Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-97/2023 ~ М-5/2023 от 10.01.2023

УИД

Дело

Строка отчета

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 февраля 2023 года    г. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Мышакиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Суражского района Брянской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация Суражского района Брянской области обратилась в суд с указанным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что решением Суражского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено требование ФИО2 к администрации Суражского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам к нормам жилья, в пределах территории Суражского муниципального района Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом МО по ОИП УФССП России по Брянской области было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного во исполнение данного решения суда с установлением срока для добровольного исполнения. В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольный срок ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом МО по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с администрации Суражского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако, решение суда не могло быть исполнено в установленный срок ввиду объективных причин. Возможность исполнения решения суда напрямую зависит от перечисления должнику денежных средств из областного бюджета в необходимом размере. На 2022 г. были доведены лимиты в размере 8 105 702,16 руб. Администрация Суражского района в текущем году приобрела и предоставила лицам со статусом дети-сироты 5 жилых помещений по ранее вынесенным судебным решениям. При этом процедура приобретения жилых помещений связана с соблюдением установленных законом процедур закупок по контрактной системе. Истец в соответствии со ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 401 ГК РФ просил суд освободить администрацию Суражского района Брянской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчиков - УФССП России по Брянской области, судебный пристав-исполнитель МО СП по ОИП УФССП России по Брянской области Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были уведомлены своевременно и надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением Суражского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено требование ФИО2 к администрации Суражского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма. На администрацию Суражского района была возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах территории Суражского муниципального района Брянской области, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору специализированного найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам к нормам жилья. Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного во исполнение данного решения суда с установлением срока для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В установленный судебным приставом срок требование, содержащееся в исполнительном документе, должник в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с администрации Суражского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Решение суда в установленный срок не было исполнено ввиду недостаточности выделяемых денежных средств и необходимости соблюдения процедур закупок по контрактной системе посредством проведения электронных аукционов. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Суражского района Брянской областью и ФИО2 был заключен договор найма жилого помещения и предоставлено благоустроенное жилое помещение в соответствии с решением суда.

Данные обстоятельства судом установлены на основании предоставленных письменных доказательств и следующих материалов дела:

- копии постановления судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Суражского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей; (л.д.7-8)

- сведений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о проводимых аукционах в 2020-2022 гг. по приобретению жилья детям-сиротам по МО «Суражский район» с протоколами подведения итогов электронных аукционов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

- реестра судебных решений по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по МО «Суражский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 в нем состоял под порядковым ;

- сведений администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ о выделяемых администрации Суражского района лимитов денежных средств для приобретения жилья в 2021 г. - 20 983 022,16 руб.; в 2022 г. - 8 105 702,16 руб.;

- реестра исполненных судебных решений по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по МО «Суражский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предоставлено 6 жилых помещений детям-сиротам по ранее вынесенным судебным решениям;

- копий договоров найма жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи к нему между администрацией Суражского района Брянской областью и ФИО4, ФИО5, о передаче нанимателям благоустроенных жилых помещений в соответствии с ранее вынесенными решениями суда;

- копий протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе заказчика администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

- копии договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи к нему между администрацией Суражского района Брянской областью и ФИО2 о передаче нанимателю благоустроенного жилого помещения в соответствии с решением суда.

Представленные доказательства суд расценивает как относимые, допустимые, достоверные, а также достаточные для разрешения дела по существу.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункты 1 и 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Положениями ч. 7 ст. 112 указанного Закона установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П и от 2 апреля 2015 года № 654-О).

Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Судом установлено, что решением суда на администрацию Суражского района возложена обязанность предоставить благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых муниципальному образованию «Суражский район» на формирование специализированного жилищного фонда.

Таким образом, возможность приобретения жилых помещений для обеспечения на условиях специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется размером средств, предоставленных на указанные цели в рамках осуществления переданных государственных полномочий в виде субвенций из вышестоящих бюджетов на соответствующий финансовый год и плановый период. При этом, контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом срок.

В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, неисполнение администрацией Суражского района решения суда в установленный добровольный 5-дневный срок было вызвано необходимостью соблюдения процедур предусмотренных законодательством, которые требуют определенных временных затрат. Необходимостью выделения денежных средств, окончания проведения торгов, заключение контракта на приобретение в собственность муниципального образования «Суражский район» жилых помещений для детей-сирот и заключением договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2

Учитывая фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что у администрации Суражского района реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем добровольный срок не было вследствие объективных обстоятельств и независящих от нее причин.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает исковое требование истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Администрации Суражского района Брянской области удовлетворить и от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП ее освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с мотивировочной частью).

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Зайцев С.Я.

2-97/2023 ~ М-5/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Суражского района Брянской области
Ответчики
УФССП России по Брянской области
Судебный пристав исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Дубик О.Н.
Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области
Суд
Суражский районный суд Брянской области
Судья
Зайцев С.Я.
Дело на сайте суда
surazhsky--brj.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Подготовка дела (собеседование)
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2023Дело оформлено
07.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее