Р Е Ш Е Н И Е
17 октября 2023 года г.Пенза
Судья Октябрьского районного суда г.Пензы Тюрина Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании в здании суда жалобу генерального директора ОАО «Пензаводмелиорация» Кантеева Камиля Касимовича на постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 26 июля 2023 года о привлечении к административной ответственности по ст.19.7.12 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 26 июля 2023 года ОАО «Пензаводмелиорация» привлечено к административной ответственности по ст.19.7.12 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО «Пензаводмелиориция» Кантеев А.А. подал на него жалобу, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 26 июля 2023 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.12 КоАП РФ, в отношении ОАО «Пензаводмелиорация» прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения, указав, что мировым судьей не исследовались обстоятельства относительно того, насколько законно административный орган запрашивал документы у ОАО «Пензаводмелиорация», была ли у общества реальная возможность эти документы представить и имелись ли у административного органа аналогичные документы, уже ранее представленные ОАО «Пензаводмелиорация» по другим запросам. Считает, что в действиях (бездействии) ОАО «Пензаводмелиорация» отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.12 КоАП РФ, о чем свидетельствуют вступившие в законную силу судебные акты, имеющие преюдициальную силу в настоящем деле: решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 сентября 2021 года по делу №;постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2023 года по делу №; решение Октябрьского районного суда от 03 мая 2023 года по делу №.
В судебное заседание представитель юридического лица ОАО «Пензаводмелиорация» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Забродин А.В., действующий на основании доверенности от 04 апреля 2023 года, просил оставить постановление мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения, поскольку до настоящего времени запрошенная информация не представлена, что ставит под угрозу срыва приватизации акций Общества в рамках исполнения прогнозного плана приватизации. Выражая несогласие с принятым по делу судебным актом, податель жалобы не учитывает, что в рамках законодательно установленной процедуры по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.12 КоАП РФ, в установленный Управлением срок явку свою не обеспечил, лишив себя права давать объяснения по фактическим обстоятельствам дела. Объяснения лица были бы включены в протокол, который передается на рассмотрение мирового судьи в установленном порядке. Податель жалобы извещался в судебные заседания, однако свою явку в суд не обеспечил. Уполномоченный орган и мировой судья не имели возможность услышать позицию ОАО «Пензаводмелиорация» по существу дела. Считает, что податель жалобы неверно ссылается на судебные акты, имеющие, по его мнению, преюдициальное значение для данного дела, поскольку они отражали ситуацию на момент рассмотрения конкретного дела.
Заслушав представителя МТУ Росимущества Забродина А.В., изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Согласно примечанию к статье19.7.12 КоАП РФ под ненадлежащим представлением сведений (информации) в настоящей статье понимается несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7.12 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере контроля и надзора приватизации и управления государственным имуществом. Одним из способов осуществления государственного надзора (контроля) выступает сбор уполномоченным органом информации.
Пунктом 4 ст.15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью также указываются следующие сведения:1) полное наименование, адрес (место нахождения) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;2) размер уставного капитала хозяйственного общества, общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций акционерного общества или размер и номинальная стоимость доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;3) перечень видов основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью;4) условия конкурса при продаже акций акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе;5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;6) адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйственного общества в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона;7) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества;8) численность работников хозяйственного общества;9) площадь объектов недвижимого имущества хозяйственного общества и их перечень с указанием действующих и установленных при приватизации таких объектов обременений;10) сведения о предыдущих торгах по продаже такого имущества за год, предшествующий дню его продажи, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными, с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).
В соответствии с абз.2 п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" (за исключением случаев, когда функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют органы публичной власти федеральной территории "Сириус").
Согласно п.6.4 Положения Росимущество с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам, в том числе по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Мировым судьей верно установлено и нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы, что в собственности Российской Федерации находится 6,78 % акций ОАО «Пензаводмелиорация». Права акционера по указанному пакету акций от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №3260-р ОАО «Пензаводмелиорация» включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2023-2025 годы.
В соответствии с Приказом Росимущества от 19 декабря 2018 года №485 «О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием за отраслевыми структурными подразделениями Росимущества, а также делегировании территориальным органам Росимущества отдельных прав акционера/ обществ с ограниченной ответственностью, а также осуществлении отдельных полномочий в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не имеющих (утративших) ведомственную принадлежность» полномочия по осуществлению прав акционера по пакету акций ОАО «Пензаводмелиорация» делегированы МТУ Росимущества.
В связи с окончанием срока действия агентского договора, приватизационные процедуры в отношении общества с 04 июля 2022 года проводятся Росимуществом, оно самостоятельно обеспечивает проведение оценочных мероприятий.
Управлением во исполнение Распоряжения №3573-р и в соответствии с п.2.10 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01 марта 2023 года №58 «Об утверждении Положения об Управлении организации оценки федерального имущества» осуществляются мероприятия по организации оценки рыночной стоимости 6,78 % акций общества.
На основании п.2.8 Положения об Управлении Управление осуществляет мероприятия по сбору и обработке информации и документов, необходимых для проведения работ по оценке.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при проведении оценки заказчик оценки обязан: содействовать оценочной компании, оценщику в своевременном и полном проведении оценки, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимые информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу оценочной компании, оценщика исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения оценки сведения у третьих лиц.
В соответствии с п.10 федерального стандарта оценки «Процесс оценки» (ФСО III)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года №200, в процессе оценки оценщик собирает информацию, достаточную для определения стоимости объекта оценки, принимая во внимание ее достоверность, надежность и существенность для цели оценки. Признание информации достоверной, надежной, существенной и достаточной требует профессионального суждения оценщика, сформированного на основании анализа такой информации. Информация может быть получена от заказчика оценки, правообладателя объекта оценки, экспертов рынка и отрасли, а также из других источников.
Осуществляя оценку акций, паев в паевых фондах производственных кооперативов, долей в уставном (складочном) капитале, оценщик руководствуется также федеральным стандартом оценки «Оценка бизнеса (ФСО№8)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 июня 2015 года №326. Данный стандарт в том числе определяет объем информации, которую оценщику необходимо проанализировать и представить в отчете, в том числе: а) информацию о создании и развитии бизнеса, условиях функционирования организации, ведущей бизнес;б) информацию о выпускаемой продукции (товарах) и (или) выполняемых работах, оказываемых услугах, информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности за репрезентативный период (под репрезентативным периодом понимается период, на основе анализа которого возможно сделать вывод о наиболее вероятном характере будущих показателей деятельности организации);в) финансовую информацию, включая годовую и промежуточную (в случае необходимости) финансовую (бухгалтерскую) отчетность организации, ведущей бизнес, информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности за репрезентативный период;г) прогнозные данные, включая бюджеты, бизнес-планы и иные внутренние документы организации, ведущей бизнес, устанавливающие прогнозные величины основных показателей, влияющих на стоимость объекта оценки.
Оценщик анализирует и представляет в отчете об оценке информацию об объекте оценки, в том числе:а) информацию о структуре уставного (складочного) капитала, паевого фонда организации, ведущей бизнес, в частности, при оценке стоимости акций - номинальную стоимость и количество размещенных и голосующих обыкновенных акций, номинальную стоимость и количество голосующих и неголосующих привилегированных акций, при оценке долей в уставном (складочном) капитале - размер уставного капитала, количество и номинальную стоимость долей, при оценке паев в паевых фондах производственных кооперативов - размер паевого фонда, количество паев;б) информацию о структуре распределения уставного (складочного) капитала, паевого фонда организации, ведущей бизнес, на дату оценки между акционерами, владеющими более 5 процентов акций, членами кооператива или участниками общества с ограниченной ответственностью, товарищами хозяйственного товарищества, участниками хозяйственного партнерства;в) информацию о правах, предусмотренных учредительными документами организации, ведущей бизнес, в отношении владельцев обыкновенных и привилегированных акций, паев в паевом фонде производственного кооператива, долей в уставном (складочном) капитале;г) информацию о распределении прибыли организации, ведущей бизнес, в частности, при оценке стоимости акций - о дивидендной истории (дивидендных выплатах) организации за репрезентативный период, при оценке долей в уставном (складочном) капитале - о размере части прибыли организации, распределяемой между участниками организации;д) сведения о наличии и условиях корпоративного договора, в случае если такой договор определяет объем правомочий участника акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, отличный от объема правомочий, присущих его доле согласно законодательству.
В адрес МТУ Росимущества от Росимущества поступило поручение № от 03 мая 2023 года о предоставлении в срок не позднее 19 мая 2023 года документов, необходимых для оценки Федерального пакета акций.
Письмом от 05 мая 2023 года № Росимущество уведомило ОАО «Пензаводмелиорация» о необходимости предоставления документов не позднее даты, указанной в поручении-до 19 мая 2023 года. (почтовый реестр №)
В силу п.11 ст.91 Федерального закона «Об акционерных обществах» доступ к документам общества должен быть представлен обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления правомочным лицом требования о предоставлении доступа к документам Общества.
В срок до 19 мая 2023 года ОАО «Пензаводмелиорация» документы в полном объеме не представлены, а именно, не представлены: копии документов о государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций Общества,с приложением копий соответствующих решений о выпусках (дополнительных выпусков) акций Общества, с приложением копий соответствующих отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков акций); краткое описание общества (краткая история, описание бизнеса, сведения об основной номенклатуре продукции (работ,услуг),существующие проблемы,перспективы деятельности и др); сведения об организационной структуре общества; приказы об учетной политике общества за последний отчетный год; информация о наличии льгот по налогам с указанием основания для их применения; сведения о применении (неприменении) обществом специальных налоговых режимов на последнюю отчетную дату (например,упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей); протоколы годовых и внеочередных собраний акционеров за три последних отчетных года с годовыми отчетами; расшифровка нематериальных активов общества с указанием первоначальной и остаточной стоимости и срока полезного использования на последнюю отчетную дату; сведения о загрузке производственных мощностей Общества (в процентах от 100%) за три последних отчетных года; сведения об объемах средств,направленных на финансирование капитальных вложений за три последних отчетных года;сведения о переоценках основных средств (наименование основных средств,подлежавших переоценке,и дата,по состоянию на которую переоценка была проведена; сведения о наличии (отсутствии) объектов социально-жилищного фонда на балансе общества;сведения об имуществе,числящемся на балансе общества и не подлежащем приватизации;сведения об объектах недвижимого имущества,незавершенных строительством,на последнюю отчетную дату (наименование объекта,назначение,дата начала строительства,фактические затраты на строительство с указанием графика осуществления затрат по годам,процент готовности,ожидаемые сроки окончания строительства, текущее техническое состояние); перечень непрофильных и неиспользуемых объектов недвижимого и движимого имущества (например, законсервированных, предполагаемых к реализации и др); информация об имуществе, используемом по договору лизинга, с указанием стоимости имущества на дату покупки по договору (без лизинговых надбавок),наименования и физико-технических характеристик, графика оставшихся платежей и информации о наличие и величине выкупной стоимости по договору лизинга; сведения о дочерних и зависимых обществах с указанием доли общества в их уставных капиталах и мест нахождения дочерних и зависимых обществ, с приложением копии годовых бухгалтерских отчетов дочерних и зависимых обществ за последний отчетный год (формы 1,2) и на последнюю отчетную дату; бизнес-план (финансовый план) развития Общества и дочерних предприятий на долгосрочную (при отсутствии-на среднесрочную или краткосрочную) перспективу, в том числе: прогноз выручки с указанием объемов реализации основных видов продукции (работ, услуг) в натуральных и стоимостных показателях; прогноз себестоимости с выделением величин ежегодных амортизационных отчислений; прогноз коммерческих расходов; прогноз управленческих расходов с выделением величин ежегодных амортизационных отчислений (при наличии); прогноз инвестиций (капитальных вложений) в основные средства и нематериальные активы с указанием источников финансирования (собственные средства, заемные средства, бюджетное финансирование с указанием конкретной формы финансирования), целей их осуществления и предполагаемого эффекта; прогнозный баланс (при наличии); иные прогнозные показатели, при наличии.
Поскольку в срок в МТУ Росимущества документы в полном объеме не представлены, МТУ Росимущества 22 мая 2023 года составлен Акт непредставления информации с приложением перечня информации, необходимой для проведения оценки федерального пакета акций и не представленные обществом.
Извещением от 24 мая 2023 года № МТУ Росимущества уведомило ОАО «Пензаводмелиорация» о дате и времени составления протокола об административном правонарушении – 07 июня 2023 года в 12 часов, которое было направлено заказной корреспонденцией, но осталось неврученным.
Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – ОАО «Пензаводмелиорация» не явилось для составления протокола об административном правонарушении, дата составления протокола была отложена на 27 июня 2023 года в 12 часов. Почтовая корреспонденция 15 июня 2023 года была вручена адресату.
В назначенное время 27 июня 2023 года в 12 часов для составления протокола ОАО «Пензаводмелиорация» снова не явилось, о чем составлен Акт неявки.
Вину в совершении правонарушения по ст.19.7.12 КоАП РФ ОАО «Пензаводмелиорация» не признало, однако факт совершения подтвержден совокупностью исследованных и оцененных мировым судьей по правилам ст.26.11 КоАП РФ доказательств:протоколом об административном правонарушении от 27 июня 2023 года, составленным МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл,Чувашской Республике и Пензенской области в отношении ОАО «Пензаводмелиорация»;копией письма о предоставлении документов для оценки федерального пакета акций от 17 марта 2023 года №;копией письма о предоставлении документов для оценки федерального пакета акций от 24 мая 2023 года №,направленного в ОАО «Пензаводмелиорация»;копией извещения об отложении времени составления протокола об административном правонарушении от 08 июня 2023 года №;копией акта неявки от 27 июня 2023 года.
Мировой судья, оценив представленные доказательств в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «Пензаводмелиорация» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7.12 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.19.7.12 КоАП РФ, назначено ОАО «Пензаводмелиорация» в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Доводы жалобы о том, что мировым судьей не исследовались обстоятельства относительно того, насколько законно административный орган запрашивал у общества документы, была ли у административного органа реальная возможность эти документы представить и имелись ли у административного органа аналогичные документы, уже ранее представленные ОАО «Пензаводмелиорация» по другим запросам, суд находит несостоятельными. Перечень истребуемых МТУ Росимущества у Общества документов касаются информации об обществе и необходимы для проведения торгов и последующей публикации в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Перечень запрашиваемой информации составлен с учетом вышеназванных норм закона. Представление Обществом ранее документов не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Мировым судьей в совокупности были оценены все представленные доказательства, на основании которых он пришел к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения по ст.19.7.12 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 сентября 2021 года по делу №А49-306/2021, постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2023 года по делу №, решение Октябрьского районного суда от 03 мая 2023 года по делу № имеют преюдицию для настоящего дела, суд находит несостоятельным, основанным на неверном применении норм права, поскольку КоАП РФ не предусматривает применение преюдиции при производстве по делам об административном правонарушении.
С учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, отсутствия оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.29.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, мировой судья правомерно назначил наказание в виде штрафа.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Процессуальных нарушений, повлиявших бы на законность и обоснованность принятого решения, мировым судьей не допущено, на момент рассмотрения дела мировым судьей срок давности не истек. В связи с этим оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 26 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.12 КоАП РФ, в отношении ОАО «Пензаводмелиорация», оставить без изменения, жалобу ОАО «Пензаводмелиорация» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья: Е.Г.Тюрина