Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3254/2020 ~ М-2302/2020 от 06.07.2020

Дело № 2-3254/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 г. Г.Ижевск, УР

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,

при секретаре Пономаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Ижевска в интересах МО «город Ижевск», неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, Администрации Октябрьского района г.Ижевска, Смирновой Е.В. о признании договора на право собственности недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Октябрьского района г.Ижевска обратился в суд в интересах в интересах МО «город Ижевск», неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, Администрации Октябрьского района г.Ижевска, Смирновой Е.В. о признании договора на право собственности недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности. Исковые требования мотивировал следующим: на основании реестра муниципального жилищного фонда в г. Ижевске, утв. постановлением Администрации г. Ижевска от 24.06.2004 № 279, постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» муниципальное образование «Город Ижевск» с <дата> является собственником жилого помещения – комнаты, расположенной по адресу: <адрес>

Право собственности муниципального образования «Город Ижевск» на Комнату было зарегистрировано <дата> номер регистрации <номер>

Согласно решению Городской думы г. Ижевска от 28.02.2007 № 236 «Об учреждении функционального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска», действовавшему до 29.03.2019, Управление муниципального жилья Администрации города Ижевска является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, регистрируемым в соответствии с действующим законодательством в качестве юридического лица, пользующегося правами и обязанностями, связанными с его деятельностью.

В силу п. 2.4 Положения, утв. решением Городской думы г. Ижевска от 28.02.2007 № 236, в компетенцию Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска входит заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Решением Городской думы г. Ижевска от 20.12.2018 № 633 Управление ЖКХ Администрации города Ижевска реорганизовано путем присоединения к нему Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска.

Решением Городской думы г. Ижевска от 20.12.2018 № 634 «О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» решение Городской думы г. Ижевска от 28.02.2007 № 236 признано утратившим силу, полномочия Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска переданы Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Управление муниципального жилья Администрации города Ижевска ликвидировано 22.04.2019 путем присоединения к Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска.

Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска является правопреемником Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска.

В соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 111 «Об учреждении территориального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Администрации Октябрьского района города Ижевска» Администрация Октябрьского района города Ижевска является территориальным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закрепленными настоящим Положением.

До 05.07.2019 в компетенцию Администрации Октябрьского района города Ижевска входило заключение договоров на передачу в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в процессе приватизации (пункт 3.3.1 Положения, утв. решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 111, признанный утратившим силу решением Городской думы г. Ижевска от 27.06.2019 № 753).

<дата> между Управлением муниципального жилья Администрации города Ижевска, действующим от имени собственника жилого помещения – муниципального образования «Город Ижевск», в лице начальника этого управления Буторина Н.Н. (Наймодатель) и Смирновой Е.В., <дата> г.р. (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения <номер> (далее по тексту – Договор социального найма), по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю Комнату в бессрочное владение и пользование для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (пункт 1 Договора социального найма).

<дата> между Администрацией Октябрьского района города Ижевска и Смирновой Е.В. заключен договор передачи жилого помещения в собственность <номер> (далее – Договор приватизации), по условиям которого Администрация Октябрьского района города Ижевска передает бесплатно в порядке приватизации, а Смирнова Е.В. приобретает Комнату.

На основании Договора приватизации Управлением Росреестра по УР <дата> зарегистрировано право собственности Смирновой Е.В. на Комнату, номер регистрации <номер>

По информации ОВМ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску от <дата> Смирнова Е.В. зарегистрирована в Комнате по месту жительства с <дата> по настоящее время.

Договор социального найма и Договор приватизации заключены в отсутствие оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно ст. 2 Закона УР от 19.10.2005 № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства. Для принятия на учет гражданин подает заявление с документами, необходимыми для принятия решения о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом местного самоуправления соответствующего решения.

В соответствии со ст. 2, 6, 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По информации Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от <дата> ответчик Смирнова Е.В. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит и не состояла ранее, в связи с чем не относится к категории граждан, с которыми мог быть заключен такой договор, а в последующем договор приватизации жилого помещения.

Таким образом, Договор социального найма и Договор приватизации заключены с нарушением требований ст. 49, 52, 57 ЖК РФ, ст. 2 Закона УР от 19.10.2005 № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ст. 2, 6, 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В результате неправомерной передачи Комнаты в пользование Смирновой Е.В. и последующей приватизации Комнаты Смирновой Е.В. существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга граждан, имеющих право на предоставление им муниципального жилого помещения в пользование, что выразилось в нарушении их права на жилище, предоставляемое бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда; существенно нарушены охраняемые законом интересы муниципального образования «Город Ижевск», поскольку муниципальное жилое помещение из законного владения и пользования муниципального образования «Город Ижевск» выбыло, а в последующем отчуждено. Кроме того, муниципальное образование «Город Ижевск» ограничено в возможности выполнить возложенные на него обязательства перед гражданами по обеспечению их и членов их семей жилым помещением.

По факту неправомерного заключения Договора социального найма, создавшего условия для последующей приватизации Комнаты, бывшему начальнику Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска Буторину Н.Н. предъявление обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, уголовное дело о котором <номер> находится на рассмотрении Октябрьского районного суда г. Ижевска.

Как установлено в ходе расследования уголовного дела Договор социального найма заключен Буториным Н.Н. из корыстной и иной личной заинтересованности в целях извлечения для себя выгоды неимущественного характера, обусловленной желанием приукрасить действительное положение дел в возглавляемом им муниципальном учреждении, создать видимость его успешной работы, эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом, получить в дальнейшем взаимные услуги за совершение в пользу угодных Буторину Н.Н. лиц действий, поддержки в решении личных вопросов, а также в целях получения для себя и угодных Буторину Н.Н. лиц выгоды имущественного характера в виде предоставления таким лицам муниципальных жилых помещений в г. Ижевске на условиях социального найма и в виде применения к Буторину Н.Н. мер поощрений - премий и иных награждений.

Поскольку Договор социального найма и Договор приватизации заключены с нарушением требований закона и иных правовых актов, посягают на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, то в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ являются ничтожными сделками.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В судебном заседании представитель процессуального истца Котов С.И. исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Ответчик Смирнова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что писала заявление о принятии ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку собственного жилья не имела, была зарегистрирована и проживала у родителей. Документы сдавала в Администрацию г.Ижевска, подтвердить не может, т.к. прошло много времени. Полагает, что если Администрация г.Ижевска нарушила порядок предоставления жилого помещения, то она в этом не виновата. Она другого жилого помещения не имеет.

Представитель ответчика Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска Попонина Л.А., действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указала, что в Управлении ЖКХ Администрации г.Ижевска документы на основании которых было предоставлено жилое помещение ответчику.

Представитель третьего лица Администрации г.Ижевска Попонина Л.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск поддержала, суду пояснила, что постановление, указанное в договоре социального найма как основание его заключения, носило общий характер о переводе жилых помещений о этом доме из фонда специализированного назначения в фонд социального использования. Данные об обращении Смирновой Е.В. с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья, о признании ее малоимущей, о принятии решений об этом, в Администрации нет. Предоставление Смирновой Е.В. жилого помещения не соответствует закону, нарушает права МО «город Ижевск» и неопределенного круга лиц, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилья.

Представитель ответчика Администрация Октябрьского района г.Ижевска Вотяков А.В. действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указала, что на момент заключения договор соответствовал требованиям закона, никаких нарушений со стороны Администрации Октябрьского района г.Ижевска не допущено.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании реестра муниципального жилищного фонда в г. Ижевске, утв. постановлением Администрации г. Ижевска от 24.06.2004 № 279, постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» муниципальное образование «Город Ижевск» с <дата> является собственником жилого помещения – комнаты, расположенной по адресу: <адрес>

Право собственности муниципального образования «Город Ижевск» на Комнату было зарегистрировано <дата> номер регистрации <номер>

Согласно решению Городской думы г. Ижевска от 28.02.2007 № 236 «Об учреждении функционального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска», действовавшему до 29.03.2019, Управление муниципального жилья Администрации города Ижевска является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, регистрируемым в соответствии с действующим законодательством в качестве юридического лица, пользующегося правами и обязанностями, связанными с его деятельностью.

В силу п. 2.4 Положения, утв. решением Городской думы г. Ижевска от 28.02.2007 № 236, в компетенцию Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска входит заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Решением Городской думы г. Ижевска от 20.12.2018 № 633 Управление ЖКХ Администрации города Ижевска реорганизовано путем присоединения к нему Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска.

Решением Городской думы г. Ижевска от 20.12.2018 № 634 «О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» решение Городской думы г. Ижевска от 28.02.2007 № 236 признано утратившим силу, полномочия Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска переданы Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Управление муниципального жилья Администрации города Ижевска ликвидировано 22.04.2019 путем присоединения к Управлению ЖКХ Администрации города Ижевска.

Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска является правопреемником Управления муниципального жилья Администрации города Ижевска.

В соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 111 «Об учреждении территориального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Администрации Октябрьского района города Ижевска» Администрация Октябрьского района города Ижевска является территориальным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закрепленными настоящим Положением.

До 05.07.2019 в компетенцию Администрации Октябрьского района города Ижевска входило заключение договоров на передачу в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в процессе приватизации (пункт 3.3.1 Положения, утв. решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 111, признанный утратившим силу решением Городской думы г. Ижевска от 27.06.2019 № 753).

<дата> между Управлением муниципального жилья Администрации города Ижевска, действующим от имени собственника жилого помещения – муниципального образования «Город Ижевск», в лице начальника этого управления Буторина Н.Н. (Наймодатель) и Смирновой Е.В., <дата> г.р. (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения <номер> (далее по тексту – Договор социального найма), по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю Комнату в бессрочное владение и пользование для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (пункт 1 Договора социального найма).

<дата> между Администрацией Октябрьского района города Ижевска и Смирновой Е.В. заключен договор передачи жилого помещения в собственность <номер> (далее – Договор приватизации), по условиям которого Администрация Октябрьского района города Ижевска передает бесплатно в порядке приватизации, а Смирнова Е.В. приобретает Комнату.

На основании Договора приватизации Управлением Росреестра по УР <дата> зарегистрировано право собственности Смирновой Е.В. на Комнату, номер регистрации <номер>

По информации ОВМ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску от <дата> Смирнова Е.В. была зарегистрирована в Комнате по месту жительства с <дата>, согласно паспорта <данные изъяты> Смирнова Е.В. в настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>

Договор социального найма и Договор приватизации заключены в отсутствие оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно ст. 2 Закона УР от 19.10.2005 № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства. Для принятия на учет гражданин подает заявление с документами, необходимыми для принятия решения о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом местного самоуправления соответствующего решения.

В соответствии со ст. 2, 6, 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По информации Администрации Октябрьского района г.Ижевкса, Администрации г.Ижевска, Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от <дата> ответчик Смирнова Е.В. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит и не состояла ранее, в <дата> с заявлением о принятии на учет нуждающихся не обращалась, в связи с чем не относится к категории граждан, с которыми мог быть заключен такой договор, а в последующем договор приватизации жилого помещения. Доводы Смирновой Е.В. об обратном не принимаются судом, т.к. опровергаются материалами гражданского дела и собственными пояснениями Смирновой Е.В., данными органам предварительного расследования <дата>, где она, будучи предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснила, что в улучшении жилищных условий не нуждалась, но получив предложение о предоставлении комнаты в общежитии за вознаграждение в 20 000 руб., сочла его приемлемым и оформляла все документы через Никитина. Эти пояснения суд полагает достоверными, они подтверждаются и последующими действиями Смирновой Е.В.: она в комнату никогда фактически не вселялась, сдавала ее в наем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Договор социального найма и Договор приватизации заключены с нарушением требований ст. 49, 52, 57 ЖК РФ, ст. 2 Закона УР от 19.10.2005 № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ст. 2, 6, 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В результате неправомерной передачи Комнаты в пользование Смирновой Е.В. и последующей приватизации Комнаты Смирновой Е.В. существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга граждан, имеющих право на предоставление им муниципального жилого помещения в пользование, что выразилось в нарушении их права на жилище, предоставляемое бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда; существенно нарушены охраняемые законом интересы муниципального образования «Город Ижевск», поскольку муниципальное жилое помещение из законного владения и пользования муниципального образования «Город Ижевск» выбыло, а в последующем отчуждено. Кроме того, муниципальное образование «Город Ижевск» ограничено в возможности выполнить возложенные на него обязательства перед гражданами по обеспечению их и членов их семей жилым помещением.

Поскольку Договор социального найма и Договор приватизации заключены с нарушением требований закона и иных правовых актов, посягают на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, то в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ являются ничтожными сделками.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Рассматривая исковые требования истца о признании договора на право собственности <данные изъяты> недействительным, суд исходит также из следующего.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее по тексту – Закона) Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (абз.1 статьи 7 Закона).

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абз.3 статьи 7 Закона).

В соответствии с Постановлением Администрации города Ижевска УР от 03.10.2001 года № 400 утвержден порядок оформления документов на приватизацию жилых помещений в городе Ижевске. В соответствии с указанным порядком при наличии всех необходимых для приватизации документов Агентство (Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис») составляет договор о передаче жилого помещения в собственность граждан. Договор подписывается гражданином и в зависимости от принадлежности жилищного фонда, Главой местной администрации.

На основании Положения об Администрации Октябрьского района г.Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. №111, территориальная администрация наделена правом подписи договоров на передачу в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений муниципального жилищного фонда в порядке приватизации.

В соответствии с Законом Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в РФ от 04.07.1991 года за №1541-1, Постановление Администрации г. Ижевска от 29.06.2012 N 666 (ред. от 07.02.2018) «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Заключение договоров на передачу в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности», решения Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 № 111 «Об утверждении Положения о территориальном органе Администрации города Администрации Октябрьского района города Ижевска», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

В Администрацию Октябрьского района на подписание поступил договор от <данные изъяты> передачи жилого помещения в собственность по адресу: <адрес>, в собственность Смирновой Е.В., к договору были представлены требуемые законом документы.

Вместе с тем, договор передачи квартиры (комнаты) в собственность может быть заключен только с лицом, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения. По изложенным выше основаниям договор социального найма жилого помещения <данные изъяты> заключенный между Управлением муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Смирновой Е.В., является недействительным, что влечет недействительность договора передачи жилого помещения в собственность <данные изъяты> заключенного между Администрацией Октябрьского района г.Ижевска, Смирновой Е.В..

Последствиями недействительности обоих договоров является возврат сторонами всего полученного по сделке.

С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании ст.98 ГПК РФ взысканию с ответчика в бюджет г.Ижевска подлежит государственная пошлина, от оплаты которой был освобожден истец при подаче иска, в сумме 300 руб.х3 (требования неимущественного характера)=900 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора Октябрьского района г.Ижевска в интересах Мо «город Ижевск», неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, Администрации Октябрьского района г.Ижевска, Смирновой Е.В. о признании договора на право собственности недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности удовлетворить.

Признать договор передачи жилого помещения в собственность <данные изъяты> заключенный между Администрацией Октябрьского района г.Ижевска, Смирновой Е.В. недействительным.

Применить последствия недействительности договора передачи жилого помещения в собственность <данные изъяты> признать право собственности муниципального образования «город Ижевск» на жилое помещение, расположенной по адресу: <адрес> прекратить право собственности Смирновой Е.В. на указанное жилое помещение.

Признать договор социального найма жилого помещения <данные изъяты> заключенный между Управлением муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Смирновой Е.В. недействительным.

Применить последствия недействительности договор социального найма жилого помещения <данные изъяты>, заключенного между Управлением муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Смирновой Е.В., обязав Смирнову Е.В. передать жилое помещение по адресу: <адрес> во владение и пользование МО «город Ижевск».

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за муниципальным образование «город Ижевск».

Взыскать с Смирновой Е.В. в бюджет г.Ижевска госпошлину в сумме 900 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме вынесено 25.11.2020.

Председательствующий судья          Н.В. Кузнецова

2-3254/2020 ~ М-2302/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска, в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска
Администрация Октябрьского района г. Ижевска
Смирнова Елена Владимировна
Другие
Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации г.Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Кузнецова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021Дело оформлено
10.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее