Судья Османова Н.С. дело 33-1648/2023
2-2438/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2023 г. г.о.Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.
судей Ереминой И.Н., Хаировой А.Х.
при ведении протокола помощником судьи Бочковым Б.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Городок» о перерасчете начисленной платы за коммунальные услуги, понуждении к определенным действиям, по встречному иску ТСЖ «Городок» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе ТСЖ «Городок» на решение Промышленного районного суда г.о. Самара от 07.10.2022 г., которым постановлено:
« Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчет начисленной платы на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, за период с апреля 2021 г. по февраль 2022 г. включительно :
-за отопление по нормативу 0,0133 Гкал/ кв.м, установленному Приказом Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ;
-за холодное водоснабжение исходя из потребленного объема, рассчитанного на основании показаний прибора ФИО2 VLF-R №;
-за горячее водоснабжение исходя из потребленного объема, рассчитанного на основании показаний прибора ФИО2 VLF-R №;
- за водоотведение исходя из потребленного объема, рассчитанного на основании показаний приборов ФИО2 VLF-R № и VLF-R №;
- за электроэнергию исходя из потребленного объема, рассчитанного на основании показаний прибора ФИО2 № ;
Обязать ТСЖ «Городок» принять документы о поверке счетчиков: на холодную воду VLF-R №; на горячую воду VLF-R №, установленных в принадлежащей ФИО1 квартире, расположенной по адресу <адрес> ввести их в эксплуатацию с даты поверки.
Обязать ТСЖ «Городок» принимать от ФИО1 показания индивидуальных приборов ФИО2, в т.ч. способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов ФИО2 ( телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.) и производить начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из потребленного объема, рассчитанного на основании показаний приборов ФИО2 VLF-R № и VLF-R №, а также за электричество по прибору ФИО2 №, в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством.
Взыскать с ТСЖ «Городок» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., штраф в размере
5 000 руб.
Взыскать с ТСЖ «Городок» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
В удовлетворении встречных исковых требований ТСЖ «Городок» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пени –отказать в полном объеме.»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя ТСЖ «Городок» Ложкина А.А., возражения представителей Скворцова С.В.- Корытцевой Е.А., Иванова Д.Г.
установила:
Сковорцов С.В. обратился в суд с иском к ТСЖ «Городок» о перерасчете начисленной платы за коммунальные услуги, понуждении к определенным действиям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником <адрес> по адресу: <адрес>. Данный дом обслуживается ТСЖ «Городок».
Истец ежемесячно подает показания индивидуальных приборов учета в ТСЖ Городок (путем опускания листка с показаниями на первом этаже его дома в специальный почтовый ящик для приема обращений ТСЖ и внесения данных приборов в ГИС ЖКХ).
Из-за конфликтной ситуации с председателем ТСЖ «Городок» Ложкиным А.А., на протяжении более шести месяцев плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется в нарушение действующего законодательства. Показания индивидуальных приборов учета ответчиком игнорируются.
В августе 2020 года истец произвел поверку счетчика горячей воды и подал заявления через ГИС ЖКХ о результатах поверки, приложив сканированные копии документов, однако его обращение, зарегистрированное в ГИС ЖКХ, ТСЖ проигнорировало, начисляя потребление горячей воды по нормативам, что в несколько раз превышает его фактическое потребление по счетчику.
Со стороны истца предприняты все действия для урегулирования ситуации, он предоставил все необходимые документы, однако ТСЖ продолжает нарушать его права, не принимая поверку и выставляя ему завышенные сумы за горячую воду в квитанциях.
В мае 2021 года председатель ТСЖ «Городок» Ложкин А.А. самовольно увеличил нормативы потребления теплоснабжения и горячей воды, что привело к увеличению платы за квартиру истца с 5 513 рублей в месяц до 9 260 руб.
Скворцов С.В. неоднократно обращался к ответчику с заявлением о перерасчете платы за отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, перерасчет произведен не был, что обусловило обращение с иском в суд.
На сегодняшний день в результате незаконного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги у истца образовалась задолженность в размере более 80 000 рублей.
На основании этого истец обратился в суд и с учетом уточнения исковых требований просит:
-признать незаконным и обязать ТСЖ «Городок» отменить применяемый им с апреля 2021 по февраль 2022 включительно норматив на оплату коммунальной услуги по отоплению 0,021 Гкал / кв.м.;
-обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчёт коммунальной услуги за отопление апреля 2021 по февраль 2022 включительно по действующему нормативу 0,0133 Гкал/кв.м. и общей площади жилого помещения в месяц (согласно Приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области №131 от 20.06.2016.):
-обязать ТСЖ «Городок» принять документы о поверке счётчиков: на холодную воду VLF-R № дата поверки ДД.ММ.ГГГГ, на горячую воду VLF-R № дата поверки ДД.ММ.ГГГГ и ввести их в эксплуатацию с даты поверки;
-обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчёт коммунальной услуги ХВС по показаниям счётчика VLF-R № с апреля 2021 по апрель 2022 (показания счётчика в апреле 2022г. - 653куб.м. переданные через ГИС ЖКХ);
-обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчёт коммунальной услуги ГВС по нормативу 0,068Гкал/м. куб. и показаниям счётчика VLF-R № с апреля 2021 по февраль 2022 включительно (показания счётчика в феврале 2022 - 479куб.м переданные через ГИС ЖКХ.);
-обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчёт коммунальной услуги на водоотведение согласно показаниям счетчиков VLF-R № (653 куб.м.) и VLF-R № (487куб.м.) с апреля 2021года по апрель 2022 (Показания счетчика ГВС и ХВС для расчета оплаты за «водоотведение» собираются Ответчиком);
- признать незаконным начисление ФИО1 пени (штрафы);
- обязать ТСЖ «Городок» в дальнейшем для расчета и начисления коммунальных услуг за ХВС и «Водоотведение» использовать нормативы установленные ЖКХ <адрес> и показания приборов ФИО2 подаваемых ФИО1 в том числе и через ГИС ЖКХ;
-обязать ТСЖ «Городок» принимать показания внутриквартирных приборов ФИО2 холодной воды (счетчика VLF-R №), горячей воды (счетчика VLF-R №, для расчета «водоотведения»), электроэнергии (счетчика №) и производить начисление оплаты ХВС, «водоотведения» и электроэнергии согласно подаваемым ФИО1, в том числе и по средствам ГИС ЖКХ показаниям.
- обязать ТСЖ «Городок» произвести перерасчёт коммунальной услуги по электроэнергии с апреля 2021 по февраль 2022 по показаниям счётчика электроэнергии № переданным через ГИС ЖКХ (показания счётчика в феврале 2022 : Т1-10646 кВт.ч., Т2 - 4051 кВт.ч.);
- взыскать с ТСЖ «Городок» штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги;
- взыскать с ТСЖ в счет компенсации морального вреда 100 000 руб.
ТСЖ «Городок» обратилось в суд со встречным иском к ФИО1, в котором с ФИО2 уточнения просит взыскать со ФИО1 в пользу ТСЖ «Городок» основную задолженность по оплате жилищно- коммунальных услуг за период с апреля 2021г. по март 2022г. в сумме 101980,19 руб., госпошлину в размере 3 239,6 руб., пени в сумме 14 689,03 руб., оплату за потребление теплоэнергии в сумме 13188,95 руб., а всего в размере 133 097,77 руб., указав, что ФИО1 является собственником спорной квартиры. Ежемесячно ФИО1 вручается платежный документ по оплате коммунальных услуг, оплату ФИО1 производит не в полном объеме и не регулярно, в связи с чем образовалась задолженность.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ТСЖ «Городок» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить их встречный иск, отказав в иске ФИО1
В судебном заседании представитель ТСЖ «Городок» ФИО9 доводы жалобы поддержал.
Представители ФИО1- ФИО10, ФИО3 Д.Г. просили решение оставить без изменений, жалобу- без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором..
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу ст.548 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно положениям ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.
В соответствии с п. 66 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Пункт 67 Правил устанавливает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с п. п. "в, з" п. 69 Правил в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются, в том числе указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника; статьи 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов), в том числе периодичности поверки (статья 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Управление данным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Городок».
В квартире истца установлены следующие индивидуальные приборы ФИО2:
- счетчик на холодную воду VLF-R №
- счетчик на горячую воду VLF-R №
- счетчик потребления электроэнергии №
Согласно акту приема в эксплуатацию индивидуального (квартирного) прибора ФИО2 воды от ДД.ММ.ГГГГ, составленного председателем ТСЖ «Городок» ФИО9, приборы ФИО2 ГВС VLF-R № и прибор ФИО2 ХВС VLF-R № опломбированы и введены в эксплуатацию с 20.04.2016г.
Согласно представленным документам, ООО «ГорВодоУчет» проведена поверка приборов ФИО2: ДД.ММ.ГГГГ - ХВС VLF-R №, ДД.ММ.ГГГГ - ГВС № VLF-R №. Срок поверки прибор ФИО2 на ГВС VLF-R № до ДД.ММ.ГГГГ, на ХВС VLF-R № до ДД.ММ.ГГГГ Оба счетчика прошли поверку, являются исправными и годными к дальнейшей эксплуатации. При проведении поверки ФИО1 предоставлены фирменные паспорта установленного образца на счетчики с указанием даты первичной ( заводской) поверки от 20.06.2008г. с подписью и клеймом метролога. Данные паспорта разработаны и соответствуют требованиям Российского ГОСТа ( ГОСТ 2.601-95), также представлены документы государственного образца первой периодической поверки, на данные приборы ФИО2 воды, которую осуществляло ООО «Водоучет» 15.04.2016г. по результатам которой счетчики были годными и разрешены к дальнейшей эксплуатации.
Неоднократные заявки и требования истца на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов ФИО2 холодной и горячей воды ответчиком игнорируются. Данный факт не отрицался в ходе судебного заседания председателем ТСЖ «Городок» ФИО9 со ссылкой на недостоверность технических документов на указанные приборы. Данные обстоятельства подтверждены также показаниями свидетеля ФИО12( бухгалтера ТСЖ «Городок»).
Согласно акту показаний индивидуальных приборов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Председателем ТСЖ «Городок»- ФИО9, членами правления ТСЖ «Городок»- ФИО13, собственника квартиры ФИО1, в <адрес> установлены индивидуальные приборы ФИО2 потребления коммунальных ресурсов на ГВС, ХВС и электроснабжения:
- счетчик на холодную воду VLF-R №, показания 0677 куб.м.
- счетчик на горячую воду VLF-R №, показания 0497 куб.м.
- счетчик потребления электроэнергии №, показания день 11514, ночь 4386.
Паспорта на счетчики ГВС, ХВС осмотрены.
Исходя из п.31 Правил №354 следует, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы да коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Скворцов С.В. в спорный период передавал показания индивидуальных приборов учета в ТСЖ «Городок» и ГИС ЖКХ.
Однако, в квитанциях, выдаваемых ТСЖ «Городок», начислялась плата не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Дав оценку установленным обстоятельствам, суд пришел к выводу, что за период с апреля 2021 по февраль 2022 начисление платы за спорное жилое помещение, находящиеся в собственности Скворцова С.В., произведено ответчиком с нарушением действующего законодательства, поскольку приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергию, находящиеся в квартире истца находятся в исправном состоянии, прошли поверку,в связи с чем обязал ответчика произвести соответствующий перерасчет коммунальных платежей, исходя из показаний ИПУ, а также обязал ответчика и в дальнейшем принимать от истца указанные показания.
Также суд обязал ТСЖ «Городок» принять документы о поверке счетчиков: на холодную воду VLF-R №; на горячую воду VLF-R №, установленных в принадлежащей ФИО1 квартире, расположенной по адресу <адрес> ввести их в эксплуатацию с даты поверки.
При этом суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о том, что спорные приборы ФИО2 в рассматриваемый период являлись неисправными (некорректно фиксировали фактически потребленный объем воды) в материалы дела не представлено. В ходе судебного разбирательства сторонам предоставлена возможность осуществить действия по вводу индивидуальных приборов ФИО2 ГВС и ХВС в эксплуатацию. Представителю ответчика предоставлена возможность проверить правильность установки счетчиков, зафиксировать показания, составить акт ввода приборов в эксплуатацию и принять индивидуальные приборы ФИО2 к расчетам. Однако, представитель ТСЖ от составления акта ввода в эксплуатацию отказался, перерасчет не произвел.
Также суд пришел к выводу, что ТСЖ «Городок» при начислении платы за тепловую энергию применяет норматив 0,021 Гкал/ кв.м, что не соответствует Приказу министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. № « Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», поскольку <адрес> в <адрес> общедомовым прибором ФИО2 тепловой энергии не оснащен, в связи с чем начисление платы за отопление должно производиться исходя из норматива 0,01133 Гкал / куб. м в соответствии с действующим нормативным документом, в связи с чем удовлетворил требования ФИО1 и обязал ТСЖ произвести перерасчет начисленной платы на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, за период с апреля 2021 г. по февраль 2022 г. включительно за отопление по нормативу 0,0133 Гкал/ кв.м, установленному Приказом Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом судом принято во внимание предписание ГЖИ <адрес> №СПр-101086 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТСЖ «Городок». в котором ТСЖ обязан в срок до 17.02.2022г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства РФ, представить в государственную жилищную инспекцию <адрес> сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- производить начисление платы по отоплению с апреля 2021 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пр-кт. Кирова, <адрес>, в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №, в соответствии с нормативами установленными Приказом министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».
Указанное предписание выдано ГЖИ <адрес> по результатам документарной проверки, в ходе которой установлено следующее:
федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее - Правила № 354), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - ГВС) размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в соответствии с данными нормативными актами, стоимость коммунальной услуги «горячее водоснабжение» определяется исходя из количества холодной воды (куб. метр), использованной при производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и количества тепловой энергии (Гкал.), использованной на подогрев этой холодной воды.
Норматив потребления тепловой энергии установлен приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017г. № 119 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях».
Согласно вышеуказанному приказу, для расчета платы за горячее водоснабжение на компонент «тепловая энергия» для центральной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) с неизолированными стояками и полотенцесушителями должен применяться норматив 0,068 Гкал/куб.м.
Из анализа представленных в ходе проверки платежных документов по оплате коммунальных услуг за 2020 год, январь - сентябрь 2021 года, для расчета платы за горячее водоснабжение, на компонент «теплоноситель» применяется норматив для центральной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), с неизолированными стояками и полотенцесушителями, который составляет 0,068 Гкал/куб.м., что соответствует, требованиям приказа министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 16.05.2017г. № «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях».
По вопросу начисления платы за отопление, установлено следующее:
В соответствии с п. 42(1) Правил №. оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно п. 42(1) Правил №, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора ФИО2 тепловой энергии в многоквартирном доме, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии со cт. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям- приборов ФИО2, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно информации представленной ТСЖ «Городок» (исх. № от 09.11,2021г.), многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пр-кт Кирова, <адрес> не оборудован ОДПУ тепловой энергией, в данном случае начисление платы за отопление должно производиться исходя из норматива на отопление, площадь жилого помещения и тариф на тепловую энергию.
Из анализа представленных в ходе проверки платежных документов по оплате коммунальных услуг за 2020 год, январь-сентябрь 2021 года, до апреля 2021 года начисление платы за отопление производилось исходя из норматива 0,0133 Гкал/кв.м. (в соответствии требованиям Приказа министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению»). С апреля 202] года при начислении платы за отопление жилых помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пр-кт Кирова, <адрес> применяется норматив 0,021 Гкал/кв.м., который не соответствует Приказу министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Удовлетворяя вышеуказанные требования ФИО1, суд отказал в удовлетворении встречного иска ТСЖ «Городок», поскольку правовых оснований по начислению истцу в период с апреля 2021г. по февраль 2022г. платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению исходя из нормативов потребления, а за отопление по нормативу 0,021 Гкал/куб.м не имеется.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ о защите прав потребителей с ответчика в пользу истца за нарушение его прав как потребителя взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб.
Оснований не согласиться с выводами суда в указанной части у судебной коллегии не имеется.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.211 года (далее – «Правила») установлены обязанности потребителя коммунальных услуг, в том числе потребитель обязан:
в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку (подпункт «г»);
обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д»);
своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «и»).
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Согласно п. 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12).
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (П. 81(13).
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (П. 81(14).
В силу положений ч. 1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
При этом абонент, на которого возлагается дополнительное имущественное бремя, в том числе по оплате безучетного потребления энергии, не может быть лишен возможности доказывать в установленном законом порядке соответствие эксплуатируемых им приборов (узлов) учета требованиям технической безопасности и коммерческой пригодности, предусмотренным законодательством об обеспечении единства измерения.
Как указывалось выше, в квартире истца установлены ИПУ по ГВС, ХВС, электроэнергии, их показания истцом в ТСЖ передаются.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные приборы учета в рассматриваемый период являлись неисправными (некорректно фиксировали фактически потребленный объем воды), в материалах дела не имеется, показания расчетных приборов учета, наличие пломб на ИПУ в квартире истца, а также отсутствие на них повреждений ответчиком не опровергнуты.
Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника) (статьи 539, 543 ГК РФ, пункт 145 Правил N 442 - в редакции на момент проверки).
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенных законодательством об энергоснабжении, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; целостностью и сохранностью прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), пункты 137, 144, 145, 147, 152, 154, 155 Правил N 442).
В данном случае ИПУ в квартире истца в установленные сроки ( 2020 и 2022 г.г.) прошли поверку ООО « ГорВодоУчет» и ООО « Водоучет», и признаны годными к дальнейшей эксплуатации с выдачей соответствующих документов.
Действующее законодательство устанавливает императивные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов. Так, согласно абзацу второму пункта 172 Правил N 442 проверка расчетных приборов учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия прибора учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний прибора учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Результатом такой проверки является составление акта проверки (пункт 176 Правил N 442), а в случае выявления безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (пункт 193 Правил N 442).
Непосредственно Порядок проведения поверки средств измерений, а также требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 N 1815.
Кроме этого, в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ при утверждении типа средств измерений, помимо межповерочного интервала, устанавливаются показатели точности, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утверждены Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 N 124.
Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в его паспорте (формуляре), заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция прибора учета должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации рассматриваемого средства не позволяют нанести знак поверки непосредственно на измеритель, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр) (пункт 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
В данном случае ООО « Водоучет», имеет аттестат аккредитации РОСС RU.0001.310345.
ООО « ГорВодоУчет», вопреки доводам жалобы, на момент проведения поверки ИПУ по ГВС ( 13.08.2020 ) также имело аттестат аккредитации РОСС RU.0001.312363. Аккредитация прекращена 05.08.2022 г.
Выданные указанными организациями свидетельства о поверке приборов учета в квартире истца никем не оспорены, недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах требования истца о признании ИПУ, установленных в его квартире, введенными в эксплуатацию, обязании ТСЖ принимать для расчета их показания и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленные коммунальные ресурсы с применением показаний ИПУ обоснованно судом удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что номера ИПУ, указанные в свидетельстве о поверке не совпадают с номерами ИПУ в паспортах на них и акте ввода в эксплуатацию, являются несостоятельными.
Из представленных документов следует, что часть из них содержит указание только на номера ИПУ – 065598 и 065417, а часть еще и на серию – 08 065598, 08 065417, во всем остальном данные ИПУ совпадают. ( дата выпуска и т.д.) и сомнений в том, что изначально установленные в квартире истца ИПУ и ИПУ, в отношении которых проведена поверка, не имеется.
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что дом оснащен общедомовым прибором учета и применение ответчиком норматив по отопление в 0,021 Гкал/кв.м является обоснованным.
В данном случае ОДПУ, учитывающий потребление теплоэнергии в конкретно спорном доме, отсутствует. ОДПУ установлен на 2 дома.
Не соответствие действий ответчика в указанной части требованиям действующего законодательства установлено ГЖИ <адрес>, выдавшей ТСЖ предписание №СПр-101086 от ДД.ММ.ГГГГ, обязав его в срок до 17.02.2022г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства РФ, представить в государственную жилищную инспекцию <адрес> сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- производить начисление платы по отоплению с апреля 2021 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пр-кт. Кирова, <адрес>, в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №, в соответствии с нормативами установленными Приказом министерства энергетики и ЖКХ <адрес> от 20.06.2016г. № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению».
В данном предписании также указано, что сведения об отсутствии в доме ОДПУ представлены самим ТСЖ.
Указанное предписание ответчиком не оспорено.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ФИО2 энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги, в частности, за тепловую энергию.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Частью 2 статьи 13 названного Федерального закона установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Положения пункта 2 Правил N 354, определяют, что коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерений (совокупность средств измерений и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, суды пришли к выводу, что общедомовой прибор учета должен быть установлен в каждом отдельном многоквартирном доме и учитывать показания объемов ресурса применительно к данному дому; показания коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном жилом доме, должны быть учтены для определения обязательств собственников помещений только этого многоквартирного дома. Также в рассматриваемом случае не учитывается объем теплопотерь применительно к участку сети, расположенному между двумя многоквартирными домами.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под ОДПУ следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД.
Согласно пункту 3 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного МКД как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 N АКПИ12-1326 в состав общего имущества в многоквартирном доме входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.
В данном случае установлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный в одном из домов, учитывает потребление коммунального ресурса нескольких отдельных МКД.
Вместе с тем, прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких МКД, не является ОДПУ в силу определения, приведенного в пункте 2 Правил N 354. При этом ответчик не представил доказательства, подтверждающие техническую невозможность самостоятельного использования ОДПУ тепловой энергии только спорным МКД согласно условиям и критериям, установленным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Соответственно выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ТСЖ «Городок» произвести перерасчет начисленной платы на жилое помещение, расположенное по адресу г.Самара, пр.Кирова, дом 304, кв. 39, за период с апреля 2021 г. по февраль 2022 г. включительно за отопление по нормативу 0,0133 Гкал/ кв.м, установленному Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. №131 от 20.06.2016 г. являются обоснованными.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для взыскания с ответчика штрафа, предусмотренного ст. 13 закона о защите прав потребителей.
Согласно ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Учитывая обстоятельства дела, вину ответчика, личность истца, суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика штрафа в размере 5 000 руб.
При этом какого-либо расчета данному размеру штрафа судом не приведено, за какое нарушение данный штраф взыскивается также не указано.
Как следует из решения суда с ответчика в пользу истца взыскана лишь компенсация морального вреда в размере 3 000 руб., соответственно определенный судом размер штрафа не соотносится с вышеуказанным нормативными требованиями, поскольку не только превышает 50% от взысканной с ответчика в пользу истца суммы, но и саму взысканную судом сумму.
В то же время в данном случае отсутствуют основания для взыскания с ответчика штрафа, предусмотренного ст. 13 Законом о защите прав потребителей, поскольку до обращения в суд с настоящим иском какого-либо обращения истца к ответчику о выплате компенсации морального вреда не имелось, соответственно у ответчика отсутствовала возможность в добровольном порядке выплатить такую компенсацию.
Истцом такие требования суду и не заявлялись.
Соответственно в указанной части решение суда подлежит отмене.
Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования Скворцова С.В. о взыскании с ТСЖ штрафа, предусмотренного п.6 ст.157 ЖК РФ.
В соответствии с п.п. 6, 7 ст.157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.( п.6)
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.( п.7)
Таким образом, выплата указанного штрафа в денежном выражении, о чем просит истец, законом не предусмотрено, а соответственно удовлетворению данное требование не подлежит.
Выплата штрафа осуществляется в соответствии с частью 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации иными способами с предварительным соответствующим заявлением потребителя в управляющую организацию.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения встречных требований ТСЖ о взыскании с истца задолженности являются несостоятельными, поскольку как указывалось выше расчет данной задолженности производился без учета показаний ПУ и с повышенным тарифом по отоплению, что признано судом неправомерным.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Промышленного районного суда г.о. Самара от 07.10.2022 г. отменить в части взыскания с ТСЖ «Городок» в пользу ФИО1 штрафа в размере 5 000 руб.
В остальной части решение оставить без изменений.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) в течение 3 месяцев.
Председательствующий Судьи