Дело № 2-1174/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Козель Н.Ю.,
с участием истца Бойко Н.Г., её представителя Хаязовой З.М.,
представителя ТУ Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому МР Шулеповой М.Ф. по доверенности,
при секретаре судебного заседания Френёвой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гремячинске гражданское дело по иску ФИО1 к ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР, Министерству социального развития <адрес> об оспаривании отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, признании права на его получение, понуждении к выдаче сертификата регионального материнского капитала, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР, Министерству социального развития <адрес>, указав, что является многодетной матерью. ДД.ММ.ГГГГ в семье родился третий ребенок – ФИО2. В июне 2018 г., обратившись в Территориальное управление Министерства социального развития <адрес> по Гремячинскому муниципальному району узнала, что имеет право на получение сертификата на региональный материнский капитал. Однако в его выдаче было отказано в связи с тем, что старшим детям на момент обращения более 18 лет.
С отказом в выдаче сертификата не согласна, поскольку все условия, требуемые законодательством для выдачи сертификата, соблюдены: третий ребенок родился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, все члены семьи проживают на территории <адрес> более 5 лет, в отношении детей родительских прав не лишалась.
В <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" нет указаний на то, что все дети должны быть не достигшими совершеннолетия.
Кроме того, на момент рождения третьего ребенка - ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату возникновения права на получение сертификата, старший ребенок - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась по очной форме обучения в Педагогическом колледже №, то есть собственного дохода не имела, находилась на иждивении истца, второму ребенку - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения было менее 18 лет.
Таким образом, действиями Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по Гремячинскому муниципальному району нарушены её права на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Также истец считает, что незаконными действиями должностных лиц Территориального управления Министерства социального развития <адрес> поГремячинскому муниципальному району ей причинен моральный вред. Осознание факта неправомерного отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, нарушения её социальных прав, вызывает в ней сильнейшие нравственные переживания, выразившиеся в недоумении, раздражении, переживаниях по поводу происходящего. Должностные лица при осуществлении своей деятельности проявили неуважение к ней инесоблюдение её прав, предусмотренных законами. Учитывая обстоятельства причинения вреда, степень вины должностных лиц, характер и объем причиненных нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости размер компенсации морального вреда оценивает в 48 000 рублей.
На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР выдать сертификат на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка, взыскать Министерства социального развития <адрес> компенсацию морального вреда в размере 48000 руб., а также взыскать с ответчиков расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В последствии, в порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила свои исковые требования, просит признать незаконным отказ Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по Гремячинскому муниципальному району в выдаче регионального материнского капитала, признать за ней право на получение регионального сертификата на рождение ребенка, восстановить право на подачу заявления о получении регионального материнского сертификата, обязать ответчика Территориальное управление Министерства социального развития <адрес> по Гремячинскому муниципальному району выдать сертификат на региональный семейный капитал.
Истец ФИО1 и её представитель ФИО8 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме, представлен письменный отзыв.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просит рассмотреть дело без его участия, согласно представленному письменному отзыву просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что региональный материнский капитал предоставляется лицам, в том числе, указанным в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган уполномоченного органа со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Решение о выдаче сертификата либо отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал принимается территориальным органом в течение 30 календарных дней с даты приема заявления.
Территориальный орган не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление о выдаче сертификата на региональный материнский капитал либо об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал.
Основаниями для отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
2) прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки по основаниям, установленным частями 2, 3 статьи 2 настоящего Закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением которого возникает право на дополнительные меры социальной поддержки.
Согласно ст. 2 указанного Закона право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у женщин, постоянно проживающих на территории <адрес> на момент рождения ребенка не менее пяти лет, являющихся гражданами Российской Федерации и родивших третьего ребенка или каждого последующего ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации данного Закона разработан Порядок подачи заявления о выдаче сертификата на региональный материнский капитал, его получения и сроках реализации.
Согласно п. 5 указанного Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 603-П для получения сертификата заявитель со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ представляет в территориальный орган Министерства социального развития <адрес> по месту жительства заявление о выдаче сертификата по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. К заявлению прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
копии свидетельств о рождении детей;
копия свидетельства о смерти ребенка - в случае смерти предыдущего ребенка;
копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания заявителя в <адрес> не менее пяти лет на момент рождения ребенка, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства или по месту пребывания - копии документов, подтверждающих проживание на территории <адрес> не менее пяти лет на момент рождения ребенка;
копия свидетельства о заключении (о расторжении) брака или справка из органов записи актов гражданского состояния, подтверждающая изменение фамилии, имени, отчества, в случае несоответствия фамилии родителя и ребенка (детей).
Территориальный орган в течение 30 календарных дней с даты приема заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в выдаче сертификата по основаниям, указанным в части 5 статьи 3 Закона (далее - решение).
Решение оформляется приказом территориального органа.
Территориальный орган в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомляет заявителя:
в случае принятия решения о выдаче сертификата - о времени и месте получения сертификата;
в случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата - о причинах отказа и порядке обжалования указанного решения.
Уведомления о выдаче сертификата на региональный материнский капитал или об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал вручаются заявителям под роспись в Журнале учета лиц, обратившихся за получением сертификата на региональный материнский капитал (далее - Журнал учета), либо направляются по почте с уведомлением о доставке адресату. Уведомление о доставке адресату приобщается в личное дело, а в Журнале учета делается отметка об отправке уведомления почтой (п. 10).
В пункте 16 Порядка указан срок реализации сертификата - 6 месяцев со дня выдачи, но не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на РМК, за исключением случая, предусмотренного частью б статьи 2 Закона, и не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вышеприведенными нормами законодательства установлены исчерпывающие условия и порядок выдачи сертификата регионального материнского капитала.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал в соответствии с п. 1 ст. <адрес> "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N 01-13/759 ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР ФИО1 отказано в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, поскольку в соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ПК право на получение регионального материнского капитала на момент обращения отсутствует.
Указанное уведомление получено истицей ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее Закон) предусмотрен срок обращения с заявлением на выдачу региональный материнский капитал не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что истица обратилась в ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР с заявлением на выдачу регионального материнского капитала ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после срока, предусмотренного Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ПК.
В срок, предусмотренный законом, ответчик принял решение по заявлению истицы о выдаче регионального материнского сертификата и направил в адрес истицы уведомление об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал (далее РМК).
Право на получение сертификата на РМК утрачено истицей в связи с пропуском ею установленного Законом срока.
Кроме того, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока действия, установленного статьей 6 данного Закона. В бюджете <адрес> на 2018 год денежные средства на реализацию регионального материнского капитала, были предусмотрены до ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по Гремячинскому муниципальному району в выдаче регионального материнского капитала - не имеется.
Поскольку остальные требования истца: о признании за ней права на получение регионального сертификата на рождение ребенка, восстановлении права на подачу заявления о получении регионального материнского сертификата, возложении обязанности выдать сертификат на региональный семейный капитал, производны от основного требования, то так же удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда с ответчика Министерства социального развития <адрес> в сумме 48 000 рублей.
Разрешая заявленное требование, суд исходит из следующего.
В обосновании своих требований истец указывает на незаконность действий должностных лиц, которыми ей причинены нравственные страдания, выразившиеся в недоумении, раздражении, переживаниях, проявления неуважения к ней должностных лиц при осуществлении ими своей деятельности, несоблюдении её прав, предусмотренных законами.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, компенсация морального вреда является особым публично-правовым способом исполнения государством обязанности возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов.
Бремя доказывания в суде неправомерности действия (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, причинения вреда и наличия причинно-следственной связи между вредом и противоправным поведением возлагается на самого потерпевшего.
В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Надлежащих доказательств незаконности действий должностных лиц, а так же подтверждающих наличие совокупности условий, необходимых для привлечения ответчиков к ответственности в виде возмещения убытков в заявленном размере, истцом суду не представлено, оснований для удовлетворения искового требования о взыскании компенсации морального вреда у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТУ Министерства социального развития <адрес> по Губахинскому и Гремячинскому МР, Министерству социального развития <адрес> об оспаривании отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, признании права на его получение, понуждении к выдаче сертификата регионального материнского капитала, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд (постоянное судебное присутствие в г. Гремячинске) в течение одного месяца, начиная с 19.11.2018г.
Председательствующий Козель Н.Ю.