Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-620/2022 от 29.06.2022

Гражданское дело

УИД: 05RS0-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> «25» августа 2022 года

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М.,

при секретарях судебного заседания Ибрагимовой М.М. и Магомедовой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Гамидова М.Ш., поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа «<адрес>», третьим лицам: АО «Дагестанская сетевая компания», ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» об обязании ответчика обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объектов электросетевого хозяйства, расположенных на административной территории городского округа «<адрес>», обязании ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства в срок и в соответствие с требованиями действующего законодательства,

установил:

заместитель прокурора <адрес> РД Гамидов М.Ш. в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Прокуратурой <адрес> во исполнение решения коллегии прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры Республики Дагестан за 2019 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка на первое полугодие 2020 года» проанализировано состояние законности при эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса в городском округе «<адрес>».

Согласно информации, предоставленной администрацией ГО «<адрес>», АО «Дагестанская сетевая компания», на поднадзорной территории имеется 124 бесхозяйных объекта электросетевого хозяйства, собственники и эксплуатирующие организации которых не известны.

Бесхозяйное состояние ряда объектов топливно-энергетического комплекса и их эксплуатация нарушают требования федерального законодательства, создают угрозы безопасности граждан, могут стать причинами ситуаций техногенного характера.

По указанным фактам прокуратурой города в адрес администрации города неоднократно вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства (ДД.ММ.ГГГГ за исх. и ДД.ММ.ГГГГ за исх. ). Однако администрация городского округа «<адрес>», как орган местного самоуправления, мер к признанию их бесхозяйными с последующей постановкой на учёт и регистрацией права собственности не принимает, по настоящее время указанные меры также не приняты. Напротив, количество бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на текущий момент увеличилось и составляет 124 объекта.

В соответствии с подп. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения.

Кроме того, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (подп. 4), участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (подп. 8).

Аналогичные нормы закреплены и в Уставе муниципального образования городского округа «<адрес>», в соответствии со ст. 7 которого к компетенции администрации города относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа и др. вопросы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения являются объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об электроэнергетике» целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение её устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст) к группировке "СООРУЖЕНИЯ" относятся инженерно-строительные объекты, возведённые с помощью строительно-монтажных работ.

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

В частности, к сооружениям согласно классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) относятся: 220.42.22.1 Сооружения коммунальные для электроснабжения и связи; 220.42.22.11 Линии электропередачи и связи междугородные; 220.42.ДД.ММ.ГГГГ Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения; 220.42.ДД.ММ.ГГГГ Линии связи (кабели) надземные и подводные магистральные; 220.42.22.12 Линии электропередачи и связи местные; 220.42.ДД.ММ.ГГГГ Линии электропередачи местные; 220.42.ДД.ММ.ГГГГ Линии электропередачи местные воздушные; 220.42.ДД.ММ.ГГГГ Линии электропередачи местные кабельные; 220.42.22.13 Электростанции и др. объекты.

В п. 1 ст. 225 ГК РФ дано определение бесхозяйного имущества, согласно которому, это вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо собственник отказался от этой вещи.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым, в случае отсутствия сведений об объекте недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 5 названного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Установлено, что в ходе проведения инвентаризации электрических сетей на территории города выявлены вышеуказанные бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, сведения о зарегистрированном праве собственности и техническом учёте которых отсутствуют. В реестр муниципального и государственного имущества (муниципальная собственность, собственность субъекта Российской Федерации, федеральная собственность) они не включены.

Ответственность за надлежащее техническое состояние объектов топливно-энергетического комплекса и своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер в границах поселений возложена законодательством на органы местного самоуправления поселения.

Бесхозяйное состояние ряда объектов электросетевого хозяйства свидетельствует о допущенных администрацией городского округа нарушениях требований, регламентирующих строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов топливно-энергетического комплекса.

Приведённые обстоятельства требуют принятия со стороны администрации городского округа неотложных мер по устранению имеющихся нарушений, в том числе путём учёта бесхозяйного имущества, обращения бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса в собственность городского округа.

Каких-либо действенных мер по обеспечению безопасности объектов электросетевого хозяйства со стороны администрации городского округа до настоящего времени не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжёлых последствий: разрушение объектов электросетевого хозяйства и как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба имуществу, здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные затраты на ликвидацию указанных последствий. Проведение мероприятий по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий в отношении указанных объектов, не имеющих законного собственника или владельца, невозможно.

Кроме того, уклонение ответчика от учёта бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на него законом обязанностей по электроснабжению населения, влечёт ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ненадлежащее исполнение администрацией города обязанностей по осуществлению полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории городского округа может повлечь не только нарушение условий жизни большого количества людей, но и создаёт в настоящее время реальную угрозу их жизни и здоровью.

На основании изложенного, просил обязать администрацию городского округа «<адрес>» обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - объектов электросетевого хозяйства, расположенных на административной территории городского округа «<адрес>» в количестве 124 объекта; обязать администрацию городского округа «<адрес>» зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, расположенные на административной территории городского округа «<адрес>», в срок и в соответствие с требованиями действующего законодательства (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

В последующем, от заместителя прокурора <адрес> РД Гамидова М.Ш. поступило заявление об уточнении исковых требований путем изменения предмета иска (в части указания дополнительных сведений о местоположении объектов), просительная часть иска сформулирована в следующем виде: обязать администрацию ГО «<адрес>» обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующих объектов электросетевого хозяйства, расположенных на административной территории городского округа «<адрес>»:

Информация о выявленном бесхозяйном имуществе

п/п

Полное наименование объекта.

Тип, марка оборудования

Местоположение

(район, населенный пункт, адрес)

Установленная мощность, МВА

Протяженность, км

Наличие

технической документации и первичных схем

1.

1-11/100 "Тампонажный цех" (где 1 - номер фидера, 11 - номер трансформатора, 100 - мощность трансформатора, «Тампонажный цех» - диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства)

<адрес>, терр. Тампонаж, цеха

0,1

нет

2.

12-59/63 "Гараж УПТК"

<адрес>, пром.зона, гараж УПТК

0,063

нет

33.

31-77/250 "мед склады"

<адрес>, рядом со складами по <адрес> оборона

0,25

нет

44.

31-81/400 "Термист"

<адрес>, с/о «Термист», 6-я линия

0,4

нет

55.

2-103/250 "район туб. больницы"

<адрес>, р- н туб.больницы

0,25

нет

66.

10-107/400 "Хасавюртовская"

<адрес>, пересечение улиц Кизлярская и Хасавюртовская

0,4

нет

77.

23-109/400 "Кизилюртовская"

<адрес>

0,4

нет

88.

23-110/400 "Ю.Сухокумская"

<адрес>, пересечение улиц Аллея дружбы народов и Сухокумская

0,4

нет

99.

1-113/160 "Разиев" <адрес>

<адрес>, территория сквера

0,16

нет

110.

22-119/400 "Шоссейная"

<адрес>, рядом с домом А

0,4

нет

111.

12/125-2*400 "Школа "

<адрес>, на территории СОШ .

0,8

нет

112.

2-139/160 "Сзади гост. Рамина"

<адрес>, рядом с гостиничным комплексом «Рамина»

0,16

нет

113.

2-141/400 "Приморский 2"

<адрес>,

<адрес>, район

0,4

нет

Воинского кладбища

114.

2-143/250 "Азиз(вода)" <адрес>

<адрес>

0,25

нет

115.

18-147/400 "Буйнакского 105 (кот.ЖЭК)"

<адрес>, напротив автомойки «Мираж».

0,4

нет

116.

18-148/400 "Жасмин" <адрес>

<адрес>

0,4

нет

117.

16-149/400 "Поляна" Маяковского 118А

<адрес>А

0,4

нет

118.

22-151/400 "1-я Юсупова"

<адрес> А

0,4

нет

119.

22-152/400 "1-я Казбекова"

<адрес>

0,4

нет

2 20.

18-156/630 " Котрова"

<адрес>, пересечение улиц Котрова и Юсупова.

0,63

нет

221.

1-157/400 " Умный дом БТИ" <адрес>

<адрес>, в районе БТИ

0,4

нет

222.

2-158/400 <адрес>

<адрес>, 7 Е

0,4

нет

223.

18-159/250 "б/з Виктория" <адрес>

<адрес>, в районе б/з «Виктория»

0,25

нет

224.

22-165/400 "Школа"

<адрес>, на территории СОШ

0,4

нет

225.

10-177/250 "Линейная"

<адрес>, пересечение улиц С.Курбанова и Линейная

0,25

нет

226.

22-193/250 "За русским кладбищем"

<адрес>, район Русского кладбища

0,25

нет

227.

1-196/400 " угол улиц Маяковского и Пролетарская"

<адрес>, пересечение улиц Маяковского и Краснофлотская

0,4

нет

228.

2-197/400 " Спортивная Горячка"

<адрес> (новый мкр. «Горячий источник»)

0,4

нет

229.

10-201/400 "Телевышка"

<адрес>, с/о «Термист», 9-я линия, р-н Телевышки

0,4

нет

330.

2-203/250 "Быкова Приморский"

<адрес>,

<адрес>.

0,25

нет

331.

10-205/630 3-я Магистральная"

<адрес>, пересечение улиц 3-я Магистральная и М.Манарова

0,63

нет

332.

1-206/400 "<адрес>"

<адрес>, 15

0,4

нет

333.

12-241/200 "Кутузова"

<адрес>А

0,2

нет

334.

2-246/630 "<адрес>

напротив 141"

<адрес>

0,63

нет

335.

18-256/400 "Микрорайон" <адрес>

<адрес>

0,4

нет

336.

22-257/400 <адрес> и Чернышевского

<адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>

0,4

нет

337.

31-264/250 "Казбекова за ГО"

<адрес>, севернее складов Гражданской обороны

0,25

нет

338.

2-266/250 "Рыбный 3 <адрес>"

<адрес>

0,25

нет

339.

1-290/400 "<адрес>"

<адрес>

0,4

нет

440.

12-295/250 "ГУМ у кольца"

<адрес>, район т/ц «Гум»

0,25

нет

441.

BJl-0,4 от СКТП Ф-1

<адрес>, территория тампонажного цеха

0,81

нет

442.

ВЛ-0,4 от ТП Ф-1

<адрес>, ул.<адрес>, территория Педколледжа

0,35

нет

443.

BJl-0,4 от ТП Ф-1

<адрес>, ул.<адрес>, территория Педколледжа

0,35

нет

444.

ВЛ-0,4 от МТП Ф-1

<адрес>, пром.зона, гаражи

0,56

нет

445.

ВЛ-0,4 от ТП Ф-1

<адрес>, на территории АТП

0,87

нет

446.

ВЛ-0,4 от ТП Ф-2

<адрес>, на территории АТП

0,6

нет

447.

ВЛ-0,4 кВ от ТП Ф-5

<адрес>, на территории Медскладов

1,15

нет

448.

ВЛ-0,4 кВ от ТП Ф-6

<адрес>, на территории Медскладов

0,2

нет

449.

ВЛ-0,4 кВ от ТП Ф-7

<адрес>, на территории Медскладов

0,15

нет

550.

ВЛ-0,4 кВ от МТП Ф-1

<адрес>, ДНТ "Термист"

0,9

нет

551.

ВЛ-0,4 кВ от МТП Ф-2

<адрес>, ДНТ "Термист"

0,5

нет

552.

ВЛ-0,4 кВ от МТП Ф-3

<адрес>, ДНТ "Термист"

3,1

нет

553.

BJI-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

1,8

нет

554.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

1,5

нет

555.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,12

нет

556.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-4

<адрес>

1,2

нет

557.

ВЛ-0,4 от КТП Ф-1

<адрес> дружбы народов

1,3

нет

558.

ВЛ-0,4 от КТП Ф-2

<адрес> дружбы народов

1,25

нет

559.

ВЛ-0,4 от КТП Ф-3

<адрес> дружбы народов

0,5

нет

660.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,7

нет

661.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>,

<адрес>

0,5

нет

662.

ВЛ-0,4кВ от ТП*630

<адрес>, на территории Даргинского театра

0,7

нет

663.

ВЛ-0,4кВ от ТП Ф-1

<адрес>, р-н завода "Новопак"

1,2

нет

664.

ВЛ-0,4кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,45

нет

665.

ВЛ-0,4кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,9

нет

666.

ВЛ-0,4 кВ от ТП*400 Ф-1

<адрес>

0,6

нет

667.

ВЛ-0,4 кВ от ТП*400 Ф-1

<адрес>

0,65

нет

668.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,5

нет

669.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,8

нет

770.

ВЛ-04 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,2

нет

771.

ВЛ-04 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,18

нет

772.

ВЛ-04 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,22

нет

773.

ВЛ-04 кВ от КТП Ф-4

<адрес>

0,12

нет

774.

ВЛ-04 кВ от КТП Ф-5

<адрес>

0,3

нет

775.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,7

нет

776.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,85

нет

777.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,4

нет

778.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

1,4

нет

779.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,8

нет

880.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

1,1

нет

881.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

1,6

нет

882.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,8

нет

883.ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1<адрес>1,3нет

884.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

1,15

нет

885.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,5

нет

886.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

1,1

нет

887.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,5

нет

888.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,5

нет

889.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-4

<адрес>

0,4

нет

990.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-5

<адрес>

0,9

нет

991.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-6

<адрес>

0,35

нет

992.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-6

<адрес>

0,75

нет

993.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,98

нет

994.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,2

нет

995.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-4

<адрес>

0,2

нет

996.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,4

нет

997.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

1,085

нет

998.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>, район центральной мечети

0,35

нет

999.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

1,1

нет

1100.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес> дружбы народов, р-н б/з «Орфей»

0,17

нет

1101.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,12

нет

1102.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,1

нет

1103.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

0,15

нет

1104.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-4

<адрес>

0,15

нет

1105.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

1

нет

1106.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

1

нет

1107.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>, с/о «Термист», 9-я линия

1,01

нет

1108.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,5

нет

1109.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>,

<адрес>,

<адрес>

0,42

нет

1110.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

0,75

нет

1111.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>

0,4

нет

1112.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>

1,7

нет

1113.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>, ул.З-я Магистральная

0,5

нет

1114.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>, ул.З-я Магистральная

0,38

нет

1115.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>, район организации «ИЗБНЕТ»

0,12

нет

1116.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>, район организации «ИЗБНЕТ»

0,15

нет

1117.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>, район организации «ИЗБНЕТ»

0,12

нет

1118.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-4

<адрес>, район организации «ИЗБНЕТ»

0,05

нет

1119.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>

0,52

нет

1120.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-2

<адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>

0,66

нет

1121.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-3

<адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>

0,58

нет

1122.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>, севернее складов Гражданской обороны

0,25

нет

1123.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>,

<адрес>,

<адрес>

0,7

нет

1124.

ВЛ-0,4 кВ от КТП Ф-1

<адрес>

нет

2. Обязать администрацию городского округа «<адрес>» зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, расположенные на административной территории городского округа «<адрес>», в срок и в соответствие с требованиями действующего законодательства (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Решением Избербашского городского суда РД от 07.07.2020г. исковые требования заместителя прокурора <адрес> РД Гамидова М.Ш. к Администрации ГО «<адрес>», третьим лицам - АО «Дагестанская сетевая компания», ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» об обязании обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объектов электросетевого хозяйства, расположенных на административной территории городского округа «<адрес>», и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, в срок и в соответствие с требованиями действующего законодательства, были удовлетворены в полном объеме.

Определением Избербашского городского суда РД от 06.06.2022г. заявление ООО «Избербашские городские электрические сети» о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного решения Избербашского городского суда РД от 07.07.2020г. по гражданскому делу г. удовлетворено, решение Избербашского городского суда РД от 07.07.2020г. по гражданскому делу г. отменено с назначением дела к судебному разбирательству.

В судебном заседании помощник прокуратура <адрес> Керимов М.А. поддержал заявленные заместителем прокурора <адрес> Гамидовым М.Ш. уточненные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям. При этом пояснил, ранее они обращались с исковым заявлением об обязании Администрации города поставить бесхозяйные объекты хозяйства на кадастровый учет. В настоящее время обстоятельства, которые были ранее выявлены, не отпали, эти объекты также остаются бесхозяйными, право собственности за ними не зарегистрировано, так как имеется передаточный акт, который был представлен ранее, и изучен в ходе суда, где комитетом имущества были переданы все эти 124 бесхозяйных объекта в собственность ИГЭС. Они на тот момент сами не являлись собственниками и не могли передавать эти объекты. Если прокуратура в 2020 году обратилась с исковым заявлением о постановке их на кадастровый учет, как могла Администрация города еще в 2006 году передавать имущество, которое им на праве собственности не принадлежало. Комитет имущества сам не мог передавать за подписью начальника данного отдела. На сегодняшний день единственной регистрацией права собственности является постановка имущества на кадастровый учет, регистрация его в Росреестре, что также не было сделано. Поэтому они полноценно считают, что данные объекты являются бесхозяйными, в связи с чем, просят удовлетворить исковые требования, которые были удовлетворены ранее, обязать Администрацию зарегистрировать право собственности и передать их в ресурсоснабжающую организацию.

Представитель ООО «Избербашские городские электрические сети» Сефербекова С.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. По случайности они узнали, что принадлежащее им имущество признали решением суда бесхозяйным. Это стало основанием для обращения с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Доводы помощника прокурора о том, что Администрация не может передавать имущество только потому, что Администрация являлась учредителем унитарного предприятия, несостоятельны, ИГЭС и ООО Избербашские горэлектро сети является прямыми правопреемниками Горэлектросети, поэтому по закону, в котором указано, что учредитель может принимать юридически значимые решения, что было и сделано. В связи с реорганизацией МУП в АО, после АО было преобразовано в ООО, все по балансу передавалось на законном основании. ИГЭС абсолютно владеют, пользуются, управляют всем комплексом имущества, переданным по акту в 2006 году, среди которых в том числе значится 124 объекта, которые являются предметом спора в настоящем процессе. Собственно говоря, не возник бы спор и юридического конфликта, если бы прокуратура не была введена в заблуждение третьими лицами. Если бы прокуратура обратилась с запросом в ИГЭС, они предоставили бы все документы, что у данных объектов имеется титульный собственник, и они не являются бесхозяйными. Что касается доводов, что не зарегистрировано имущество, закон о регистрации и перехода права сделок, не обязывает собственника в установленные какие сжатые сроки, более того нормативным правовым актом, который был представлен на обозрение суда, не установлено никаких сроков по регистрации перехода права собственности на объекты электросетевого хозяйства. Законного основания эти доводы не имеют. Это ситуация будет уроком для ее доверителя и сейчас все усилия приняты для проведения инвентаризационной оценки, чтобы никто не претендовал и не пытался отнять право собственности. Фактически и юридически объекты электросетевого хозяйства являющиеся предметом спора по данному процессу, не являются бесхозяйными, у них имеется собственник, и они является полноправными владельцами данных объектов.

Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>», а также представители третьих лиц АО «Дагестанская сетевая компания», ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах не явки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела или рассмотрения дела в свое отсутствие не просили, в связи с чем, дело рассмотрено на основании ст.167 ГПК РФ в отсутствие указанных представителей.

Огласив исковое заявление и уточнение к нему, заслушав позицию помощника прокурора, а также объяснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ электроснабжение населения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1 ст.16 указанного закона муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.

На основании п.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в ходе проведения прокурорской проверки на территории городского округа «<адрес>» выявлены 124 объекта электросетевого хозяйства.

По результатам проверки в адрес администрации городского округа "<адрес>" 21.05.2018г. и 20.04.2019г. внесены представления об устранении выявленных нарушений в отношении указанного бесхозяйного имущества.

Письмом от 10.07.2018г. администрацией городского округа "<адрес>" на представление от 21.05.2018г. сообщено об утверждении Положения о порядке выявления, учета и оформления бесхозяйного имущества в муниципальную собственность городского округа «<адрес>» и о создании комиссии, в соответствии с которыми была запрошена информация об отсутствии собственников указанных объектов электросетевого хозяйства, после получения которой в орган регистрации будет направлено соответствующее заявление о постановке их на учет.

Письмом от 07.05.2019г. администрацией городского округа "<адрес>" на представление от 20.04.2019г. сообщено о направлении запроса в Управление Росреестра по РД в целях подтверждения информации об отсутствии собственников указанных объектов электросетевого хозяйства, после получения которой в орган регистрации будет направлено заявление о постановке их на учет.

В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался.

Бесхозяйную недвижимость принимает на учет Росреестр и его территориальные органы (п.3 ст.225 ГК РФ, п.6 ч.3 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п.2 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"), на основании обращения органов местного самоуправления, на территории которых находятся бесхозяйные объекты недвижимости (п.3 ст.225 ГК РФ и п.5 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ »Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»).

В силу абз.2 п.1 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно п.4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

Согласно передаточному акту от 02.02.2006г., утвержденному распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в связи с преобразованием МУП «ИГЭС» в ОАО «ИГЭС» вновь созданному ОАО передан имущественный комплекс согласно прилагаемым приложениям, в том числе за , где среди прочего имущества, значатся 124 объекта электросетевого хозяйства, являющиеся предметом спора по делу.

Из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Избербашские городские элект.сети» от 15.06.2010г. следует, что в результате голосования постановлено реорганизовать ОАО «Избербашские городские электрические сети», зарегистрированное по адресу: РД, <адрес>, в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (далее ООО «ИГЭС»).

С учетом наличия по настоящему делу доказательств полного, универсального правопреемства от МУП «ИГЭС» к ООО «ИГЭС», о чем также свидетельствует запись в ЕГРЮЛ, на баланс ООО «ИГЭС» перешли 124 спорных объектов электросетевого хозяйства, сохранность и техническое обслуживание которых при эксплуатации обеспечивает непосредственно ИГЭС.

Указанные обстоятельства помощником прокурора не опровергнуты, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств, позиция помощника прокурора о том, что рассматриваемые объекты являются бесхозяйными, не основана на положениях действующего законодательства, устанавливающего критерии таковых, поскольку в соответствии с положениями ст.225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника.

При этом собственник в данном случае не подлежит определению исходя из правоустанавливающих документов на такое имущество, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Суд также находит заслуживающими внимание доводы представителя ООО «ИГЭС» относительно причины неоформления до настоящего времени титульного права на данные объекты в установленном порядке, а именно возникшие сложности текущей хозяйственной деятельности, значительным объемом документооборота и имевшими место проведенными двумя реорганизациями общества. Кроме того, как пояснила представитель третьего лица, много документов на эти объекты утеряны и установить лиц с привлечением их к ответственности в дисциплинарном порядке невозможно, что создает дополнительные сложности в формировании необходимого полного пакета документов для государственной регистрации права.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны ответчика проявленного бездействия относительно принятия мер по постановке спорного объекта на учет, как бесхозяйного. Равно как и фактические обстоятельства дела не нарушают права неопределенного круга лиц на бесперебойное получение электроэнергии, поскольку сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (ст.234 ГК РФ).

Неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД Гамидова М.Ш., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа «<адрес>», третьим лицам: АО «Дагестанская сетевая компания», ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» об обязании ответчика обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объектов электросетевого хозяйства, расположенных на административной территории городского округа «<адрес>», обязании ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства в срок и в соответствие с требованиями действующего законодательства, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда, путём подачи жалобы в Избербашский городской суд РД.

Судья      И.М. Исаев

мотивированное решение суда

составлено 29.08.2022г.

2-620/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г.Избербаш
Ответчики
Администрация ГО "Город Избербаш"
Другие
ООО "Избербашские городские электрические сети"
ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания"
АО "Дагестанская сетевая компания"
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Исаев Иса Магомедович
Дело на сайте суда
izberbashskiy--dag.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.06.2022Передача материалов судье
29.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
25.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2023Дело оформлено
30.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее