Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2483/2019 ~ М-2351/2019 от 19.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2019 года                         г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Ашуркова А.П.

при секретаре Галкиной С.А., при помощнике судьи Козулиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2416/19 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань об установлении срока сноса аварийных домов, ограничению доступа к расселенным домам, принятии мер к сносу аварийных домов в установленный срок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать Администрацию г.о. Сызрань произвести снос аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сызрань, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.

    Вместе с тем, 16.07.2019г. и 19.07.2019г. прокурор г. Сызрани обратился в Сызранский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик», в котором просит обязать Администрацию г.о. Сызрань произвести снос аварийных жилых домов по адресам: г. Сызрань, ул. СМП-822, <адрес>, г. Сызрань, <адрес>, г. Сызрань, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.

    Определением Сызранского городского суда от 27.08.2019г. гражданские дела по указанным искам объединить в одно производство.

В ходе рассмотрения дела от прокурора г. Сызрани поступило уточненное исковое заявление, в котором просит обязать Администрацию г.о.Сызрани установить срок сноса многоквартирных домов по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес>, принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по указанным адресам путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, принять меры к сносу аварийных домов, расположенных по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес> установленный срок, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что прокуратурой города Сызрани проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По результатам проведенной проверки установлено, что на основании заключений Межведомственной комиссии № *** от 03.03.2011г., № *** от 22.09.2011г. № *** от 25.11.2011г. и № *** от 22.09.2011г., в соответствии с Постановлениями Администрации г.о. Сызрань от 21.04.2011г. № ***, от 21.10.2011г. № ***, от 30.12.2011г. № ***, от 21.10.2011г. № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес> признаны аварийными и подлежащим сносу. Из представленной в прокуратуру города информации Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** следует, что многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены. Также из информации Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, следует, что в настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес> включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 г., утвержденную постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***. В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***. Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности). <дата> прокурором города в адрес Главы городского округа Сызрань внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до <дата>, по результатам рассмотрения которого данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты. По состоянию на <дата> муниципальные контракты на выполнение работ по сносу указанных аварийных домов не заключены. <дата> прокурором города в адрес председателя Думы городского округа Сызрань направлялась информация с предложением рассмотрения вопроса о внесении изменений в бюджет г.о. Сызрань на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 гг. в части увеличения объема финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до <дата>. По результатам рассмотрения Думой г.о. Сызрань указанной информации прокуратуры города объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до <дата>, на 2019-2021 гг. не увеличен. Сам по себе аварийный дом является объектом опасности, нахождение на территории которого, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам. Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым. Данное обстоятельство наличия на территории городского округа Сызрань аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Сызрань Антонова В.М.. иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань по доверенности Рудаева Ю.М. возражала против иска и пояснила, что требования прокурора не конкретизированы. Порядок и сроки предъявления требования о сносе дома законодателем не урегулированы, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома. Таким образом, предъявление требования о сносе аварийного дома и определение разумного срока для исполнения такого требования в силу закона отнесены к усмотрению органа, принявшего решение о признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом срок, устанавливаемый для сноса дома, должен соответствовать разумности, соблюдая права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Установление разумного срока зависит от обстоятельств, связанных со сносом конкретного многоквартирного дома. Необходимо учитывать, что срок должен быть достаточным не только для принятия собственниками решения о самостоятельном сносе аварийного дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия. Таким образом, при исчислении разумного срока следует брать период со дня принятия решения о сносе аварийного дома до дня фактического его исполнения. Определяя по своему усмотрению продолжительность срока для сноса аварийного жилого дома, органы местного самоуправления должны ориентироваться на следующие критерии: достаточность и эффективность действий, связанных с временным и постоянным переселением жильцов аварийного дома; опасность для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании; общая продолжительность осуществления физического сноса объекта капитального строительства. При установлении соблюдения разумного срока большое значение имеет такой критерий, как опасность для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании. Принимая во внимание, что признание домов аварийными и подлежащими сносу, а также определение сроков отселения граждан и сроков сноса указанных домов является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, заявленные требования являются незаконными и нарушают права органа местного самоуправления городского округа Сызрань. Вместе с тем, на территории городского округа Сызрань принят нормативный правовой акт Администрацией городского округа Сызрань, которым сроки для сноса аварийных домов установлены до 2021г., финансирование предусмотрено, который не признан незаконным, является действующим и исполняется в установленном порядке. Данный акт, предусматривает плановое, поэтапное (планируемое) осуществление сноса всех жилых домов, признанных аварийными и расселенными в установленном порядке. Нигде в Законе не прописано, что данные действия являются незаконными и неправильными. При этом, расселение указанных домов является адресным, ввиду обязательности целевого адресного расходования денежных средств, что не имеет отношения к их сносу. Требования прокурора об установлении ограничивающего забора в границах земельного участка, которые не установлены, являются незаконными и более того, земельный участок и территория прилегающая не являются объектами, признанными «аварийными», опасными, положение ЧС не установлено. Требования прокурора о наличии или возможной Чрезвычайной ситуации в виде нахождения на территории городского округа Сызрань расселенных ветхих домов, признанных аварийными являются незаконными, необоснованными и ничем не подтверждаются. Каких либо норм Закона, устанавливающих конкретные сроки для сноса расселенных домов, как и обязанность органов власти осуществить снос в какие-то конкретные сроки, и более того, кем-то для них установленные - не имеется. Требования прокурора снести объекты, являющиеся предметом рассмотрения в данном деле, лишают возможности муниципального образования на распоряжение данным имуществом по своему усмотрению, в том числе на продажу его и зачисление денежных средств в бюджет. Согласно материалам дела, граждане, которые проживали в указанном доме расселены, угроза жизни кому-либо отсутствует. Для удовлетворения заявленных прокурором требований необходимо представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурором такие доказательства предоставлены не были. Как следует из искового заявления прокурора, его требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку наличие не снесенного аварийного дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, также наличие не снесенного аварийного дома может повлечь проживание в помещениях граждан без определенного места жительства, незаконных мигрантов. Как установлено судом и подтверждается материалами дела отселение жителей аварийного дома произведено. Не расселенных граждан, занимающих жилые помещения в доме, в настоящее время не осталось.

Представители третьих лиц КСиА Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» в судебное заседание не явились, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что заключением Межведомственной комиссии № *** от 03.03.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 21.04.2011г. № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением Межведомственной комиссии № *** от 22.09.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 21.10.2011г. № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. СМП-822, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением Межведомственной комиссии № *** от 25.11.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.12.2011г. № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением Межведомственной комиссии № *** от 22.09.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 21.10.2011г. № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Однако, многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены, что подтверждается информацией Администрации г.о. Сызрань от 04.02.2019г.

Жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес>, включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 г., утвержденную постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***.

В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***. Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

Предусмотренный данной муниципальной программой г.о. Сызрань общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2019 - 2021 гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до <дата>.

<дата> прокурором города Сызрани в адрес Главы городского округа Сызрань внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до <дата>. По результатам рассмотрения которого, данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до <дата>, на 2019-2021 гг. не увеличен.

Между тем, суд приходит выводу, что длительное бездействие должностных лиц администрации г.о.Сызрани по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Учитывая, что Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, суд полагает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань установить срок сноса многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам : Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес>, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов

Также суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань в установленный срок принять меры по сносу аварийных многоквартирных жилых домов по указанным адресам, с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора, поскольку в силу ч. 1 ст. 14 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, принятие данных мер относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом суд не принимает во внимание доводы Администрации г.о.Сызрани на ограниченные возможности бюджета, поскольку данные обстоятельства не могут являться причиной несоблюдения требований закона, не должны влиять на права граждан.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрани об установлении срока сноса аварийных домов, ограничению доступа к расселенным домам, принятии мер к сносу аварийных домов в установленный срок- удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о.Сызрани установить срок сноса многоквартирных домов по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес>, принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес> путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, принять меры к сносу аварийных домов, расположенных по адресам: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, ул.СМП-822, <адрес> установленный срок, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-2483/2019 ~ М-2351/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань
МКУ "СызраньСтрой Заказчик"
Администрация г.о.Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Ашуркова А.П.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
19.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.07.2019Предварительное судебное заседание
05.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее