Дело №
УИД 60RS0№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Псков 22 августа 2024 года
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Савкина Д.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Заслушав представителя истцов ФИО7, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, д. Родина, <адрес> по 1/3 доле в праве за каждым.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между
ФГУ «<данные изъяты>», действующего от Министерства обороны Российской Федерации, и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передал нанимателю (ответчику) и членам его семьи (ФИО3, ФИО2 и ФИО5) в бессрочное владение и пользование вышеуказанное жилое помещение. Истцы, ранее не участвовали в приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, имея намерения приобретения в общую долевую собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, обратились в ФГКУ «Западрегионжилье» с заявлением о заключении договора передачи в собственность жилого помещения. При этом ФИО5 от приватизации отказалась в пользу иных членов семьи. Ввиду того, что заявление удовлетворено не было, заявлены настоящие исковые требования
Истцы ФИО1, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, воспользовались правом на ведение дела через представителя.
Представитель истцов ФИО7, действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что истцы проживают в спорном жилом помещении с момента подписания договора найма с ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО1 является военнослужащим. Истцы своевременно оплачивают коммунальные платежи. Ранее ФИО1 и члены его семьи в приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации не участвовали, иное жилье не предоставлялось.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку в адрес подведомственной организации с заявлением по вопросу передачи жилого помещения в порядке приватизации истец не обращался, в установленном порядке договор не заключался, в связи с чем истцом е соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Обязанность по выполнению работ, услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность гражданам, состоящим на учете нуждающихся возложена на ФГАУ «Росжилкомплекс», Минобороны России не является лицом, нарушившим право истца на реализацию права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, в связи с чем полагал, что МО РФ не является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку считает их незаконными и необоснованными. Имущество Вооружённых сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» и отнесено к специализированному жилищному фонду. До настоящего времени решение об исключении квартиры по адресу: <адрес>, из числа специализированных собственником - Министерством обороны РФ не принималось.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 19 Конституции РФ гражданам гарантируется равенство прав и свобод, которые приобретаются на основании федеральных законов.
В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ №) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 11 Закона РФ № каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что квартира с КН:№, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>,
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 95-96/.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «<данные изъяты>» (наймодателем), действующего от имени собственника МО РФ, и ФИО1 (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи (ФИО3 - супруга, ФИО2 - дочь, ФИО5 - дочь) вышеуказанную квартиру в бессрочное владение и пользование. Согласно условиям договора он может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон /л.д. 25-26/.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3, ФИО5 /л.д. 28/.
Желая реализовать свое право на приватизацию, истцы обратились с заявлением в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о передаче в долевую собственность занимаемой квартиры.
Положениями ст.6 Закона РФ № определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Порядок №).
В силу п.1 Порядка № передача жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, занимаемых на условиях социального найма военнослужащими Вооруженных Сил РФ, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, в порядке приватизации осуществляется:
- Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (далее - Департамент) - жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации;
- подведомственными Министерству обороны РФ государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (далее - подведомственные организации), - жилых помещений, закрепленных на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за подведомственными организациями.
Для приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации граждане представляют в подведомственную организацию по месту нахождения приватизируемого жилого помещения, а в случае, указанном в абз.1 п.1 Порядка №, - в Департамент, заявление о передаче жилого помещения в порядке приватизации.
В п.п.5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ № наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
При этом, из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона РФ № гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно сведениям ГБУ <адрес> «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» до ДД.ММ.ГГГГ регистрация прав на объекты недвижимости в отношении ФИО3, ФИО1 не проводилась /л.д. 99/.
Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, на имя ФИО3, ФИО1, ФИО5 /л.д. 90-94/.
Согласно сведениям, поступившим из Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцы не использовали право бесплатной приватизации жилой площади, на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят /л.д. 137/.
Аналогичные сведения содержаться в ответе на запрос ФГАУ «Росжилкомплекс», помимо этого в ответе содержаться сведения о том, что на основании протокола № заседания жилищной комиссии в/ч 33713 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий после распределения и получения им спорной квартиры /л.д. 140/.
Согласно информации содержащейся в электронной базе «<данные изъяты>» ФИО1 на состави из 3 человек было предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое было сдано ими ДД.ММ.ГГГГ.
Сведениями об участии ФИО1 в приватизации на территории Камышинского муниципального района <адрес> ФГАУ «Росжилкомплекс» и Администрация Камышинского муниципального района <адрес> не обладают.
Согласно уведослениям ЕГРН следует, что ФИО1 принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи; ФИО5, ФИО2 и ФИО3 принадлежит по № доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ /л.д.84-89/.
Таким образом, в настоящее время истцы проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма жилого помещения, то есть на законных основаниях, указанное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, у истцов имеется право на приватизацию, которое ранее не реализовано ими и никем не оспорено.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение, закрепленное на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» и из специализированного жилого фонда не исключено, суд полагает несостоятельными.
На основании положений п.1 ст.4 Закона РФ № не подлежат приватизации, в том числе жилые помещения, находящиеся в общежитиях, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Из материалов гражданского дела усматривается, что в списке недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, имеется указание на служебный характер распределяемых помещений, в том числе квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, исходя из общего смысла действующего законодательства, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Между тем, каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих отнесение спорного жилья к специализированному, материалы дела не содержат.
Более того, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено ФИО1 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование на основании заключенного договора социального найма.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 247 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Истцами доли определены равными, что соответствует вышеуказанным требованиям закона.
Оценив вышеизложенное по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит, что исковые требования о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт №, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, сельское поселение Завеличенская волость, д. Родина, <адрес> по № доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья /подпись/ Д.А. Савкин
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Судья Д.А. Савкин