Решение по делу № 1-1/2015(3) от 05.02.2015

                                                          

дело  № 1-1/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об освобождении от уголовной ответственности и применении принудительных мер медицинского характера                                                                                                                                                                           

г. Екатеринбург                                                                                           05 февраля 2015 года

             Мировой судья судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района Цициковская Е.А.,

с участием помощников прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Комарова В.С., Петренко А.Д., Губиной А.А.,

лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера - Степанова С.М., 

защитника  - адвоката Свердловской области Альшевской Е.В.,

потерпевших ***,

законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера - ****,  

при секретарях Кунгурцевой Н.П., Дымковой Т.В.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

СТЕПАНОВА С.М., ****, 

обвиняемого в совершении запрещенных уголовным законом деяний, предусмотренных частью 1 статьи 119, частью 1 статьи 116, частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации,

установил:

Степанов С.М., находясь в состоянии невменяемости, угрожал убийством ***, при этом у последнего имелись основания опасаться осуществления данной угрозы, а также причинил побои ***, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того Степанов С.М., находясь в состоянии невменяемости, угрожал убийством ***, при этом у последней имелись основания опасаться осуществления данной угрозы.

             Общественно-опасное деяние совершено Степановым С.М. в Железнодорожном административном районе г. Екатеринбурга при следующих обстоятельствах.

             26 сентября 2013 года около 23:30 Степанов С.М., находясь состоянии алкогольного опьянения, в квартире № *** дома *** по ул. *** на почве внезапно возникших неприязненных отношений в ходе конфликта схватил правой рукой за шею ****, стал сдавливать, перекрывая доступ кислорода, причинив физическую боль и телесные повреждения в виде ссадины в левой надключичной области, а также высказывал в адрес *** слова угрозы убийством: «Я тебя сейчас задушу!» *** с учетом агрессивного поведения Степанова С.М., состояния опьянения, воспринял угрозу реально, опасался за свою жизнь и здоровье.

Кроме того, 26 сентября 2013 года около 23:30 Степанов С.М., находясь состоянии алкогольного опьянения, в квартире № ** дома ** по ул. *** на почве внезапно возникших неприязненных отношений в ходе конфликта, умышленно нанес два удара правой рукой в область груди с левой стороны ***, от чего последний испытал физическую боль, затем нанес три удара правой рукой в область ребер с правой и левой стороны туловища ***, от чего последний испытал сильную физическую боль, далее Степанов С.М. взял в правую руку газовый пистолет модели *** и бросил его, целясь в голову ***, при этом попал в область предплечья правой руки последнего, от чего потерпевший испытал сильную физическую боль. Своими действиями Степанов С.М. причинил *** сильную физическую боль и телесные повреждения в виде кровоподтеков в области туловища, верхних конечностей, которые квалифицированы, как повреждения не причинившие вред здоровью человека.

Помимо указанного, 31 октября 2013 года около 19 часов 20 минут Степанов С.М., находясь состоянии алкогольного опьянения, в квартире № *** дома *** по ул. *** на почве внезапно возникших неприязненных отношений в ходе конфликта, взял в правую руку кухонный нож и начал размахивать им вблизи лица ***, а также приставлял нож к груди последней, высказывая в ее адрес слова угрозы убийством: «Я тебя зарежу и себя!». **** с учетом агрессивного поведения Степанова С.М., состояния алкогольного опьянения, его физического превосходства, наличие в его руке ножа, восприняла угрозу реально, опасалась за свою жизнь и здоровье.

             Факт, совершения Степановым С.М. общественно-опасного деяния, запрещенного уголовным законом Российской Федерации,  подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

             Так из заявлений и показаний потерпевшего *** следует, что 26.09.2013 в вечернее время он находился дома в квартире № *** в доме № ** по ул. ***, вместе с супругой, младшей дочерью ***, старшим сыном *** и девушкой ***. Около 23 часов 30 минут домой пришел младший сын Степанов С.М. Он находился в состоянии опьянения. Зайдя домой, Степанов С.М. стал ходить между комнатами и начал оскорблять его и его супругу словами грубой нецензурной брани на повышенных тонах. Между ними с супругой и Степановым С.М. завязался словесный конфликт, в ходе которого он говорил, чтобы Степанов С.М. вышел из квартиры и не разговаривал с ними в подобном тоне. Степанов С.М. не переставал вести себя агрессивно, на их замечания не реагировал и продолжал бегать по квартире и всех оскорблять. Когда он вышел в коридор квартиры, Степанов С.М. подбежал к нему, взял его за шею своей правой рукой и начал сдавливать ее, при этом прижимая **** спиной к двери, ведущей в большую комнату. При этом Степанов С.М. говорил: «Я тебя сейчас задушу!». Угрозу воспринимал реально, поскольку Степанов С.М. был не адекватен, не контролировал себя, к тому же находился в состоянии опьянения и не известно было, чего от него можно ожидать. Через какое-то короткое время он смог разжать руку Степанова С.М. и убрать ее от своей шеи. После чего Степанов С.М. нанес ему два удара в область груди с левой стороны, от чего он испытал сильную физическую боль. Тогда он схватил Степанова С.М. за обе руки и стал удерживать, мешая ударить еще раз, заметив что сын успокоился, отпустил его руки. Примерно через 2 минуты Степанов С.М. вновь начал оскорблять его и его супругу нецензурной бранью, при этом он ходил по всей квартире, проходя по коридору, Степанов С.М. резко остановился перед ним и, подойдя вплотную, нанес 3 удара своей правой рукой в область ребер с правой и левой стороны, от чего он испытал сильную физическую боль. Поскольку Степанов С.М. не успокаивался, то они с супругой решили вызвать полицию. Тогда Степанов С.М. решил уйти из дома, перед уходом достал газовый пистолет, в это время он сидел на диване и Степанов С.М. бросил пистолет ему в голове, попал по руке, которой он закрылся от удара. 31.10.2013 они находились с женой на кухне, туда же зашел Степанов С.М., схватил с лица матери очки, начал на нее орать, потом схватил лежавший на столе кухонный нож небольшого размере, стал размахивать им перед лицом ****, приставлял нож к ее груди, при этом говорил: «Я сейчас всех зарежу и себя зарежу», при попытках его успокоить, воткнул нож в столешницу и отошел. Жена выбежала в подъезд, стала звать соседей, но Степанов С.М. успокоился, и они с женой дали ему его одежду и выставили его в подъезд. 

Из заявления и показаний потерпевшей *** следует, что 26.09.2013 в вечернее время она находилась дома в квартире № *** в доме № *** по ул. ***, вместе с супругом, младшей дочерью ***, старшим сыном *** и девушкой ***. Около 23 часов 30 минут домой пришел младший сын Степанов С.М. Он находился в состоянии опьянения, она поняла это по его агрессивному поведению, запаху алкоголя, начал кричать, что его плохо воспитывали, ругался нецензурной бранью, грозился придушить всех. Тогда она пошла к старшему сыну в комнату, чтобы просить его о помощи. В это время между Степановым С.М. и его отцом в коридоре произошла потасовка, сам она ее не видела. Со слов мужа знает, что Степанов С.М. наносил ему удары, хотел задушить. Муж боится Степанова С.М., потому что последний часто находится не в адекватном состоянии. После произошедшего вызвала сотрудников полиции, Степанов С.М. в это время начал собираться, при этом нашел газовый пистолет, который направлял на отца, а затем кинул в него пистолетом, куда именно он попал, она не видела. 31.10.2013 около 19 часов находилась дома на кухне с мужем, в это время на кухню забежал Степанов С.М., который ругал их, потом сбил с ее лица очки, затем схватил со стола кухонный нож, которым начал размахивать, угрожал, что всех зарежет и сам зарежется, спрашивал, хочет ли она этого. Угрозу убийством воспринимала реально, поскольку Степанов С.М. находился не в адекватном состоянии, размахивал ножом в непосредственной близости от ее лица, приставлял нож к ее груди, без очков она видела все размыто, не могла предусмотреть последствия его действий. Потом Степанов С.М. воткнул нож в столешницу. Она сильно испугалась, выбежала в подъезд к соседям, чтобы от них позвонить в полицию, Степанов С.М. побежал за ней, тогда муж выкинул кроссовки сына в подъезд, а она забежала украдкой в квартиру и закрыла дверь.  

             Свидетель **** в судебном заседании показал, что является старшим братом Степанова С.М., вечером 26.09.2013 находился вместе со своей девушкой **** в своей комнате в квартире № *** в доме № *** по ул. ****. Степанов С.М. пришел домой в состоянии алкогольного опьянения, ругался с родителями. К нему в комнату зашла мать, просила успокоить Степанова С.М. За ней следом забежал Степанов С.М., а следом за ними, чтобы заступиться за мать, зашел ***, потом они со Степановым С.М. переместились в коридор, были слышны звуки потасовки. Каких либо угроз от Степанова С.М. не слышал, поскольку находился в комнате и в коридор не выходил. После конфликта брат ушел из дома, а потом они с **** уехали к ней домой. По обстоятельствам 31.10.2013 ничего сообщить не мог, поскольку не находился дома.

             Свидетель  ****, показания которой оглашены в порядке ст. 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подтвердила показания свидетеля **** о том, что 26.09.2013 в вечернее время она находилась совместно с **** у него дома по адресу: ул. ***. Около 23 часов домой пришел брат *** Степанов С.М., который находился в состоянии алкогольного опьянения. Она слышала, что Степанов С.М. кричал на мать, после чего *** забежала к ним в комнату, просила **** заступиться за нее, следом за ней зашел Степанов С.М., который вел себя агрессивно. Затем к двери их комнаты подошел ***, который также пытался успокоить Степанова С.М., но Степанов С.М. вытолкал отца в коридор, она видела как Степанов С.М. нанес несколько ударов отцу в область туловища и слышала, что он угрожал *** убийством. Что конкретно происходило в коридоре, она не видела, так как находилась все время в комнате. Через некоторое время крики и шум прекратились, затем Степанов С.М. ушел из дома. После чего она и *** собрали свои вещи и уехали к ней домой. Более она в квартире Степановых не проживала.

Из протоколов изъятия, выемки, осмотра вещей и документов следует, что из квартиры № *** в доме № *** по ул. *** изъят и осмотрен травматический пистолет *** (том 1 л.д. 29-30, 42-43, 44-45).

Указанный пистолет признан вещественным доказательством и приобщен к материалам дела (том 1 л.д. 56).

Из протоколов изъятия, выемки, осмотра вещей и документов следует, что из квартиры № ** в доме № *** по ул. *** изъят и осмотрен кухонный нож (том 1 л.д. 71-72, 73-74). 

Указанный нож признан вещественным доказательством и приобщен к материалам дела (том 1 л.д. 75).

Согласно заключению эксперта № *** от 26.02.2014, у *** 27.09.2013 обнаружены ссадина в левой надключичной области, кровоподтеки в области туловища, верхних конечностей, давностью причинения около 1-2 суток на момент осмотра, повреждения могли образоваться в результате ударов, давления тупыми твердыми предметами, при травматизации кожи левой надключичной области ногтями пальцев рук, квалифицированные как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

Давность и механизм образования телесных повреждений соответствуют  обстоятельствам дела.

             В ходе проведенной по делу амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы № 912 от 16.12.2014 в отношении Степанова С.М. установлено, что последний страдает в настоящее время и страдал в период инкриминируемого деяния психическим расстройством в форме параноидной шизофрении (код по МКБ 10:F20.0), которое лишало его в период совершения инкриминируемого деяния и лишает в настоящее время возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Как представляющий социальную опасность для себя и других лиц, учитывая тяжесть психических расстройств, уклонение от лечения в амбулаторных условиях, отсутствие критики к своему заболеванию и поведению, СтепановС.М. нуждается в применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа (том 2 л.д. 23-26).

             Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд находит доказанной вину Степанова С.М. в совершении угрозы убийством ***, при этом у последнего имелись основания опасаться осуществления данной угрозы, а также причинении побоев ***, а также угрозы убийством ***, при этом у последней имелись основания опасаться осуществления данной угрозы.

            Степанов С.М. совершил общественно-опасное деяние, предусмотренное частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, выразившееся в угрозе убийством, если имелись основания  опасаться осуществления этой угрозы, дважды, а также общественно-опасное деяние, предусмотренное частью 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, выразившееся в нанесении побоев, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.

             Оценив вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Степанов С.М. находился в состоянии невменяемости как во время совершения общественно-опасных деяний, так и в настоящее время и согласно статье 21 Уголовного кодекса Российской Федерации он не подлежит уголовной ответственности за содеянное.

             В соответствии с пунктом «а» части 1 и частью 2  статьи 97 Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные меры медицинского характера назначаются лицу, совершившему деяние, предусмотренное статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации в состоянии невменяемости, в случае, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

             Суд считает, что основания для применения принудительных мер медицинского характера в отношении Степанова С.М. имеются.

             Из характеристик, материалов дела, усматривается, что Степанов С.М. ранее проходил лечение в психиатрическом стационаре с диагнозом шизофрения, параноидальная форма, галлюцинаторно-параноидальный синдром. также Степанов С.М. с 2007 года состоит на учете в ГУЗ СО ПБ № 5 в связи с неоднократным приемом алкогольных и наркотических веществ (том 2 л.д. 7-20).

             На основании изложенного, заслушав мнение прокурора, защитника, законного представителя, потерпевших, принимая во внимание рекомендации судебно- психиатрической экспертной комиссии о том,  что Степанов С.М. нуждается  в  принудительном лечении в психиатрическом стационаре, поскольку представляет социальную опасность для себя и других лиц, уклоняется от лечения в амбулаторных условиях, у Степанова С.М. отсутствует критика к своему заболеванию и поведению, учитывая данные о личности последнего, мировой судья, приходит к выводу о том, что Степанов С.М. нуждается в применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.  

             В соответствии со статьей 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Степанов С.М. как лицо, признанное невменяемым подлежит освобождению от взыскания с них  процессуальных издержек, связанных с оплатой труда защитника как в ходе дознания, так и в судебном заседании.

Поскольку в настоящее время в отношении Степанова С.М. постановлением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 29.10.2014 избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, исполнение настоящего постановления необходимо поручить  начальнику  ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН РФ по Свердловской области.

            На основании изложенного и руководствуясь статьями 442-444 Уголовно-процессуальногокодекса Российской Федерации,  статьей 21, пунктом  «а» части 1 и части 2 статьи 97, статьей 98, пунктом «в» части 1 статьи 99, статьи 101 Уголовного кодекса Российской Федерации, мировой судья

постановил: освободить СТЕПАНОВА С.М. от уголовной ответственностиза совершенные в состоянии невменяемости запрещенные уголовным законом деяния, предусмотренные частью 1 статьи 119, частью 1 статьи 116, частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации.

             Применить к Степанову С.М. принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа.

             Меру пресечения в отношении Степанова С.М. до вступления постановления в законную силу оставить без изменения - подписка о невыезде и надлежащем поведении.

             Исполнение постановления возложить на начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН РФ по Свердловской области.

             Освободить Степанова С.М. от взыскания  процессуальных издержек, связанных с оплатой труда защитника как в ходе дознания, так и в судебном заседании.

По вступлению постановления в законную силу, вещественные доказательства: травматический пистолет **** и два патрона к нему, кухонный нож, хранящиеся в камере хранения ОП 11 УМВД России по г. Екатеринбургу, уничтожить.

             Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга через мирового судью в течение 10 суток со дня провозглашения, а Степановым С.М. в тот же срок с момента получения копии постановления.

            

            

Мировой судья                                                                                                        Е.А. Цициковская

Постановление вступило в законную силу 17 февраля 2015 года.