших участие в собрании. Однако в решении квартир №, 38, 50 бюллетень подписала В.И.В. - физическим лицом. Из реестра помещений многоквартирного дома следует, что собственником <адрес> является МО «Углегорский городской округ» - юридическое лицо, собственником <адрес> является П.Ю.Е. Сведения о выдаче доверенностей на право представления интересов собственников квартир № и 54 на имя В.И.В. отсутствуют. При этом в едином государственном реестре недвижимости в отношении жилых помещений №, 38, 50 право собственности не зарегистрировано. Истец ссылался на то, что в решении собственника <адрес> указана площадь 44,9 кв. м, однако из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что Т.О.А. имеет ? доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, в связи с чем площадь при подсчете голосов составляет 11,22 кв.м. В решении собственником <адрес> указана К.Г.С., однако из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что собственником этого жилого помещения является К.В.В. В решении собственника <адрес> указана площадь 58,2 кв.м., между тем, из выписки из единого государственного реестра недвижимости усматривается, что К.А.Н. имеет 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, в связи с чем площадь при подсчете голосов составляет 19,4 кв.м. В решении собственника <адрес> указана площадь 60,0 кв. м, однако из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что К.З.Н. имеет ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а потому площадь при подсчете голосов составляет 45,0 кв.м. В решении собственника <адрес> указана площадь 45,2 кв.м, между тем П.О.А. является правообладателем 1/3 доли в праве общей долевой собственности на это жилое помещение, в связи с чем площадь при подсчете голосов составляет 15,0 кв.м. Учитывая указанные обстоятельства, истец ссылается на то, что оспариваемое решение внеочередного общего собрания в форме очно-заочного голосования собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Шахтерск, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, принято с нарушением правомочности общего собрания собственников помещений, так как процентное соотношение было исчислено неверно, поскольку общая площадь помещений собственников, принявших участие в голосовании равна 1073,02 кв. м, что составляет 39,41%, что менее 50%, требуемых нормами действующего законодательства и свидетельствует об отсутствии кворума при принятии оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель государственной жилищной инспекции Сахалинской области Абрамова Н.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «ЖилЦентр» Потемкин К.В. возражал против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Боровая В.В., Коннова Т.М. поддержали исковое заявление, просили его удовлетворить, дополнительно пояснили, что о проведении общего собрания собственников их в установленном законом порядке не уведомляли, большинство жильцов дома свои подписи в бюллетенях не ставили.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса РФ установлено право обращения в суд органов государственного жилищного надзора о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса РФ.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.15 года № 173, государственная жилищная инспекция Сахалинской области является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения основными задачами Инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, указанных в пунктах 1-11 части I статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно части 3 статьи 47 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 48 Жилищного кодекса РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование.
Частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.
Частями 4 и 5 статьи 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрен следующий порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме:
собственник, иное лицо, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения;
в указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 Жилищного кодекса РФ).
По смыслу статьи 48 Жилищного кодекса РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника. Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе - от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100 процентов), жилищным законодательством не предусмотрено.
Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и переданных инициатору собрания в ходе проведения данного собрания (часть 4 статьи 48 Жилищного кодекса РФ).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и переданных инициатору общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ходе проведения данного собрания в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4.1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества; утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Частью 3 статьи 146 Жилищного кодекса РФ установлено, что правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце втором пункта 108 постановление от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» к нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Государственной жилищной инспекций Сахалинской области проведены проверочные мероприятия по жалобе жителей многоквартирного дома № 10 по ул. Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что в период с 07.04.2022 по 20.04.022 по инициативе ООО «ЖилЦентр» проведено общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования.
Принятые в результате проведения собрания решения оформлены протоколом от 20.04.2022 № 1.
В повестку дня были включены, среди прочего, следующие:
- вопрос об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (Вопрос № 6),
- вопрос о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, путем индексации на величину фактического уровня инфляции с использованием индекса потребительских цен (Вопрос № 7).
По указанным вопросам приняты положительные решения.
В протоколе имеется указание, что площадь помещений, расположенных в многоквартирном доме, составляет 2750,1, 0 кв.м. Площадь жилых помещений собственников, участвующих в голосовании составляет 1485,3 кв. м., что составляет 54,01 % общей площади жилых помещений.
При оценке доводов истца о недействительности бюллетеней (решений собственников помещений в доме) и об отсутствии кворума судом установлено следующее:
- не соответствие площади помещения, указанной в списке собственников, принявших участие в голосовании, и учтенной в общем количестве голосов:
- 47,5 кв.м, общей площади <адрес>, собственник М.И.С., принимавшая участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшая «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которой на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, при этом согласно уведомлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости площадь указанного жилого помещения составляет 44,9 кв.м,
Таким образом, по указанным основаниям подлежат исключению 2,6 голоса.
- проголосовал ни собственник помещения в многоквартирном доме, ни его представитель, ни лицо, принявшее помещение по передаточному акту, доверенность отсутствует:
- 45,3 кв.м, общей площади <адрес>, собственник К.В.В., при этом участие в голосовании от имени собственника осуществляла К.Г.С., не являющаяся собственником жилого помещения, которая по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений по данным вопросам,
- 57,8 кв.м. общей площади <адрес>, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателем данного жилого помещения является П.Ю.Е. с ДД.ММ.ГГГГ, при этом участие в голосовании принимала представитель КУМСа В.И.В., которая по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений; однако сведений о выдаче собственником этого помещения доверенности на право представления В.И.В. интересов собственника при голосовании не имеется.
Таким образом, по указанному основанию подлежат исключению 45,3+57,8 = 103,1 кв.м.
- квартира находится в общей совместной собственности:
- 57,8 кв.м, общей площади <адрес>, собственник К.В.Ф., при этом из выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что данное жилое помещение находится в общей совместной собственности, К.В.Ф. принимал участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовал «за» принятие решений по данным вопросам; между тем, площадь голосов, пропорционально доле в праве общей совместной собственности К.Ф.Ф., составляет 28,9 кв.м,
При этом положения статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, наделяющей любого из собственников, совместно владеющих помещением, участвовать в общем собрании собственников количеством голосов, которое пропорционально площади всего помещения, то есть действовать от имени всего помещения, находящегося в совместной собственности, суд применить не может, поскольку доказательств того, что К.В.Ф. и К.ТЬ.Б. являются супругами, решение собственников не содержит, в связи с чем суд полагает возможным исключить 28,9 голосов.
- квартира находится в общей долевой собственности, тогда как проголосовал один из собственников, при этом голос учтен кратно площади всей квартиры:
- 44,9 кв.м. общей площади <адрес>, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателями данного жилого помещения являются Т.О.А. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), Б.К.Р. (3/4 доли в праве общей долевой собственности); при этом голосовала только Т.К.Р., однако учтена при голосовании общая площадь всего жилого помещения; Т.К.Р. принимала участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений по данным вопросам; между тем, площадь голосов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности Т.К.Р., составляет 11,23 кв.м,
- 58,2 кв.м. общей площади <адрес>, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН следует, что правообладателями данного жилого помещения являются К.А.Д. (1/3 доля в праве общей долевой собственности), К.А.Н. (1/3 доля в праве общей долевой собственности), К.Н.В. (1/3 доля в праве общей долевой собственности); при этом голосовал только К.А.Н., однако учтена при голосовании общая площадь всего жилого помещения; К.А.Н. принимал участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений по данным вопросам; между тем, площадь голосов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности К.А.Н., составляет 19,4 кв.м,
- 60 кв.м. общей площади <адрес>, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателями данного жилого помещения являются Х.Т.Н. (1/4 доля в праве общей долевой собственности), К.З.Н. (3/4 доли в праве общей долевой собственности); при этом голосовала только К.З.Н., однако учтена при голосовании общая площадь всего жилого помещения; К.З.Н. принимала участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений по данным вопросам; между тем, площадь голосов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности К.З.Н., составляет 45 кв.м,
- 45,2 кв.м, общей площади <адрес>, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателями данного жилого помещения являются С.С.А. (1/3 доля в праве общей долевой собственности), П.О.А. (1/3 доля в праве общей долевой собственности), П.А.А. (1/3 доля в праве общей долевой собственности); при этом голосовала только П.О.А., однако учтена при голосовании общая площадь всего жилого помещения; П.О.А. принимала участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений по данным вопросам; между тем, площадь голосов, пропорционально доле в праве общей долевой собственности П.О.А. составляет 15,06 кв.м;
Таким образом, по данному основанию подлежит исключению 117,61 голосов.
- проголосовали «против» поставленных на повестку дня вопросов:
- 58 кв.м, общей площади <адрес>, ее собственника Б.В.В., принимавшей участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшего «за» принятие решения вопросу 7 и «против» по вопросу 6, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 45,3 кв.м, общей площади <адрес>, ее собственника П.С.И., принимавшего участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшего «против» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости,
- 56,7 кв.м, общей площади <адрес>, ее собственника Г.Е.Г., принимавшего участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшего «против» принятия решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости,
- 45,3 кв.м, общей площади <адрес>, ее собственника Г.Л.С., принимавшего участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшего «против» принятия решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 58,2 кв.м, общей площади <адрес>, ее собственника Д.Н.Н., принимавшего участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшего «против» принятия решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
Таким образом, по 6 вопросу следует исключить 263,5 голосов, по 7 вопросу 165,5 голосов.
Также судом установлено следующее, что при подсчете голосов учтены:
- 40,1 кв.м общей площади <адрес>, собственник К.В.П., принимавшего участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и поголосовавшего «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 40,1 кв.м от общей площади <адрес> 56,7 кв.м. общей площади квартир №, собственник Т.Р.И., принимавшей участие в голосовании по вопросам 6 и 7, и проголосовавшая «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости,
- 42,3 кв.м общей площади <адрес>, собственник М.В.В., принимавшая участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшая «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости,
- 58 кв.м, общей площади <адрес>, собственник Т.Т.В., принимавшая участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшая «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности на жилое помещение которого на дату принятия оспариваемого решения подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости, в настоящее время собственником помещения является - К.Т.Н.,
- 59,8 кв.м, общей площади <адрес>, собственник Л.В.В., принимавший участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавший «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 59,3 кв.м, общей площади <адрес>, собственник Ф.Е.В., принимавший участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавший «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 33,4 кв.м. общей площади <адрес>, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателем данного жилого помещения является МО «Углегорский городской округ», участие в голосовании от имени собственника принимала председатель КУМСа В.И.В., проголосовала «за» принятие решений по данным вопросам;
- 47,9 кв.м, общей площади <адрес>, собственник В.Е.А., принимавшая участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшая «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 47,00 кв.м, общей площади <адрес>, собственник С.К.Н., принимавший участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавший «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 39,8 кв.м, общей площади <адрес>, собственник Е.В.Н., принимавшая участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавшая «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 42,8 кв.м, общей площади <адрес>, собственник Я.Э.А., принимавший участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавший «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости,
- 39,8 кв.м, общей площади <адрес>, собственник А.И.А., принимавший участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавший «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости,
- 40,00 кв.м, общей площади <адрес>, собственник В.В.А., принимавший участие в голосовании по вопросам 6 и 7 и проголосовавший «за» принятие решений по данным вопросам, право собственности которого на жилое помещение подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Из реестра муниципальной собственности следует, что жилые помещения №, 38, 50 находятся в муниципальной собственности МО «Углегорский городской округ», право собственности в ЕГРН не зарегистрировано. При этом участие в голосовании принимала председатель КУМСа В.И.В., которая по вопросам 6 и 7 и проголосовала «за» принятие решений. <адрес> указанных жилых помещений составляет 157,6 кв.м.
Таким образом, из установленных обстоятельств дела следует, что по вопросам 6 и 7 повестки дня проголосовали собственники жилых помещений в многоквартирном доме по вопросу 6 – 969,09 кв.м, по вопросу 7 – 1027,09 кв.м.
Из технического паспорта на многоквартирный дом следует, что общая площадь многоквартирного дома составляет 2 251,9 кв.м., общая площадь жилых помещений составляет 1 807,1 кв.м, а нежилых – 444,8 кв.м.
При этом суд учитывает, что из выписки из ЕГРН следует, что общая площадь многоквартирного дома составляет 2 722,4 кв.м, площадь жилых помещений составляет 1 988,8 кв.м. При арифметическом расчете площадь нежилых помещений собственников составляет 733,6 кв. м (2722 – 1988,8).
Вместе с тем в оспариваемом протоколе указана общая площадь помещений многоквартирного <адрес>,1 кв.м, а количество голосов собственников, принявших участие в голосовании, составила 1 485,3 кв.м, что составляет 54,01 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из расчета: 2 722,4 кв.м / 1 485,3 кв.м = 54,01 %.
Между тем, исходя из фактической площади многоквартирного дома, составляющей 2 722,4 кв.м, суд приходит к выводу, что кворум для принятия решений по вышеуказанным вопросам 6 и 7 должен был составлять не менее 50 % от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме, что составляет 1 361,22 кв.м.
Однако, из ранее указанного подсчета голосов следует, что по вопросу 6 проголосовало общее количество 969,09 кв.м от общего количества голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме, а по вопросу 7 – 1027,09 кв.м.
Следовательно, в данном случае:
по вопросу 6 процентное соотношение числа голосов составляет 35,59 % от общего числа голосов всех собственников помещений многоквартирного дома, исходя из расчета: 2 722,4 кв.м / 969,09 кв.м. = 35,39 %,
по вопросу 7 процентное соотношение числа голосов составляет 37,72 % от общего числа голосов всех собственников помещений многоквартирного дома, исходя из расчета: 2 722,4 кв.м / 1027,09 кв.м. = 37,72 %.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, с учетом требований части 3 статьи 48 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что общее число голосов собственников помещений в многоквартирном <адрес> в пгт. <адрес>, на момент проведения оспариваемого собрания составляло:
по вопросу 6 - 35,59 % от общего числа голосов всех собственников помещений многоквартирного дома, исходя из расчета: 2 722,4 кв.м / 969,09 кв.м. = 35,39 %,
по вопросу 7 - 37,72 % от общего числа голосов всех собственников помещений многоквартирного дома, исходя из расчета: 2 722,4 кв.м / 1027,09 кв.м. = 37,72 %.
Таким образом, количество голосов собственников помещений в доме, принявших участие в общем собрании, оформленного протоколом от 20 апреля 2022 года № 1, значительно меньше необходимых 50%, в связи с чем суд приходит к выводу, что кворума при проведении собрания не было.
Проведение общего собрания в отсутствие кворума является существенным нарушением и безусловным основанием для признания принятого таким собранием решения недействительным.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в подтверждение уведомления собственников о проведении общего собрания собственников ООО «УК «ЖилЦентр» представлен реестр получения сообщений о проведении очно-заочного голосования и бланки решений собственников помещений в многоквартирном доме 10 по ул. Мира пгт. Шахтерска, фотографии объявления о размещении уведомления о проведении общего собрания в очно-заочной форме на информационном стенде (доске объявлений) в холле подъезда многоквартирного дома.
Указанные документы не свидетельствуют о соблюдении инициаторами проведения общего собрания установленного частью 4 статьи 45 ЖК РФ срока сообщения собственникам помещений в многоквартирном доме о проведении оспариваемого собрания (не позднее чем за десять дней до даты его проведения), поскольку в реестре получения сообщений самая ранняя дата указана 08.04.2022, а фотографии о размещении объявления не содержат указания на дату размещения уведомления на информационных стендах в подъездах многоквартирного дома, расположенного по адресу: пгт. Шахтерск, ул. Мира, д. 10 (дата указана от руки, при этом сведений о должностном лице, как и его подпись, проставившего дату, не содержится), тогда как другие доказательства надлежащего уведомления собственников о проведении оспариваемого собрания ООО УК «ЖилЦентр», в том числе посредством размещения информации на официальном сайте управляющей организации, направления каждому собственнику помещений в данном доме заказных писем, суду не представлены.
Также не представлено сведений о том, что решением общего собрания собственников помещений в данном доме предусмотрен иной способ направления подобных сообщений о проведении общего собрания собственников.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным довод истца о нарушении ООО УК «ЖилЦентр» порядка созыва оспариваемого общего собрания.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие кворума по принятым решениям при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого, оформленным протоколом от 20 апреля 2022 года № 1, суд приходит к выводу о наличии безусловного основания для признания решения общего собрания в оспариваемой части недействительными.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «ЖилЦентр» в доход бюджета Углегорского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление государственной жилищной инспекции Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании «ЖИЛЦЕНТР» о признании недействительным в части решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома – удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников в многоквартирного доме № 10 по ул. Мира в пгт. Шахтерск Углегорского района от 20 апреля 2022 года, оформленное протоколом от 20 апреля 2022 года № 1, недействительным в части утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и в части пересмотра размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, путем индексации на величину фактического уровня инфляции с использованием индекса потребительских цен.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «ЖилЦентр» (ИНН 6508009702, КПП 650801001, ОГРН 1136509000429, дата регистрации 17 мая 2013 года) в доход бюджета Углегорского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 февраля 2024 года.
Судья Лбова Ю.С.