Дело № 2-1403/2024
УИД 59RS0035-01-2024-0001291-08
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
23 мая 2024 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Кузьминой О.А. о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,
у с т а н о в и л:
Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском к ИП Кузьминой О.А. о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. В обоснование иска указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения ИП Кузьмина О. А. транспортной безопасности, установлено следующее. ИП Кузьмина О.А. осуществляет на территории Соликамского городского округа деятельность по перевозке пассажиров и багажа по регулярным городским по автобусным маршрутам: № сообщением «Центр-Клестовка» на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия №; № 36 сообщением «г. Соликамск-пос. Басим» на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия №. В соответствие с п.п. 6 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны оснащать транспортное средство в соответствии с паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа. Согласно ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры н транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем транспортные средства, которые ИП Кузьмина О.А. использует для перевозки: пассажиров и багажа по регулярным городским автобусным маршрутам, а именно; ПАЗ 4234-04 с реестровыми номерами № до настоящего времени не оборудованы системой видеонаблюдения в соответствии с утверждённым паспортом обеспечения транспортной безопасности соответствующей группы транспортных средств. При этом, сроки выполнения вышеуказанных мероприятий истекли. По факту выявленных нарушений Соликамской городской прокуратурой в адрес ИП Кузьминой О.А. 21.07.2023 внесено представление об их устранении. Представление прокуратуры рассмотрено, признано законным и обоснованным. Необеспеченность видеокамерами в необходимом объёме обусловлена отсутствием денежных средств на их приобретение. В условиях существующей реальности, при которой остаются угрозы террористических актов и пострадавших от них лиц, указанные факты являются недопустимыми. Просил суд обязать ИП Кузьмину О.А. в срок до 31 марта 2025 года устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: оснастить системой видеонаблюдения, предусмотренной паспортами обеспечения транспортной безопасности по соответствующим группам транспортных средств следующие автобусы: ПАЗ 4234-04 с реестровым номером № (государственный регистрационный номер № регион, кузов №; ПАЗ 4234-04 с реестровым номером № (государственный регистрационный номер № регион, кузов №.
Ответчик ИП Кузьмина О.А. в судебное заседание не явилась.
Согласно части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Применительно к правилам части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения в связи с неявкой по извещению, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно ч.1 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В соответствие со ст. 233 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствие со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Положением пункта 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип разумности и добросовестности действий участников гражданских правоотношений. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Принимая во внимание мнение истца, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, поскольку о времени и месте рассмотрения дела ответчик был извещён судом заблаговременно и надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой, имеющейся в материалах дела. Об уважительных причинах неявки ответчик суду не сообщил, ходатайств не заявил, возражений по иску не представил.
Неявку ответчика в судебное заседание суд расценивает, как нежелание реализовать свои процессуальные права, выразить возражения против иска, представить суду доказательства необоснованности заявленного иска, следовательно, ответчик должен нести риск неблагоприятных последствий не совершения процессуальных действий.
Выслушав прокурора, изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующие совершению террористического акта.
Пунктом 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления определенных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ « О транспортной безопасности » обеспечение транспортной безопасности транспортного средства возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни в здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, что закреплено подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009.
В силу ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на адрес, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными ( законодательными ) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 3. ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соликамской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения ИП Кузьмина О. А. транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено, что ИП Кузьмина О.А. осуществляет на территории Соликамского городского округа деятельность по перевозке пассажиров и багажа по регулярным городским по автобусным маршрутам: № 35 сообщением «Центр -Клестовка» на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия №; № 36 сообщением «г. Соликамск - пос. Басим» на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия №.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер, направленных на его предупреждение.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий).
В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (п. 4, 7.2 ст. 1 Федерального закона от -09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности»).
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по текст)"" - Федеральный закон «О транспортной безопасности») обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении транспортного средства разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.3 от. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
08 октября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, вступившие в законную силу с 22 октября 2020 года.
Как следует из положений пункта 5 Требований, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» перечисленные требования являются обязательными для исполнения.
Согласно п. п. 8 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны реализовать меры, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года с даты вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) - не позднее одного года с даты приобретения (введения) в эксплуатацию.
В соответствие с п.п. 6 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны оснащать транспортное средство в соответствии с паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа.
Согласно ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры н транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем транспортные средства, которые ИП Кузьмина О А. использует для перевозки пассажиров и багажа по регулярным городским автобусным маршрутам, а именно: автобусы ПАЗ 4234-04 с реестровым номером № (государственный регистрационный номер № регион, кузов №; ПАЗ 4234-04 с реестровым номером № (государственный регистрационный номер № регион, кузов №, до настоящего времени не оборудованы системой видеонаблюдения в соответствии с утверждённым паспортом обеспечения транспортной безопасности соответствующей группы транспортных средств. При этом, сроки выполнения вышеуказанных мероприятий истекли.
По факту выявленных нарушений Соликамской городской прокуратурой в адрес ИП Кузьминой О.А. 21 июля 2023 года внесено представление об их устранении. Представление прокуратуры рассмотрено, признано законным и обоснованным. Необеспеченность видеокамерами в необходимом объёме обусловлена отсутствием денежных средств на их приобретение.
В условиях существующей реальности, при которой остаются угрозы террористических актов и пострадавших от них лиц, указанные факты являются недопустимыми.
Изложенное свидетельствует о том, что ИП Кузьмина О.А., до настоящего времени не приняла мер по устранению выявленных в ходе проведенной прокуратурой проверки нарушений, своим бездействием нарушает требования законодательства о транспортной безопасности.
Неисполнение требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности создает угрозу безопасного функционирования, влечет повышение вероятности совершения актов незаконного вмешательства, следствием которых может являться нарушение имущественных интересов иных лиц и причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При рассмотрении дела ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая объем и характер предстоящей работы, суд считает необходимым в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок исполнения решения - до 31 марта 2025 года.
В соответствии с правилами ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования Соликамский городской округ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Кузьминой О.А. о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Кузьминой О.А. (ИНН 591904420731, ОГРНИП 308591903700027) в срок до 31 марта 2025 года устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: оснастить системой видеонаблюдения, предусмотренной паспортами обеспечения транспортной безопасности по соответствующим группам транспортных средств следующие автобусы:
ПАЗ 4234-04 с реестровым номером № (государственный регистрационный номер № регион, кузов №;
ПАЗ 4234-04 с реестровым номером № (государственный регистрационный номер № регион, кузов №.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кузьминой О.А. (ИНН 591904420731, ОГРНИП 308591903700027) в доход бюджета муниципального образования Соликамский городской округ государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В.Шатуленко