Дело № 2-60/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Глядянское «18» июля 2023 года
Притобольный районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Папуловой С.А.,
с участием помощника прокурора Притобольного района Маслова М.С.,
при секретаре Казаченко О.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Межборного сельсовета о признании незаконным бездействия Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области, о возложении обязанности по обеспечению каждого работника Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью,
У С Т А Н О В И Л:
Изначально, прокурор Притобольного района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области, о возложении обязанности по обеспечению каждого работника Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью.
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с п.9 ч.1. ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно положениям статей 3,4,11.1 ФЗ от 21.12.1994 года №69 «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. В число основных элементов такой системы входят органы местного самоуправления. К функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится создание пожарной охраны и организация ее деятельности. Одним из видов пожарной охраны является муниципальная пожарная охрана, деятельность которой направлена на организацию и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи, организация и осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований, которые определяют цель, задачи, порядок создания и организации ее деятельности, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны.
В соответствии с п.1 ст. 118, п.1 ст. 120 Закона №123-ФЗ средства индивидуальной защиты пожарных должны защищать личный состав подразделений пожарной охраны от взаимодействия опасных факторов пожара, неблагоприятных климатических воздействий и травм при тушении пожара и проведении аварийно- спасательных работ. Специальная защитная одежда (общего назначения, для защиты от тепловых воздействий и изолирующего типа) должна обеспечивать защиту пожарных от опасных воздействий факторов пожара. При этом степень защиты должна характеризоваться показателями, значения которых устанавливаются в соответствии с необходимостью обеспечения безопасных условии труда пожарных.
Нормами, закрепленными в статьях 22, 209.1, 212, 214-216.3, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Минтруда России от 11.12.2020 №881н утверждены Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны, согласно которым в подразделениях пожарной охраны устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольно пожарной охраны, служебных обязанностей, организация работы по обеспечению соблюдения законодательства РФ об охране труда в подразделениях пожарной охраны осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
Из комплексного толкования норм, содержащихся в разделе ХХV Правил, следует, что каждый работник должен иметь специальную сертифицированную защитную одежду, отвечающую предъявляемым законом требованиям и находящуюся в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 №777Н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в том числе в зависимости климатического пояса.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории с. Межборное размещен пост муниципальной пожарной охраны, за которым закреплено 4 работника, непосредственно осуществляющих выезд на пожары с целью их тушения (далее – ПМПО).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений, на указанном ПМПО имеется лишь 2 комплекта боевой одежды пожарных, 2 каски, 2 средства индивидуальной защиты рук пожарных, что свидетельствует о фактическом не обеспечении всех работников первичными средствами индивидуальной защиты.
Прокуратурой района по указанному факту в адрес главы Межборного сельсовета вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено, однако, до настоящего времени работники Межборного ПМПО специальной одеждой не обеспечены. Кроме того, в деятельности работников ПМПО на пожаре предполагает возможность осуществления мероприятий пожаротушения, в том числе использование специальной одежды для защиты. Данные средства необходимы для обеспечения безопасности работников ПМПО, отсутствие специальной одежды является нарушением требований пожарной безопасности и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Межборного сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер по обеспечению комплектом специальной одежды, обязать Администрацию Межборного сельсовета обеспечить каждого работника Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью, в соответствии с размерами работников:
- костюм летний из смешанных тканей по 1 на год;
- костюм зимний на утепленной прокладке по 1 комплекту на 3 года;
- боевая одежда пожарного на утепляющей прокладке по 1 комплекту на 3 года;
- подшлемник летний, зимний по 1 комплекту на 2 года;
- белье термостойкое летнее, зимнее по 1 комплекту на 2 года;
- защитная обувь пожарного по 1 паре на 2 года;
- средства индивидуальной защиты рук пожарного по 1 паре на 2 года;
- сапоги или ботинки с высокими берцами по 1 паре на 3 года;
- головной убор летний, зимний по 1 на 3 года;
- футболка хлопчатобумажная по 2 на год;
- перчатки полушерстяные по 1 паре на 2 года.
Определением Притобольного районного суда Курганской области от 18.07.2023 года произведен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (л.д.190-192).
В судебном заседании 18.07.2023 года истец - прокурор уточнил заявленные требования, о чем в деле имеется заявление (л.д.186-187), в связи с тем, что в настоящее время ответчиком приобретена часть специальной одежды и обуви, просил обязать ответчика обеспечить каждого работника Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты, а именно:
-белье термостойкое летнее, зимнее по 1 комплекту на 2 года;
-боевая одежда пожарного на утепляющей прокладке по 1 комплекту на 3 года.
Указал, что сотрудники муниципального пожарного поста фактически принимают участие в тушении пожара, поэтому в отношении них действуют требования об обеспечении специальной одеждой и обувью.
Представитель ответчика - Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области в судебное заседание 18.07.2023 года не явился, извещен надлежащим образом и в срок, о чем в деле имеется уведомление о получении извещения (л.д.178), ходатайств об отложении дела в суд не поступило.
В ходе судебного заседания 14.03.2023 года представитель ответчика - Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области, глава сельсовета Ильина З.А. с иском не согласилась, указала, что сотрудники ПМПО не принимают участия в непосредственном тушении пожаров, а только осуществляют подвоз воды к месту пожара, считает, что организация тушения пожара возложена на государственную противопожарную службу. Пояснила, что распоряжением администрации Межборного сельсовета от 07.05.2007 года в целях организации предупреждения и тушения пожаров на территории МО Межборного сельсовета создан в установленном порядке пост муниципальной пожарной охраны для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ на территории Межборного сельсовета с 01.05.2007 года, в штат которого на основании приказов приняты 3 водителя и старший водитель муниципального пожарного поста: <данные изъяты>. 05.02.2019 года постановлением главы Межборного сельсовета утверждено Положение о муниципальной пожарной охраны. Утверждены должностные инструкции старшего водителя и водителя. Согласно штатного расписания на 01.01.2023 года значатся старший водитель пожарной машины и 3 водителя пожарной машины, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с условиями трудовых договоров и должностных инструкций, по ее мнению в обязанности водителей не входит пожаротушение, пожары они не тушат.
В письменном отзыве на исковое заявление (л.д.89-92) представитель ответчика Кузьмина С.В. указала, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В частности, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы и др. Вопросы организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (часть 3 статьи 19 Федерального закона о пожарной безопасности). Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; организация тушения пожаров - совокупность оперативно – тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 1 Федерального закона о пожарной безопасности). Таким образом, Федеральный закон о пожарной безопасности не наделяет органы местного самоуправления самостоятельными полномочиями по ликвидации пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. В их компетенцию входит только организация и принятие первичных необходимых мер, которые являются частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: - государственная противопожарная служба, в которую входят федеральная противопожарная служба (ФПС) и противопожарная служба субъектов РФ; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
Согласно ст.ст. 16, 18 Федерального закона о пожарной безопасности, организация тушения пожаров возложена на государственную противопожарную службу.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ определен Положением о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденным Приказом МЧС России от 25 октября 2017 г. № 467.
Муниципальная пожарная охрана является одним из видов пожарной охраны, которая создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований (часть 1 статьи 4 Федерального закона о пожарной безопасности). Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (статья 11.1 Федерального закона о пожарной безопасности).
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. При этом создание муниципальной пожарной охраны указанными законодательными актами не отнесено ни к первичным мерам пожарной безопасности, ни к полномочиям органов местного самоуправления по решению соответствующего вопроса местного значения.
Администрацией Межборного сельсовета создана муниципальная пожарная охрана, личный состав которой состоит из старшего водителя и водителей пожарного автомобиля, должностными инструкциями которых определены их функциональные обязанности, в частности техническое обслуживание пожарного автомобиля на пожаре и выезд к месту пожара в целях подвоза воды, что в полной мере соответствует требованиям статьи 11.1 Федерального закона о пожарной безопасности.
В данном случае не подлежат применению типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 сентября 2010 г. № 777н, на которые ссылается административный истец.
Указанные типовые нормы устанавливают нормативы по обеспечению спецодеждой гражданского персонала, рабочих и служащих органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, к которым административный ответчик не относится.
Третьи лица: <данные изъяты> в судебное заседание 18.07.2023 года не явились, все извещены о судебном заседании своевременно, о чем в деле имеются расписки о получении судебных повесток (л.д.175,176,177), ходатайств об отложении дела в суд не поступило.
Третьи лица: <данные изъяты>. в ходе судебного заседания 20.06.2023 года, о чем в деле имеется протокол судебного заседания (л.д.165-170), пояснили, что не первый год работают водителями в Межборном ПМПО, с ними Администрацией Межборного сельсовета заключены трудовые договоры, они выезжают на пожары, участвуют в пожаротушении.
3 лицо <данные изъяты>. в судебном заседании 18.07.2023 года пояснил, что работает в Межборном ПМПО в качестве водителя около 8 лет, с ним Администрацией Межборного сельсовета заключен трудовой договор. Он, как и все водители ПМПО, выезжают на пожары: лесные или в населенные пункты, участвует в пожаротушении, принимает первоочередные противопожарные меры по локализации пожара. В начале лета 2023 года вместе с напарником Петровым выезжали на пожар дома-пятистенка в с.Межборное, <адрес>, начали тушить крышу дома, в дом не заходили, только потом приехали пожарные из Глядянской ПЧ.
Представитель третьего лица - Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, о чем в деле имеется отчет о прочтении (л.д.180), в письменном отзыве (л.д.120-121) просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение вопроса по иску оставляет на усмотрение суда, указал, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 14.1 ФЗ № 131 права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.
Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: создание муниципальной пожарной охраны. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Вопросы организационно – правового, финансового, материально – технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 17 «О пожарной безопасности в Курганской области» муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Закон 17 к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах:
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Представитель 3 лица- Администрации Притобольного района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске просил отказать, о чем представил в суд письменный отзыв (л.д.184), в котором указал, что сотрудники Межборного ПМПО не участвуют в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а только осуществляют подвоз воды к месту пожара.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте слушания дела, не ходатайствующих об отложении дела.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как указано в абзаце 2 преамбулы данного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В число основных элементов такой системы входят органы местного самоуправления. К функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится создание пожарной охраны и организация ее деятельности.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно- спасательных работ (ст. 1 Федерального закона о пожарной безопасности).
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности»): - государственная противопожарная служба, в которую входят федеральная противопожарная служба (ФПС) и противопожарная служба субъектов РФ; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Как для государственной противопожарной службы, так и для муниципальной пожарной охраны, установлены единые основные задачи, среди которых: организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Таким образом, одним из видов пожарной охраны является муниципальная пожарная охрана, деятельность которой направлена на организацию и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организацию и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ (ст. 4 Закона).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» федеральные органы государственной власти осуществляют тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения и т.д.
На противопожарную службу субъектов РФ в силу ст. 18 Федерального закона о пожарной безопасности возлагаются обязанности по организации тушения пожаров в границах соответствующих субъектов РФ.
Таким образом, организация тушения пожаров возложена на государственную противопожарную службу.
Согласно части 1 статьи 19 указанного Федерального закона к таким полномочиям, в частности, относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы и др.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (часть 3 статьи 19 Федерального закона о пожарной безопасности).
Часть 1 ст. 22 Федерального закона о пожарной безопасности определяет тушение пожаров как действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях.
В соответствии со статьей 11.1 закона муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в статье 11 Закона Курганской области от 31.12.2004 года № 17 «О пожарной безопасности в Курганской области».
Согласно ст. 16 Закона Курганской области «О пожарной безопасности в Курганской области», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в томи числе: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а тоже для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных форма; принятие мер по локализации пожара и спасения людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В соответствии с п.9 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу пункта 8.1 части 1 статьи 14.1 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Судом установлено, что распоряжением администрации Межборного сельсовета от 07.05.2007 года (л.д.135) в целях организации предупреждения и тушения пожаров на территории МО Межборного сельсовета с 01.05.2007 года создан в установленном порядке пост муниципальной пожарной охраны для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ на территории Межборного сельсовета.
05.02.2019 года постановлением главы Межборного сельсовета утверждено Положение о муниципальной пожарной охраны (л.д.137).
Согласно названному Положению (л.д.138-140) пост осуществляет свою деятельность под руководством Администрации Межборного сельсовета через органы, уполномоченные решать задачи обеспечения пожарной безопасности. Пост МПО может привлекаться для обеспечения первичных мер пожарной безопасности на месте пожаров и ликвидации последствий ЧС, аварий, ДТП и других происшествий. Штат поста МПО утверждается главой Межборного сельсовета. Пост МПО в установленном порядке взаимодействует с отделом по мобилизационной работе, ГО ЧС и ЕДДС Администрации Притобольного района, ГУ МЧС Курганской области при выполнении стоящих перед ним задач. Основными задачами поста МПО является в том числе обеспечение первичным мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Межборного сельсовета.
Согласно штатному расписанию, действовавшему с 01.01.2023 года (л.д.147), на пожарном посту значатся 3 водителя и 1 старший водитель.
05.02.2019 года главой Межборного сельсовета утверждены должностные инструкции водителя и старшего водителя автомобиля (л.д.16-19,34-36,56-58,74-76).
На основании приказов о приеме на работу (л.д.14, 33, 47, 73) в муниципальный пожарный пост приняты 3 водителя и старший водитель: <данные изъяты>
Работники осуществляют свою деятельность в соответствии с условиями трудовых договоров и должностной инструкцией водителя пожарного автомобиля и старшего водителя, что подтвердила в судебном заседании 14.03.2023 года представитель ответчика.
Водитель пожарного автомобиля ПМПО согласно должностной инструкции должен знать порядок организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, классификацию огнетушащих средств, приемы и способы их подачи, правила работы с пожарно-техническим и спасательным вооружением, вооружениям на пожарных автомобилях.
Из должностных обязанностей старшего водителя пожарного поста, водителей пожарного поста (утвержденные главой Межборного сельсовета) следует, что водитель обязан осуществлять в установленном порядке техническое обслуживание закрепленной техники, обеспечивая при этом выполнение техники безопасности и производственной санитарии; работать на специальных агрегатах и механизмах закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил охраны труда, выезжать к месту пожара в целях подвоза воды и проведения первоочередных мероприятий по пожарной безопасности.
В обязанности водителя ПМПО должностной инструкцией включено эффективное использование пожарного автомобиля при ведении боевых действий при пожаре.
Таким образом, согласно должностным инструкциям в обязанности водителей и старшего водителя входят: в том числе выезжать к месту пожара в целях подвоза воды и проведения первоочередных мероприятий по пожарной безопасности, о чем в судебном заседании пояснили сами водители ПМПО, что подтверждается записями в журнале ПЧ (л.д.162-164), из которого следует, что именно сотрудниками Межборного ПМПО локализован пожар.
Учитывая, что целью создания поста муниципальной пожарной охраны (ПМПО) является принятие мер по локализации пожара и спасения людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы, в связи с чем на сотрудников ПМПО распространяются требования по обеспечению специальной одеждой по тушению пожара.
Проанализировав должностную инструкцию водителя пожарного автомобиля в совокупности с условиями трудовых договоров, заключенных между водителями ПМПО и Администрацией Межборного сельсовета, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения данных работников специальной одеждой, перечень которой установлен в пункте 1 раздела 1 Приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.09.2010 года № 777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одеждой, специальной обувью и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», независимо от того, на каком уровне они занимаются выполнением своих обязанностей: федеральном, региональном или муниципальном.
В соответствии с приложением 1 раздела 1 пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.09.2010 №777н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» водители, старшие водители при тушении пожара должны быть обеспечены костюмом летним из смешенных тканей, костюмом зимним на утепленной прокладке, боевой одеждой пожарного, подшлемником летним, зимним, бельем термостойким летним, зимним, средствами индивидуальной защиты рук, защитной обувью, сапогами или ботинками с высокими берцами, летним и зимним головным убором, футболкой хлопчатобумажной, перчатками полушерстяными.
Ответчиком выполнены требования трудового законодательства по обеспечению водителей пожарной машины бесплатной выдачи специальной одеждой, а именно приобретено: костюм летний, костюм зимний на утепленной прокладке, подшлемник летний и зимний, защитная обувь пожарного, средства индивидуальной защиты рук пожарного, сапоги, летний и зимний головные уборы, футболки хлопчатобумажные, перчатки полушерстяные по количеству сотрудников поста, что следует из личных карточек выдачи СИЗ, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 777н.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что специальная одежда, выдаваемая работникам, должна соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Согласно представленным декларациям, сертификатам, выданная ответчикам часть спецодежды соответствует Правилам.
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно правового значения.
В соответствии с п.1 ст. 118, п.1 ст. 120 Закона №123-ФЗ средства индивидуальной защиты пожарных должны защищать личный состав подразделений пожарной охраны от воздействия и травм при тушении пожара и проведении аварийно- спасательных работ. Специальная защитная одежда (общего назначения, для защиты от тепловых воздействий и изолирующего типа) должна обеспечивать защиту пожарных от опасных воздействий факторов пожара. При этом степень защиты должна характеризоваться показателями, значения которых устанавливаются в соответствии с необходимостью обеспечения безопасных условий труда пожарных.
Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя (часть 1 статьи 214 ТК РФ).
Согласно части 3 статьи 214 и части 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты, включающих в себя специальную одежду и специальную обувь, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При выполнении личным составом муниципальной пожарной охраны служебных обязанностей действуют государственные нормативные требования охраны труда, установленные Правилами по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденные приказом Минтруда России от 11.12.2020 года № 881 н.
Нормами, закрепленными в ст.ст. 22, 209.1, 212, 214-216.3, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Минтруда России от 11.12.2020 №881н утверждены Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 июня 2009 г. №290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, или связанных с загрязнением. Приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно.
Согласно п. 1 Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, служебных обязанностей.
Пунктом 3 Правил, предусмотрено, что организация работы по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации об охране труда в подразделениях пожарной охраны осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны туда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 №777н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в том числе в зависимости климатического пояса.
В соответствии с Приложением 1 раздела 1 пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.09.2010 №777н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» водители, старшие водители при тушении пожара должны быть обеспечены костюмом летним из смешенных тканей, костюмом зимним на утепленной прокладке, боевой одеждой пожарного, подшлемником летним, зимним, бельем термостойким летним, зимним, средствами индивидуальной защиты рук, защитной обувью, сапогами или ботинками с высокими берцами, летним и зимним головным убором, футболкой хлопчатобумажной, перчатками полушерстяными.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что специальная одежда, выдаваемая работникам, должна соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Пунктом 240 данных Правил предусмотрено, что специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны (боевая одежда, специальная защитная одежда изолирующего типа, специальная защитная одежда от повышенных тепловых воздействий) в соответствии со своим функциональным назначением обеспечивает необходимый уровень безопасности и работоспособность личного состава при воздействии опасных факторов пожара, а также защиту от механических воздействий и неблагоприятных климатических условий и подбирается по размеру и росту сотрудника (работника).
С учетом вышеизложенного, с учетом частичной обеспеченности сотрудников Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты пожарного, о чем в деле имеются счета, договор, товарная накладная, личные карточки (л.д.96-98,99-102), уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Межборного сельсовета о признании незаконным бездействия Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области, о возложении обязанности по обеспечению каждого работника Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Межборного сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер по обеспечению комплектом специальной одежды.
Возложить на Администрацию Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области обязанность обеспечить каждого сотрудника Межборного ПМПО средствами индивидуальной защиты:
- боевой одеждой пожарного на утепляющей прокладке по 1 комплекту на 3 года,
- бельем термостойким летним, зимним по 1 комплекту на 2 года,
в соответствии с размерами работников.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Притобольный районный суд Курганской области.
Председательствующий судья: С.А. Папулова
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2023 г.