Дело № 2 – 2889 / 2023
УИД 35RS0010-01-2023-003362-69
Принято в окончательной форме 12.02.2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2023 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Климовой А.А., с участием
от истца – не явились,
ответчика Попова М.С., представителя ответчика Воронцовой М.В. по устному заявлению,
от третьих лиц – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Вологодской области к Попову Максиму Сергеевичу о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Департамент здравоохранения Вологодской области (далее Департамент) обратился в суд с иском к Попову М.С. о взыскании денежных средств в размере 886000 руб.
В обоснование иска указано, что 30.07.2013 между сторонами заключен договор на целевую подготовку специалиста в ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России. В период обучения ответчику предоставлялась мера социальной поддержки в размере 4000 руб. ежемесячно в соответствии с законом Вологодской области от 06.05.2013 № 3035-ОЗ «О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение системы здравоохранения области» (Закон № 3035-ОЗ). Ответчик обязался освоить образовательную программу по специальности «лечебное дело», а после окончания послевузовской профессиональной подготовки отработать в бюджетном учреждении здравоохранения области не менее 3 лет. Также 26.06.2019 между сторонами был заключен договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования – программе ординатуры, в соответствии с которым Департамент в период обучения ответчика предоставлял ему меры социальной поддержки в размере 4000 руб., предусмотренные Законом № 3035-ОЗ, а ответчик обязался в течение 2 месяцев со дня окончания ординатуры заключить трудовой договор с БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» и отработать в должности врача-онколога не менее 3 лет. Трудовой договор между ответчиком и БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» был расторгнут 01.02.2022 до истечении установленного трехлетнего срока. Согласно условиям договоров в случае неисполнения принятых обязательств гражданин, заключивший договор, обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и выплатить штраф в двукратном размере относительно расходов, понесенных в период обучения по программе специалитета. В период обучения ответчика ему были предоставлены меры социальной поддержки в размере 376000 руб. (280000 руб. + 96000 руб.). Ответчиком возмещено 50000 руб. за обучение по программе ординатуры. Задолженность ответчика составляет 886000 руб., в том числе 280000 руб. денежные средства, предоставленные на обучение по программе специалитета, 560000 руб. штраф, 46000 руб. денежные средства, предоставленные на обучение по программе ординатуры.
Представитель истца Департамента в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Попов М.С., представитель ответчика Воронцова М.В. в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в возражениях (л.д. 76-78), в которых указано, что Законом 3035-ОЗ предусмотрена обязанность возвратить выплаченные за период обучения суммы мер социальной поддержки только лицам, обучающимся в интернатуре. В целях исполнения п. 4.2 договора от 30.07.2013 ответчик по окончании 5 курса обратился для трудоустройства в БУЗ Вологодской области «Вологодская городская больница № 2», однако трудовой договор заключен не был. 26.06.2019 был подписан договор на прохождение обучения по программе ординатуры. По окончании ординатуры направление от Департамента и БУЗ Вологодской области «Вологодская городская больница № 2» о трудоустройстве в конкретное учреждение здравоохранения не поступило. Исполняя обязанности по договору от 30.07.2013, ответчик самостоятельно в БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» для трудоустройства. В п. 4.3 договора от 30.07.2013 не конкретизировано то обстоятельство, что ответчик должен непрерывно отработать не менее 3 лет в учреждении здравоохранения именно в Вологодской области, указано лишь об обязанности отработать в учреждении здравоохранения не менее 3 лет. Принимая во внимание, что договор от 30.07.2013 заключался с целью трудоустройства ответчика по окончанию его обучения, учитывая, что данный договор по смыслу п. 1 ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) является ученическим договором, оснований для взыскания штрафа не имеется. Истцом пропущен срок исковой давности для взыскания денежных средств по договору от 30.07.2013. Трудовой договор с БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» был расторгнут 02.02.2022, исковое заявление подано в суд по истечении 1 года – 27.03.2023. Поскольку ответчик отработал в БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» 5 месяцев, а с 18.11.2020 по 23.12.2020 был официально трудоустроен в БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1», денежные средства, подлежащие возврату должны быть снижены на 24000 руб. С учетом изложенного, принимая во внимание добровольную уплату ответчиком 50000 руб., задолженность составляет 22000 руб. (96000 – 50000 – 24000).
Представители третьих лиц ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер», БУЗ ВО «ВООД» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще, первый просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции на 30.07.2013) (далее Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 Закона об образовании контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (п. 3 ст. 56 Закона об образовании).
Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в п. 3, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема (п. 4 ст. 56 Закона об образовании).
В соответствии с п. 6 ст. 56 Закона об образовании существенными условиями договора о целевом обучении являются обязательства органа или организации, указанных в п. 3, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией.
Согласно п. 7 ст. 56 Закона об образовании гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в п. 3, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в п. 3, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 4 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 № 942, действовавшего на 30.07.2013 (далее Положение), целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до 3 лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее, чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения.
Студенты, заключившие контракт с образовательным учреждением и отказавшиеся от заключения контракта с работодателем либо расторгнувшие заключенный контракт (не выполняющие его условий), возмещают учебному заведению и работодателю до получения диплома затраты, связанные с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом (п. 7 Положения).
Судом установлено, что 30.07.2013 между Департаментом (заказчик), БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 2» (работодатель), ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России (академия) и Поповым М.С. (студент) заключен договор на целевую подготовку специалиста в ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России (в настоящее время ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России), в соответствии с которым стороны приняли на себя обязательства реализовать целевую подготовку специалиста с высшим медицинским и фармацевтическим образованием для удовлетворения потребности медицинских учреждений Вологодской области по специальности «Лечебное дело» (л.д. 6-7).
Согласно условиям договора заказчик и работодатель обязались, в том числе, обеспечить трудоустройство студента по полученной специальности после прохождения послевузовской профессиональной подготовки (п. 2.1 договора); академия обязалась, в том числе, направить студента по окончании 5 курса к заказчику для заключения 4-хстороннего договора о послевузовской профессиональной подготовке (интернатуре, ординатуре) и трудоустройстве в учреждение здравоохранения Вологодской области (п. 3.4 договора); студент обязался прибыть по окончании 5 курса к заказчику для заключения 4-хстороннего договора о послевузовской профессиональной подготовке (интернатуре, ординатуре) и трудоустройстве в лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения Вологодской области (п. 4.2 договора), по окончании послевузовской профессиональной подготовки отработать по направлению заказчика и работодателя в учреждении здравоохранения не менее 3 лет (п. 4.3 договора). Согласно п. 7.3 договора при досрочном расторжении договора по инициативе студента, невыполнении или ненадлежащем выполнении условий договора со стороны студента, последний обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, понесенные заказчиком и работодателем, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.
26.06.2019 между Департаментом (заказчик) и Поповым М.С. (гражданин) заключен договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования – программе ординатуры (л.д. 8-11), в соответствии с которым заказчик обязался, в том числе, предоставить гражданину в период обучения меру поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Вологодской области от 06.05.2013 № 3035-ОЗ «О мерах социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение системы здравоохранения области» (далее Закон 3035-ОЗ); обеспечить трудоустройство гражданина (на условиях: место осуществления гражданином трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы: БУЗ ВО «Вологодский онкологический диспансер», срок осуществления гражданином трудовой деятельности составляет 3 года – раздел III договора), а гражданин обязался, в том числе, осуществить трудовую деятельность на условиях, установленных разделом III договора. Согласно п. 3 раздела VI договора гражданин в случае неисполнения обязательств по освоению образовательной программы и (или) по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет в соответствии с полученной квалификацией возмещает заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки гражданину в срок 30 дней и в порядке, предусмотренном разделом V Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего и профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076».
Из материалов дела следует, что приказом Департамента № 1369 от 15.11.2013 в соответствии с Законом 3035-ОЗ Попову М.С. с 01.09.2013 была предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере 4000 руб. (л.д. 12-13).
Предусмотренное договорами обучение ответчик прошел. Согласно представленному в материалы дела информационному письму (л.д. 14) Попов М.С. обучался в клинической ординатуре по целевому направлению по специальности «Онкология» в ГБОУ ВПО ЯГМУ Минздрава России (2019-2021 г.г.).
Как следует из материалов дела, 27.08.2021 Попов М.С. был принят на работу в поликлинику БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» на должность врач-онколог (л.д. 27). 01.02.2022 трудовой договор между БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» и Поповым М.С. расторгнут по инициативе работника.
Таким образом, по обстоятельствам дела усматривается, что ответчик нарушил обязательства, предусмотренные договорами: по окончании послевузовской профессиональной подготовки не отработал 3 года в учреждении здравоохранения Вологодской области, а потому должен возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки из бюджета Вологодской области.
Доказательств наличия уважительных причин неисполнения обязательства ответчик суду не представил, обстоятельств, освобождающих ответчика от исполнения обязательства, в материалах дела не имеется.
Довод ответчика о том, что он работает в учреждении здравоохранения Ярославской области, не может свидетельствовать об исполнении им обязательства по договорам, заключенным с истцом, поскольку предметом договора от 30.07.2013 являлась реализация целевой подготовки специалиста для удовлетворения потребности медицинских учреждений именно Вологодской области, и договором от 26.06.2019 предусмотрена обязанность по осуществлению трудовой деятельности в бюджетном учреждении здравоохранения именно Вологодской области.
Достоверных доказательств того, что заказчиком целевого обучения были нарушены обязательства по трудоустройству ответчика по окончании 5 курса образовательного медицинского учреждения и по окончании ординатуры, не представлено. Тот факт, что ответчик самостоятельно без направления заказчика обратился за трудоустройством в БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» правового значения не имеет, основанием для отказа в иске не является.
Как следует из объяснений истца и не оспорено ответчиком, затраты Департамента на предоставление Попову М.С. мер социальной поддержки в период обучения составили 376000 руб., в том числе 280000 руб. по программе специалитета, 96000 руб. по программе ординатуры.
При определении размера взыскиваемых денежных средств суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ общественные отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя отнесены к отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, и их правовое регулирование является задачей трудового законодательства.
Заключенные между сторонами договоры на обучение в целях последующего трудоустройства в организацию, направившую на обучение, либо в подведомственное ей учреждение, по своей природе отвечают признакам ученического договора, соответствуют положениям ст. 198 ТК РФ, по смыслу которой ученический договор может быть заключен работодателем как с его работником, так и с лицом, ищущим работу, и предусматривать получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
В силу ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
При этом нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.
В силу ст. 206 ТК РФ условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, являются недействительными и не применяются.
Согласно п. 2 ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
В соответствии со ст. 249 ТК РФ затраты исчисляются пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
То есть ТК РФ предусмотрена лишь обязанность лица, заключившего ученический договор, по возмещению работодателю фактически понесенных расходов на обучение пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, возможность возложения на ученика дополнительных штрафных санкций не предусмотрена.
Исходя из изложенного, положения Закона об образовании, содержащие право требования штрафа с гражданина, прошедшего обучение, но не исполнившего обязательства по трудоустройству, противоречат ТК РФ и не могут быть применены.
Учитывая, что Попов М.С. отработал в учреждении здравоохранения Вологодской области 159 дней (с 27.08.2021 по 01.02.2022) из 1095 дней, предусмотренных договором (3 года), он должен возместить Департаменту затраты в размере 321402,74 руб. (376000 руб. / 1095 дн. х (1095 – 159) дн.) пропорционально неотработанному времени.
Принимая во внимание, что ответчик уплатил в счет погашения задолженности по оплате обучения 50000 руб. (л.д. 14, 15), с Попова М.С. в пользу Департамента подлежат взысканию денежные средства в размере 271402,74 руб. (321402,74 руб. – 50000 руб.).
С доводом ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, принимая во внимание, что оба договора связаны между собой единой целью по обучению и последующему трудоустройству ответчика, срок обращения в суд составляет один год со дня обнаружения причиненного ущерба и подлежит исчислению не ранее, чем со дня увольнения Попова М.С. (01.02.2022), когда истец должен был узнать о нарушении обязательства ответчиком.
Поскольку 22.02.2022 и 05.04.2022 ответчиком добровольно произведено частичное возмещение затрат Департамента, что свидетельствует о признании им задолженности и об изменении размера причиненного ущерба, подлежащего взысканию в судебном порядке, суд считает, что именно с 05.04.2022 следует исчислять срок обращения в суд. На дату подачи искового заявления (24.03.2023) срок не был пропущен.
В силу п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку при подаче иска Департамент был освобожден от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5914 руб. (271402,74 руб. – 200000 руб.) х 1 % + 5200 руб.).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Департамента здравоохранения Вологодской области (ИНН 3525010519) к Попову Максиму Сергеевичу (паспорт гражданина Российской Федерации НОМЕР) удовлетворить частично:
Взыскать с Попова Максима Сергеевича в пользу Департамента здравоохранения Вологодской области денежные средства в размере 271402,74 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Попова Максима Сергеевича в бюджет государственную пошлину в размере 5914 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тарасова