Дело № 2-1446/2024
УИД: 21RS0023-01-2024-001079-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2024 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Каргиной Е.Д., с участием помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары – Андреевой Н.В., представителя администрации г.Чебоксары и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г.Чебоксары - Исмаилова Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) процессуальные права, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам иных маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, указав в нем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в части создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе данной проверки установлено, что надземный пешеходный переход, расположенный в районе остановки общественного транспорта «------» по адрес, относящийся к объектам муниципальной собственности, открыт для использования неопределенным кругом лиц и по утверждениям прокурора, не соответствует установленным требованиям: в нем отсутствуют поручни вдоль пандусов, не функционирует платформа вертикального перемещения. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, просит суд в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на орган местного самоуправления обязанность создать инвалидам и гражданам иных маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в надземный пешеходный переход, расположенный в районе остановки общественного транспорта «------» по адрес, путем установления поручней вдоль пандусов, организации работы платформы вертикального перемещения в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, п. 5.4.9. ГОСТ 59432-2021.
В судебном заседании представителем прокуратуры данный иск поддержан по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании иск не признал, необходимость выполнения указанных в иске работ не оспаривал. При этом, полагал, что в указанный прокурором срок устранить перечисленные недостатки не представляется возможным, поскольку необходимо соблюдать установленную законом процедуру, в том числе и связанную с контрактной системой заказов на выполнение перечисленных работ и просил предоставить срок не менее года.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов и создание им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 2 которого предусмотрено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений статьи 9 названного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Из п. п. 3, 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Требования при разработке проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна), закреплены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2020. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр).
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 указанного Федерального закона, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения этой же статьи устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в пункт 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985".
Как следует из пункта 4.1 СП 59.13330.2012 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Таким образом, действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка на предмет соблюдения требований федерального законодательства в области создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что надземный пешеходный переход, расположенный в районе остановки общественного транспорта «------» по адрес, относящийся к объектам муниципальной собственности, открыт для использования неопределенным кругом лиц и не соответствует установленным нормативным требованиям: в нем отсутствуют поручни вдоль пандусов, не функционирует подъемная платформа вертикального перемещения. Данное обстоятельство, как и факт принадлежности указанного объекта городской инфраструктуры к объектам муниципальной собственности подтверждено материалами дела и признано ответчиком в судебном заседании.
Между тем из положений 6.1.2 СП 59.13330.2020. СНиП 35-01-2001" следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16. При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%.
Такое состояние обследованного пешеходного перехода, как правильно указал прокурор, не соответствует приведенным нормам и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая требования в этой части, суд исходит из того, что для организации выполнения работ требуется подготовка плана работ, обеспечение финансирования, проведение конкурсных процедур для заключения контракта, организация выполнения строительных работ, проверка качества выполнения работ, что занимает определенный промежуток времени.
Работы по строительству и ремонту выполняются при определенных погодных условиях и при определенном температурном режиме.
Кроме того, до начала фактического выполнения работ по созданию условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в указанный в иске надземный пешеходный переход необходима подготовка проектно-сметной документации, определение объема финансирования и выделение денежных средств в предусмотренном законом порядке, проведение конкурсных процедур, для чего требуется значительное время с учетом специфики выполнения работ.
Учитывая изложенное, а также перечень мер, необходимых ответчику для разработки необходимого вида и объема работ, выделения финансирования, а также время, необходимое для фактического проведения работ, суд полагает возможным предоставить ответчику срок на выполнение необходимых работ - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Возложить на администрацию г.Чебоксары (ИНН: 2126003194) обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу создать инвалидам и гражданам иных маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа в надземный пешеходный переход, расположенный в районе остановки общественного транспорта «------» по адрес, путем установления поручней вдоль пандусов, организации работы платформы вертикального перемещения в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, п. 5.4.9. ГОСТ 59432-2021.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 04 июля 2024 года.