Дело № 5-289/2023
УИД: 59RS0005-01-2023-004597-06
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 сентября 2023 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Панькова И.В.,
при секретаре Макаровой Ю.И.,
с участием лица привлекаемого к административной ответственности Хамроевой Ш.М.,
переводчика ФИО9,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Хамроевой Шаминисо Масиддиковны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и гражданки <адрес>, не работающей, замужней, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>,
паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
13 сентября 2023 в 11:00 часов в помещении отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г.Перми по адресу: <адрес>, установлено, что Хамроева Ш.Х., являясь иностранной гражданкой, въехала на территорию России 07.06.2023, цель въезда – частная, имела разрешенный срок временного пребывания в РФ до 04.09.2023. Встала на миграционный учет по адресу: <адрес>. Имея законный срок пребывания в РФ до 04.09.2023 (суммарно 90 суток из 180), в этом период не приняла мер по легализации своего пребывания на территории РФ, обязанность по выезду из РФ не исполнила. В период с 05.09.2023 по настоящее время на территории РФ находится незаконно, уклоняясь от выезда за пределы РФ. В данный период у гр. Хамроевой Ш.М., отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации.
Тем самым, Хамроева Ш.М., являясь иностранной гражданкой, временно пребывающей на территории РФ, допустила нарушение режима пребывания в РФ, установленное положениями части 1 ст.5 Федерального Закона РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В судебном заседании Хамроева Ш.М. с протоколом об административном правонарушении согласилась полностью, пояснила, что приехала в г.Пермь к мужу и детям (дочь и сын), еще один сын проживает в <адрес>, все являются гражданами <адрес>. В Таджикистане близких родственников не осталось. Намерена также получить гражданство РФ. Документы до 04.09.2023 не успела оформить, так как в свидетельстве о рождении была допущена ошибка.
Вина Хамроевой Ш.М. подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 13.09.2023 № с которым Хамроева Ш.М. ознакомлена, с нарушением согласна;
- письменными объяснениями Хамроевой Ш.М. от 13.09.2023;
- справкой начальника ОВМ ОП № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г. Перми, согласно которой Хамраева Ш.М. является гражданкой <адрес>, въехала на территорию РФ 07.06.2023, цель въезда-частная, имела разрешенный срок временного пребывания в РФ до 04.09.2023. Состоит на миграционном учете по адресу: <адрес>. Имея законный срок пребывания в РФ до 04.09.2023 (суммарно 90 суток из 180). В период с 05.09.2023 на территории РФ находится незаконно, уклоняясь от выезда за пределы РФ. В данный период отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание в РФ.
Таким образом, совершенное Хамроевой Ш.М. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия Хамроевой Ш.М. судья квалифицирует по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Признание вины Хамроевой Ш.М. судья расценивает как её раскаяние и признает смягчающим вину обстоятельством. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В ходе судебного разбирательства Хамроева Ш.М. заявила, что на территории Российской Федерации у неё проживают близкие родственники, являющиеся гражданами <адрес>, а именно муж – ФИО2, сын ФИО3, дочь – ФИО4, также в <адрес> проживает сын – ФИО5.
Указанные обстоятельства подтвердил в ходе судебного разбирательства допрошенный в качестве свидетеля ФИО2, который пояснил, что имеет гражданство РФ с 02.12.2022, является самозанятым. Мать приехала помочь с внуками и получить гражданство России, намерена остаться в РФ. Документы не оформили, так как в личных документах была допущена ошибка, документы направили на исправление в Таджикистан.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного периода времени.
С учетом вышеизложенного, разрешая вопрос о виде и размере административного наказания, судья, с учетом положений ст. ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая обстоятельства совершения виновным административного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, личность виновного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, имущественное и семейное положение виновного, считает необходимым назначить Хамроевой Ш.М. наказание в виде административного штрафа без назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
Таким образом, назначение Хамроевой Ш.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Хамроеву Шаминисо Масиддиковну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель – УФК по Пермскому краю (Управление МВД России по г. Перми), ИНН 5904102830, КПП 590401001, к/с №, ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ БАНКА РОССИИ//УФК ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ г. ПЕРМЬ, БИК ТОФК 015773997, ЕКС №, ОКТМО 57701000, ОГРН 1025900900365, ОКПО 08653813, вид платежа - КБК 188 116 01181 01 9000 140, назначение платежа – штраф, протокол № от 13.09.2023, плательщик Хамроева Шаминисо Масиддиковна, УИН 188 915 99999 010 921 5192 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба.
Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо направить судье, вынесшему постановление.
Неуплата административного штрафа в установленный срок, является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: И.В. Панькова