66RS0006-01-2022-001577-92
№2-2051/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 15 июня 2022 года
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А., при секретаре Коноваловой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости», к Сушкову Д. М. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Екатеринбурга, действующий в интересах Российской Федерации в лице ГКУ СЗН СО «Екатеринбургский центр занятости», обратился с иском к Сушкову Д.М. о взыскании денежных средств.
В обосновании иска указано, что Сушков Д.М. обратился в ПСУ «ЕЦЗ» в электронной форме за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы 15 июня 2020 года, в порядке, установленном «Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460. Перечень сведений заявления гражданина, поданного в электронной форме является приложением < № > к методическим рекомендациям по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения временных правил, утвержденных руководителем Федеральной службы по труду и занятости. Так, при заполнении заявления в ИАС заявитель помимо своих персональных данных (ФИО, место жительства, телефон, адрес электронной почты и прочее), а также данных о предыдущем месте работы, дает согласие на обработку персональных данных, предупреждается об ответственности за предоставление недостоверных сведений и получение пособий обманным путем, а также подтверждает, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. При этом на сайте приводится перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, в том числе в указанном списке присутствует и категория граждан, работающих по трудовому договору и выполняющие иную оплачиваемую работу по гражданско-правовым договорам. Таким образом, Сушкову Д.М. при обращении за предоставлением государственной услуги, при подаче соответствующего заявления в электронной форме разъяснялось о том, каким категориям граждан пособие по безработице не назначается и не выплачивается. Кроме того, заявитель предупрежден об ответственности за предоставление недостоверных сведений и получение пособия обманным путем. Заявление, поданное Сушковым Д.М. 15 июня 2020 года в электронной форме в ИАС, рассмотрено службой занятости в установленном порядке. Приказом ГКУ «ЕЦЗ» от 23 июня 2020 года < № > Сушков Д.М. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 15 июня 2020 года. В дальнейшем Сушков Д.М. об изменении своего статуса относительно занятости, в том числе о том, что он зарегистрирован, в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятость) в ГКУ «ЕЦЗ» не сообщал. 15 января 2021 года поступили сведения из ИФНС о регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозянятость) с 29 июня 2020 года. Приказом ГКУ «ЕЦЗ» от 15 января 2021 года < № > Сушков Д.М. снят с учета в качестве безработного с 28 июня 2020 года в связи с признанием гражданина занятым. Вместе с тем, Сушкову Д.М. выплачивалось пособие по безработице в период с 29 июня 2020 года по 14 декабря 2020 года на общую сумму 79 977 рублей 23 копейки. При этом, правовых оснований для данных выплаты не имелось. Таким образом, Сушковым Д.М. неправомерно получено пособие в период с 29 июня 2020 года по 14 декабря 2020 года в сумме 79 977 рублей 23 копейки. 10 ноября 2021 года в адрес Сушкова Д.М. по указанному при регистрации месту жительства ГКУ «ЕЦЗ» направлено уведомление о возврате незаконном полученного пособия в указанном размере, однако до настоящего времени мер по возврату указанных сумм ответчиком не принято. Денежные средства для выплаты пособия по безработице предоставляются ГКУ «ЕЦЗ» за счет средств федерального бюджета. В связи с тем, что при выплате Сушкову Д.М. пособия по безработице в отсутствие законных оснований затрачены средства федерального бюджета, ущерб причинен интересам государства. На основании изложенного истец просит взыскать с Сушкова Д.М. в пользу ГКУ СЗН СО «Екатеринбургский центр занятости» денежные средства в размере 79 977 рублей 23 копейки.
Помощник прокурора г. Екатеринбурга Меньшикова В.В. в судебном заседании требования иска поддержала, суду пояснила, что ответчик был зарегистрирован в качестве самозанятого, в связи с чем не имел права на получение пособия в качестве безработного в заявленный в иске период. Не возражала против рассмотрения дела в порядке искового производства.
Ответчик Сушков Д.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, путем направления судебной повестки по месту регистрации, однако конверт вернулся в суд за истечением срока хранения.
Суд рассматривает дело в отсутствие истца, ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав помощника прокурора г. Екатеринбурга, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В ст. 2 указанного Закона перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам закон, в частности, относит: работающих по трудовому договору, в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона); выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами. Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 этого же Закона.
Так, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
В силу положений ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Положениями статьи 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 установлены гарантии государства в реализации права граждан на труд, согласно которых гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Порядок установления размера пособия по безработице установлен ст. 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса. Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п.п. 3 и 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.
При этом в целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 15 июня 2020 года Сушков Д.М. в электронной форме обратился за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Данное заявление рассмотрено службой занятости в установленном порядке. Приказом ГКУ «ЕЦЗ» от 23 июня 2020 года < № > Сушков Д.М. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 15 июня 2020 года (л.д. 9-13, 14-16).
В дальнейшем Сушков Д.М. об изменении своего статуса относительно занятости, в том числе о том, что он зарегистрирован, в качестве плательщика налога на профессиональный доход в ГКУ «ЕЦЗ» не сообщал.
За период с 15 июня 2020 года по 14 декабря 2020 года ответчику выплачено пособие на общую сумму 86 487 рублей, что подтверждается расчетом истца (л.д. 8), справкой ГКУ «ЕЦЗ» (л.д. 44), платежными поручениями (л.д. 45-59), а также выпиской по счету ответчика.
В связи с поступлением 15 января 2021 года в ГКУ «ЕЦЗ» сведений из ИФНС о регистрации Сушкова Д.М. в качестве плательщика налога на профессиональный доход с 29 июня 2020 года, ГКУ «ЕЦЗ» 15 января 2021 года издан приказ < № > о снятии Сушкова Д.М. с учета в качестве безработного с 28 июня 2020 года в связи с признанием гражданина занятым.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Сушковым Д.М. неправомерно получено пособие в период с 29 июня 2020 года по 14 декабря 2020 года в сумме 79 977 рублей 23 копейки, которое подлежит взысканию с ответчика в силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представленный истцом расчет излишне выплаченных сумм пособия произведен правильно, проверен и принимается судом.
При этом суд учитывает, что при заполнении заявления Сушков Д.М. предупреждался об ответственности за предоставление недостоверных сведений и получение пособий обманным путем, а также подтвердил, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. Следовательно, ответчику при обращении за предоставлением государственной услуги, при подаче соответствующего заявления разъяснялось каким категориям граждан пособие по безработице не назначается и не выплачивается. В перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, входят граждане, работающие по трудовому договору и выполняющие иную оплачиваемую работу по гражданско-правовым договорам. Кроме того, Сушков Д.М. предупрежден об ответственности за предоставление недостоверных сведений и получение пособия обманным путем.
Вместе с тем, зарегистрировавшись 29 июня 2020 года в качестве плательщика налога на профессиональный доход, ответчик ГКУ «ЕЦЗ» об изменении своего статуса и об отсутствии у него с 29 июня 2020 года права на получение пособия по безработице не сообщил, и продолжал получать пособие по 14 декабря 2020 года.
Направленная в адрес ответчика претензия о возврате необоснованно полученного пособия оставлена ответчиком без ответа и без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика в пользу Российской Федерации в лице ГКУ «ЕЦЗ» неправомерно полученных сумм пособия за период с 29 июня 2020 года по 14 декабря 2020 года в размере 79 977 рублей 23 копейки подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 599 рублей 32 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости», к Сушкову Д. М. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Сушкова Д. М. в пользу Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» денежные средства 79 977 рублей 23 копейки.
Взыскать с Сушкова Д. М. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2 599 рублей 32 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Мотивированное заочное решение будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья Е.А. Лащенова
Мотивированное заочное решение изготовлено 22 июня 2022 года.
Судья Е.А. Лащенова