Дело {Номер изъят}
43RS0{Номер изъят}-81
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 января 2024 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе судьи Бородиной Н.А.,
с участием должностного лица, составившего протокол – начальника отдела Управления Роскомнадзора по {Адрес изъят} ТРО,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст.13.15 КоАП РФ, в отношении
должностного лица - главного редактора СМИ «сетевое издание WWW.PROGOROD43.RU» СОС, {Дата изъята} года рождения, паспорт 33 21 735 974, выдан УМВД России по {Адрес изъят} {Дата изъята},
УСТАНОВИЛ:
{Дата изъята} в отношении главного редактора СМИ «сетевого издания WWW.PROGOROD43.RU» - СОС (далее – должностное лицо, СОС) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), из которого следует, что {Дата изъята} в 09 час. 30 мин. СМИ «сетевое издание WWW.PROGOROD43.RU» (далее – СМИ, сетевое издание) по адресу места нахождения Общества: 610017, {Адрес изъят}, {Адрес изъят}, оф. 407, допущено распространение в указанном средстве массовой информации, зарегистрированном {Дата изъята} серия ЭЛ № ФС 77-77201, заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, при этом данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, СОС, надлежащим образом извещенная о времени и месте его проведения, не явилась, ходатайства об отложении не заявила, напротив, по телефону сообщила об отсутствии намерения участвовать в рассмотрении административного протокола, составленного в отношении нее.
До начала судебного разбирательства от СОС поступило письменное ходатайство о снижении административного штрафа, содержащее нормы КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол – начальник отдела Управления Роскомнадзора по {Адрес изъят} ТРО огласил позицию по делу, заблаговременно представленную в письменном виде; считает целесообразным назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Исследовав материалы административного дела, заслушав должностное лицо, составившее протокол, ТРО, суд приходит к следующему.
В протоколе об административном правонарушении от {Дата изъята} № АП-43/5/238, составленном в отношении должностного лица СОС, указано следующее событие административного правонарушения: {Дата изъята} в 09:30 в СМИ "сетевое издание WWW.PROGOROD43.RU" опубликована статья под названием «Всех отправят в принудительном порядке»: Генштаб России заявил о начале второй волны мобилизации» по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://progorod43.ru/news/101912?ysclid=lmhmzzchxj266864803 (далее - Статья о второй волне мобилизации).
Управление Роскомнадзора по {Адрес изъят} (далее - Управление) в соответствии с Положением, утвержденным приказом Роскомнадзора от {Дата изъята} {Номер изъят}, осуществляет на подведомственной территории государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.
Письмом от {Дата изъята} {Номер изъят} в Управление поступило поручение Центрального аппарата Роскомнадзора от {Дата изъята} {Номер изъят} (вх. от {Дата изъята} {Номер изъят}) о принятии мер в рамках КоАП РФ по Статье о второй волне мобилизации, размещенной в СМИ, возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 9 ст.13.15 и проведении административного расследования.
Поводом для указанного поручения явилось требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации от {Дата изъята} {Номер изъят}/Треб886-23 о принятии мер по ограничению доступа к информации в сети «Интернет» по адресу»: https://progorod43.ru/news/101912?ysclid=lmhmzzchxj266864803, согласно которому установлена недостоверная общественно значимая информация, выявлены информационные материалы, дискредитирующие действия органов государственной власти Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, по электронным адресам, среди которых значится статья, размещенная по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://progorod43.ru/news/101912?ysclid=lmhmzzchxj266864803.
{Дата изъята} Управлением определено возбудить дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.13.15 КоАП РФ, в отношении главного редактора СМИ СОС и провести административное расследование.
Таким образом, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось поручение Центрального аппарата Роскомнадзора от {Дата изъята} {Номер изъят}.
По результатам анализа материалов, приложенных к поручению Центрального аппарата Роскомнадзора от {Дата изъята} {Номер изъят}, установлено, что содержание Статьи о второй волне мобилизации включает в себя название (заголовок), одну фотоиллюстрацию, а также последующую текстовую информацию относительно заявления о второй волне мобилизации.
Из смыслового содержания названия (заголовка) Статьи о второй волне мобилизации усматривается, что в нем присутствуют следующие утверждения: «Всех отправят в принудительном порядке»: Генштаб России заявил о начале второй волны мобилизации»; также в первом абзаце последующей текстовой информации аналогично присутствует утверждение: «В Генштабе России официально заявили о второй волне мобилизации».
В ходе проведения административного расследования в {Адрес изъят} направлен запрос о предоставлении сведений по данным обстоятельствам за исх. {Номер изъят} от {Дата изъята}.
В ответе от {Дата изъята} {Адрес изъят} сообщает, что в соответствии с информацией, официально озвученной должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации, опубликованной в средствах массовой и распространенной в сети «Интернет», мероприятия, связанные с повторной мобилизацией на территории Российской Федерации, по состоянию на {Дата изъята} не запланированы. Информационный материал от {Дата изъята} «Всех отправят в принудительном порядке»: Генштаб России заявил о начале второй волны мобилизации» по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://progorod43.ru/news/101912?ysclid=lmhmzzchxj266864803, содержащий в своем названии (заголовке) утверждение о принудительном призыве граждан на специальную военную операцию, о «второй волне» мобилизации, противоречит информации об обстоятельствах проведения Вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции за пределами Российской Федерации, что свидетельствует о ложности распространяемой информации и признании информации недостоверной общественно значимой информацией, распространяемой под видом достоверных сообщений, создающий угрозу общественной безопасности.
Учредитель редакции СМИ - ИП КЕА в ответ на запрос в рамках административного расследования письмом от {Дата изъята} б/н (вх. от {Дата изъята} {Номер изъят}) сообщила, что должность главного редактора СМИ занимает СОС
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от {Дата изъята} {Номер изъят}-I «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), т.е. в силу закона, ответственность за распространение опубликованной в сетевом издании Статьи о второй Волне мобилизации несёт главный редактор данного СМИ - СОС
Частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрено, что распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от {Дата изъята} N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В силу пункта 6 статьи 3 Закон N 149-ФЗ одним из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.
Частью 6 статьи 10 Закона N 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Указами Президента Российской Федерации от {Дата изъята} N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от {Дата изъята} N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
{Дата изъята} на основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от {Дата изъята} N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.13.15 КоАП РФ, является наличие «угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозы массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозы создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
Согласно ст. 2 Закона о СМИ:
- под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;- под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
- под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
По настоящему делу сетевое издание «WWW.PROGOROD43.RU» является зарегистрированным средством массовой информации (регистрация СМИ от {Дата изъята} серия ЭЛ № ФС 77 - 77201), учредитель – ИП КЕА, ИНН 431202013981, ОГРНИП {Номер изъят}.
Главным редактором СМИ в соответствии с приказом {Номер изъят}к с {Дата изъята} принята на работу СОС
В силу ч.5 ст. 19 Закона о СМИ редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
В Уставе редакции сетевого издания «WWW.PROGOROD43.RU» содержатся аналогичные обязанности главного редактора.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Из представленных суду доказательств следует, что в нарушение положений Закона № 149-ФЗ и Закона о СМИ СОС - главным редактором сетевого издания допущено распространение в СМИ заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, при этом данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Виновность главного редактора СМИ СОС в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от {Дата изъята} № АП-43/5/238, письмом (поручением) Центрального аппарата Роскомнадзора от {Дата изъята} {Номер изъят}, требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от {Дата изъята} {Номер изъят}/Треб886-23 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам (приложение к письму от {Дата изъята} {Номер изъят}), скриншотами СМИ - материал от {Дата изъята} (в 09:30) «Всех отправят в принудительном порядке»: Генштаб России заявил о начале второй волны мобилизации», актом от {Дата изъята}, выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом редакции СМИ, Приказом о приеме на работу, объяснениями СОС, не отрицающей размещение материала в СМИ {Дата изъята}, указавшей на последующее удаление его с сайта.
Данные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, оснований не доверять им у суда не имеется, поскольку они получены без нарушений закона и полностью согласуются между собой.
Оценив представленную совокупность доказательств, суд приходит к выводу, что действия должностного лица верно квалифицированы должностным лицом Управления по ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела должностное лицо СОС имела возможность исполнить требования действующего законодательства, однако не предприняла всех необходимых мер по их соблюдению.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельством смягчающим административную ответственность является то, что ранее СОС к административной ответственности не привлекалась.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу и освобождения привлекаемого лица от административной ответственности суд не усматривает.
Разрешая заявленное СОС ходатайство о снижении размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, суд исходит из того, что в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не сумма прописью, а для должностных лиц - не сумма прописью, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не сумма прописью, а для должностных лиц - не сумма прописью.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от {Дата изъята} N 4-П, как необходимость, справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, в целях реализации принципа индивидуализации административного наказания, приняв во внимание конкретные обстоятельств дела, финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе работу СОС в должности непродолжительное время, оклад в размере 13000 руб. с надбавкой 1,150 районного коэффициента, а также степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности в целях исключения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, назначить должностному лицу СОС административное наказание с применением положений п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
По мнению суда, данный вид и размер административного наказания являются соразмерными содеянному, будут способствовать предупреждению совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.1, 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать главного редактора средства массовой информации «сетевого издания WWW.PROGOROD43.RU» - СОС виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, и назначить ей наказание с применением ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа: УФК по Кировской области (Управление Роскомнадзора по Кировской области), лицевой счет 04401А19270, ИНН 4345084190, КПП 434501001, наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ КИРОВ БАНКА РОССИИ//УФК по Кировской области г. Киров, БИК 013304182, единый казначейский счет 40102810345370000033, казначейский счет 03100643000000014000, ОКТМО 33701000, КБК 09611601131019001140, УИН 09600000000046606141.
Административный штраф уплачивается в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Ленинский районный суд г. Кирова по адресу: г. Киров, ул. Спасская, 20.
За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу, за исключением случаев, со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Бородина