Дело № 21-468/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 мая 2022 года г.Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Н.В. Крепкогорская, рассмотрев жалобу директора КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов № 1» Цилюрик Е.П. на постановление главного государственного инспектора Железнодорожного района г. Хабаровска по пожарному надзору от 09 июля 2021 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский специализированный дом ветеранов № 1»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного государственного инспектора Железнодорожного района г. Хабаровска по пожарному надзору Чистякова С.В. от 09 июля 2021 года краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский специализированный дом ветеранов № 1» (далее Учреждение) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Директор Учреждения Цилюрик Е.П. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит решение районного суда отменить.
В судебном заседании защитник Учреждения Малахов О.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Должностное лицо Чистяков С.В., законный представитель КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов № 1» Цилюрик Е.П., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Малахова О.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, в период с 11 часов 25.05.2021 года по 17 часов 22.06.2021 года должностным лицом ОНПР Железнодорожного района г. Хабаровска УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю проведена проверка объекта защиты - здания КГБУ «Хабаровский специальный дом ветеранов №1», расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул. Покуса, дом 22, в ходе которой выявлены нарушения Учреждением требований пожарной безопасности, а именно: не составлена декларация пожарной безопасности в отношении объекта защиты с указанием перечня статей (частей, пунктов) технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены и выполнены для данного объекта защиты;
представленная декларация пожарной безопасности, составленная и зарегистрированная в органе ГПН 30.09.2019 (№ 08401364-ТО-391), не соответствует предъявляемым требованиям, а именно: в нарушение части 4 статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствуют сведения о выполнении указанного перечня статей (частей и пунктов) технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены ч. 4 ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), приказ МЧС России от 16.03.2020 № 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности.» (далее - приказ МЧС от 16.03.2020 № 171);
в представленной декларации пожарной безопасности, составленной и зарегистрированной в органе ГПН 30.09.2019 (№ 08401364-ТО-391), содержатся недостоверные сведения, а именно: класс функциональной пожарной опасности здания указан как Ф 1.3 (многоквартирные жилые дома), что не соответствует фактическому классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здание является домом системы социального обслуживания граждан специализированного жилого фонда с оказанием социальных услуг гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании в полустационарной форме; социального обслуживания на дому (специализированный жилой комплекс, состоящий из квартир, а также из административных помещений и помещений, предназначенных для медицинского, культурного, бытового обслуживания граждан, размещения обслуживающего персонала) - ч. 5 ст. 64 Технического регламента;
на объекте отсутствует проектная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре) - ч. 1 ст. 83 Технического регламента, п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила противопожарного режима в РФ);
не организованы работы, осуществляемые с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты, по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: не заменен вышедший из строя (не дающий заряда на аккумулятор) блок питания прибора автоматического речевого пожарного оповещения РЕЧОР БУМ-2, предназначенного для организации систем аварийного автоматического речевого оповещения людей о пожаре - п. 54 Правил противопожарного режима в РФ;
не организовано проверяемым лицом не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждения крыши с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (в соответствии с представленным протоколом № 42 испытания были проведены 07.06.2016) - п. 17 «б» Правил противопожарного режима в РФ;
не обеспечено проверяемым лицом исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, в том числе, систем противопожарной защиты: не удовлетворяет требованиям применение материала для покрытия пола помещения № 23 по техпаспорту, одновременно являющегося путями эвакуации (общим коридором), отсутствует техническая документация на декоративно-отделочный материал, содержащая информацию о показателях пожарной опасности, позволяющая отнести его к классу пожарной опасности строительных материалов КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1) - ст. 52, 53, ч. 3, 6 ст. 134, табл. 27, 29, 3 Технического регламента;
не обеспечено проверяемым лицом исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, в том числе, систем противопожарной защиты: не удовлетворяет требованиям применение материала для отделки стен помещения № 23 по техпаспорту, одновременно являющегося путями эвакуации (общим коридором), отсутствует техническая документация на декоративно-отделочный материал, содержащая информацию о показателях пожарной опасности, позволяющая отнести его к классу пожарной опасности строительных материалов КМ 1 (Г1, В1, Д2, Т2, РП1) - ст. 52, 53, ч. 3, 6 ст. 134, табл. 27, 29, 3 Технического регламента.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении КГБУ «Хабаровский специальный дом ветеранов №1» и привлечения его к административной ответственности.
Факт и обстоятельства совершения правонарушения, виновность Учреждения в инкриминируемом правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены судьей районного суда в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о неверном определении должностным лицом класса пожарной опасности дома по ул. Покуса, 22 в г.Хабаровске были предметом проверки судьи районного суда, им дана надлежащая оценка в решении районного судьи, оснований не согласиться с которой не имеется.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах создания и эксплуатации. Положения данного закона согласуются с требованиями СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", которыми предусмотрено, что здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества.
Учитывая характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также то, что дом 22 по ул. Покуса в г.Хабаровске эксплуатируется как дом ветеранов, являющийся учреждением, в котором находятся только граждане преклонного возраста, должностное лицо, применяя Федеральный закон № 123-ФЗ, исходило из того, что дальнейшая эксплуатация объекта в прежнем виде приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
При таких обстоятельствах районный судья, принимая во внимание особое социальное назначение данного учреждения, обоснованно признал, что отнесение данного объекта к классу пожарной опасности Ф 1.1 является верным, а факты выявленных нарушений несут потенциальную угрозу жизни и здоровью людей преклонного возраста, проживающих в указанном здании.
Ссылка заявителя жалобы на решения Хабаровского краевого суда и Девятого кассационного суда общей юрисдикции не ставит под сомнение выводы должностного лица и районного судьи в обжалуемых актах, поскольку изложенная в указанных им решениях Хабаровского краевого суда и Девятого кассационного суда общей юрисдикции правовая позиция касалась иных зданий и учреждений.
Доводы жалобы о допущенных районным судьей процессуальных нарушениях, касающихся отказа в допуске к участию в деле защитника учреждения и не разрешение его ходатайства об отложении дела – не могут быть приняты во внимание, поскольку никакими фактическими данными не подтверждены.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не влияют на правомерность привлечения Учреждения к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, по существу являются позицией заявителя, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами должностного лица и судьи районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены в ходе рассмотрения дела, влияли на обоснованность и законность постановления, либо опровергали выводы судьи районного суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановления и решения судьи.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу по делу об административном правонарушении, не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Действия КГБУ «Хабаровский специализированный дом ветеранов № 1» правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░.20.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░