Р Е Ш Е Н И Е
г. Котово 26 декабря 2019 года
Судья Котовского районного суда Волгоградской области Харламов С.Н. (403805 г. Котово Волгоградской области ул. Нефтяников 7),
с участием главы Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Вдовина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица- главы Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Вдовина В. А. на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Глава Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Вдовин В.А. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания.
Указывает, что постановлением заместителя начальника контрольного управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Хабибуллаевой А.А. он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положения Федерального закона № 44-ФЗ в отношении ограничения конкуренции применимы к таким действиям при осуществлении конкурентных закупок. Закупки согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ изначально представляют собой неконкурентный способ размещения заказа. Выводы постановления об образовании контрактами искусственно раздробленной единой сделки, а именно, что работы взаимосвязаны и содержат один и тот же вид работ, являются необоснованными в связи с тем, что в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержится каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день). По своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно.
Проведение конкурентных способов закупки было нецелесообразно, так как земельный участок, на котором администрация могла осуществлять работы по ограждению скотомогильника, был оформлен ДД.ММ.ГГГГ, проведение конкурсных процедур привело бы к тому, что работы пришлось выполнять в осеннее - зимний период.
С 1 июля 2019 г. Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ вносятся изменения в пункт 4 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ, в части увеличения суммы закупки у единственного поставщика до 300 000 рублей. В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Часть 3 данной статьи устанавливает, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Соответственно, на момент рассмотрения дела по факту заключения четырех договоров на ремонт ограждения скотомогильника, нарушения отсутствуют.
Также заявитель считает, что отсутствуют относимые, допустимые доказательства того, что заключение договоров с ИП Глава КФХ Медведев привело к вынужденному отказу других хозяйствующих субъектов от участия в их заключении исполнении. Отсутствуют и сведения о доказанности того, что на момент заключения договоров существовали иные хозяйствующие субъекты, которые исходя из своих деловых качеств могли исполнить обязательства по договорам по их условиям в части срока, суммы, предмета, но не смогли сделать это по причине заключения договоров с ИП Глава КФХ Медведев.
Вывод постановления об отсутствии реализации предусмотренного ст. 34 БК РФ принципа эффективного расходования бюджетных средств бездоказателен.
Заявитель просит постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.11.2019г. отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании глава Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Вдовин В.А. доводы своей жалобы поддержал.
Из Комитета финансов Волгоградской области поступил отзыв на жалобу должностного лица, в котором просят оставить вынесенное постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобу должностного лица без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников, нахожу жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что Контрольно-счетной палатой Волгоградской области (далее-КСП) в соответствии с пунктом 2.7 плана работы КСП на 2019 год, проведена проверка использования субвенций на осуществление полномочий Волгоградской области, переданных органам местного самоуправления по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников.
По итогам проверки соблюдения администрацией Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района (далее - Администрация, Заказчик) законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ
Проверкой было установлено, что администрацией Купцовского сельского поселения было заключено 4 договора (от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90707 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 95996 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 96659 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 64622 руб.) на выполнение различных видов работ по реконструкции скотомогильника общей стоимостью 347,9 тысяч рублей, с одним и тем же подрядчиком - ИП Глава КФХ ФИО4, при этом стоимость каждого договора не превышала 100,0 тыс. рублей. Договора были заключены на обустройство ограждения скотомогильника. При этом, несмотря на то, что Субвенция была перечислена ДД.ММ.ГГГГ, администрация Купцовского сельского поселения договора на реконструкцию скотомогильника начала заключать только с ДД.ММ.ГГГГ.
Договора были заключены в течение небольшого периода времени (13 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предметом каждого договора является выполнение нескольких видов работ по реконструкции скотомогильника, взаимосвязанных с работами по другим договорам. В двух договорах: от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен один и тот же вид работ «наружная облицовка поверхности ограждения». То есть часть облицовки ограждения выполнялась по одному договору, а оставшаяся часть этой же работы выполнялась по другому договору.
Согласно выводов проверки, тождественность предмета контрактов, а также их единая цель, свидетельствуют о том, что действия администрации направлены на искусственное дробление одной закупки на четыре контракта с целью обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур.
Учитывая сумму закупок, необходимую для выполнения работ по реконструкции скотомогильника, заказчик должен был принять решение об осуществлении закупки с целью определения поставщика путем проведения запроса котировок или аукциона.
Решение о выборе способа закупки у единственного поставщика нарушает часть 5 статьи 24, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ для обеспечения муниципальных нужд, предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Диспозиция данной нормы предусматривает ответственность должностного лица заказчика.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения администрацией Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района ( законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд был направлен в Комитет финансов Волгоградской области.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Чкаловой Е.П. составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – Вдовина В.А., главы Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом – заместителем начальника контрольного управления - начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Хабибуллаевой А.А. протокол рассмотрен и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому должностное лицо – Вдовин В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно ч.1 ст.7.29 КоАП РФ административным правонарушением признается принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составляв более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Часть 5 статьи 24 Закона №4 4-ФЗ регламентирует, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Вдовин В.А. исполняет обязанности главы Купцовского сельского поселения в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии Котовского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении общих результатов выборов главы Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ».
В соответствии со статьей 22 Устава Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области принятого решением совета Купцовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № к компетенции главы Купцовского сельского поселения относится в том числе: осуществление без доверенности действий от имени Купцовского сельского поселения; исполнение полномочий главы администрации Купцовского сельского поселения; осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, настоящим Уставом, решениями Совета Купцовского сельского поселения.
Волгоградской областью субвенция на осуществление государственных полномочий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям) была перечислена администрации Купцовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, однако договора на реконструкцию скотомогильника администрация начала заключать только с ДД.ММ.ГГГГ
Совокупность условий контрактов во взаимосвязи с целью их заключения свидетельствовало о том, что спорные контракты подлежали заключению как единое целое, поскольку образуют единую сделку, направленную на достижение единого результата.
Договора были заключены в течение небольшого периода времени (13 дней) с -ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предметом каждого договора являлось выполнение нескольких видов работ по реконструкции скотомогильника, взаимосвязанных с работами по другим договорам.
Должностное лицо административного органа, рассмотревшее дело об административных правонарушениях, пришло к правильному выводу о том, что администрацией Купцовского сельского поселения в течение незначительного периода времени с одним и тем же лицом было заключено 4 договора, каждый стоимостью менее 100 тысяч рублей, предметом которых являлись взаимосвязанные работы (в отдельных случаях идентичные) по реконструкции скотомогильника общей стоимостью 347,9 тыс. рублей.
При этом, во внимание принята тождественность предметов контрактов - (работы по устройству ограждения), временной интервал, в течение которого они были заключены (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), исполнены (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), единую цель контрактов - выполнение работ по обустройству биотермической ямы
Так же соглашаюсь с выводами, изложенными должностным лицом административного органа в обжалуемом постановлении о том, что рассматриваемая закупка намеренно была разбита Заказчиком (администрацией Купцовского сельского поселения) на 4 контракта в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным подрядчиком.
Довод заявителя о том, что в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержится каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени, судьей отклоняются, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении было достоверно установлено, что глава Купцовского сельского поселения Вдовин В.А. нарушил требования статей 8 и 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку его действия при заключении контрактов на работы по скотомогильнику исключили создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки и повлекли необоснованное сокращение числа участников закупки.
Утверждение заявителя, что проведение конкурентных способов закупки было нецелесообразно, так как земельный участок, на котором администрация могла осуществлять работы по ограждению скотомогильника, был оформлен ДД.ММ.ГГГГ, проведение конкурсных процедур привело бы к тому, что работы пришлось выполнять в осеннее - зимний период, судьей отклоняются, поскольку субвенция из бюджета Волгоградской области была перечислена Купцовскому сельскому поселению ДД.ММ.ГГГГ, то есть было достаточно времени для проведения конкурсных процедур.
Так же не соглашаюсь с доводами заявителя о том, что к рассматриваемому делу об административном правонарушении надлежит применить положения ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, на момент рассмотрения дела не был принят и в настоящее время так же отсутствует. Ссылки заявителя на Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым вносятся изменения в пункт 4 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ, в части увеличения суммы закупки у единственного поставщика до 300 000 рублей, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права. Часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ содержит специальные правила действия законодательства об административных правонарушениях (под которым понимаются КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях) во времени, которые применяются только в тех случаях, когда вступил в силу закон, который смягчает или отменяет административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника контрольного управления - начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Хабибуллаевой А.А. и другие материалы составлены с соблюдением требований КоАП РФ, согласуются между собой и другими материалами дела.
Факт правонарушения подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Должностным лицом административного органа дана оценка всем материалам дела, в том числе представленным главой Купцовского сельского поселения Вдовиным В.А. возражениям, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено. В связи с вышеизложенным, считаю, что заместитель начальника контрольного управления - начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области обоснованно пришел к выводу о виновности Вдовина В.А. и справедливо, с учетом обстоятельств дела, назначил наказание в пределах санкции ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника контрольного управления-начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области в отношении должностного лица Вдовина В.А., не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.8, ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
Р Е Ш И Л
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника контрольного управления-начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Хабибуллаевой А.А. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении главы Купцовского сельского поселения Котовского муниципального района Вдовина В. А. оставить без изменения, а жалобу Вдовина В.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения
Судья С.Н. Харламов