Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2023 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
с участием старшего помощника прокурора г. Сызрани Антоновой В.М.
при секретаре Кангро А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-330/2023 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» о понуждении разместить общедоступную информацию,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд к МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» с иском, в котором просит обязать Администрация г.о. Сызрань в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для производства работ по приведению в нормативное состояние автобусных остановок в части размещения информации о наименовании остановочных пунктов, маршрутах движения и графике движения пассажирских транспортных средств, а также приведения в первоначальное состояние автопавильонов следующих остановок общественного транспорта: напротив дома по <адрес> Обязать МКУ г.о. Сызрань «СГХ» в течение трех месяцев с даты выделения денежных средств привести в нормативное состояние автобусные остановки в части размещения информации о наименовании остановочных пунктов, маршрутах движения и графике движения пассажирских транспортных средств, а также приведения в первоначальное состояние автопавильонов по следующим адресам: напротив дома по <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры России от <дата> № *** «Об усилении прокурорского надзора за исполнением хозяйствующими субъектами законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств» прокуратурой города в ходе осмотра улично-дорожных сетей города и изучения общедоступной информации выявлены нарушения законодательства, выраженные в ограничении доступа граждан к информации о маршрутах и расписании движения пассажирских перевозчиков, а также ненадлежащем содержании остановок общественного транспорта.
Порядок размещения автобусных остановок и их технического содержания установлен ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденным распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 №ИС-460-р (далее – ОСТ 218.1.002-2003).
В силу п. 5.1 ОСТ 218.1.002-2003 автобусные остановки оборудуют дородными знаками по ГОСТ 10807, которые размещают по ГОСТ 23457.
Знак 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне (вне населенных пунктов на высоте до 3,0 м) над его краем, обращенным в сторону приближающихся к остановочному пункту маршрутных транспортных средств, или на самостоятельной опоре на уровне этого края.
На основании п. 3.10.1 – п. 3.10.3 ОСТ 218.1.002-2003 павильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен.
В силу п. 3.13 ОСТ 218.1.002-2003 рядом с павильоном или у скамьи размещают не менее одной урны для мусора.
Установлено, что по маршруту движения пассажирских транспортных средств г.о. Сызрань в нарушение п. 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства России от 01.10.2020 №1586, а также п. 3.10, 3.11, 5.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», автобусные остановки не оборудованы указателями с информацией о маршрутах движения и графике движения пассажирских транспортных средств, а также имеют разрушения стен по следующим адресам:
- напротив дома по <адрес>
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сызрань ФИО3 исковые требования уточнила, просила суд обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» привести в нормативное состояние автобусные остановки в части размещения информации о маршрутах движения и графике движения пассажирских транспортных средств, а также привести в первоначальное состояние автопавильоны по следующим адресам:
- напротив дома по <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика - МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» по доверенности ФИО4 против исковых требований не возражала, пояснила, что спорные автобусные остановки будут приведены в нормативное состояние в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Дополнила, что в настоящее время Администрацией г.о. Сызрань выделены денежные средства для проведения соответствующих работ.
В судебном заседании представитель третьего лица - Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО5 против исковых требований не возражала.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Часть 1 ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ст. 1 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях исполнения требований ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» и ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» постановлением Правительства России от 01.10.2020 № 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила № 1586).
В силу п. 11 Правил № 1586 указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию:
а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок;
б) наименование остановочного пункта;
в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
ж) надпись «Посадки нет» в остановочных пунктах, в которых осуществляется только высадка пассажиров;
з) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением регулярных перевозок.
Порядок размещения автобусных остановок и их технического содержания установлен ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденным распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 № ИС-460-р.
В силу п. 5.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» автобусные остановки оборудуют дорожными знаками по ГОСТ 10807, которые размещают по ГОСТ 23457.
Знак 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне (вне населенных пунктов на высоте до 3,0 м) над его краем, обращенным в сторону приближающихся к остановочному пункту маршрутных транспортных средств, или на самостоятельной опоре на уровне этого края.
В соответствии с п. 5.3.2 - 5.3.4 ГОСТ 33062-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» остановочные пункты оборудуют остановочными и посадочными площадками, площадками и павильонами для ожидания, местами для сидения, заездными «карманами» (при размещении остановочных пунктов в зоне переходно-скоростных полос у пересечений и примыканий автомобильных дорог), разделительными полосами, туалетами через каждые 10-15 км, указателями места остановки маршрутных транспортных средств по ГОСТ 25869 и мусоросборниками.
На основании п. 3.10.1 – п. 3.10.3 ОСТ 218.1.002-2003 павильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен.
Требования к обустройству остановочных пунктов маршрутных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регламентируются строительными нормами государств.
Согласно п. 3.13 ОСТ 218.1.002-2003 рядом с павильоном или у скамьи размещают не менее одной урны для мусора.
Судом установлено, что в рамках Указания Генеральной прокуратуры России от <дата> № *** «Об усилении прокурорского надзора за исполнением хозяйствующими субъектами законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств» прокуратурой города Сызрани была проведена проверка соблюдения порядка осуществления регулярных маршрутных пассажирских перевозок, по результатам которой выявлены нарушения, выраженные в ограничении доступа граждан к информации о маршрутах и расписании движения пассажирских перевозчиков, а также ненадлежащем содержании остановок общественного транспорта.
Установлено также, что по маршруту движения пассажирских транспортных средств г.о. Сызрань в нарушение п. 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства России от 01.10.2020 №1586, а также п. 3.10, 3.11, 3.13, 5.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» автобусные остановки по адресам:
- напротив дома по <адрес> оборудованы указателями с информацией о маршрутах движения и графике движения пассажирских транспортных средств, не оборудованы урнами под мусор, а также имеют разрушения стен, что подтверждается Актом выездной проверки Прокуратуры г. Сызрани от <дата>, фотоматериалом.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Администрацией г.о. Сызрань было создано МКУ «Служба городского хозяйства» с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления городского округа Сызрань в сфере дорожной деятельности.
Согласно п. 2.3.26. Устава МКУ г.о. Сызрань «СГХ» учреждение осуществляет организацию и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, расположенных на территории г.о. Сызрань.
Выявленные нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ граждан к информации о маршрутах, расписании движения пассажирских перевозчиков.
При таких обстоятельствах суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан, во исполнение требований закона исковые требования прокурора г. Сызрани подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» (ИНН/КПП * * *) привести в нормативное состояние автобусные остановки, размещенные по адресам:
- <адрес> в части размещения информации о маршрутах движения и графике движения пассажирских транспортных средств, а также привести автопавильон в первоначальное состояние в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2023 года.
Судья: Сорокина О.А.