Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-509/2021 ~ М-374/2021 от 18.03.2021

Дело № 2-509/2021                         21 апреля 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-000500-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жернакова С.П.,

при секретаре судебного заседания Суховой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в г. Архангельске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Лисестровское», обществу с ограниченной ответственностью «Марайс» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское», обществу с ограниченной ответственностью «Марайс» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. В обоснование иска указано, что в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее – Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 марта 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) принятие мер по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Согласно соглашению от 05 октября 2015 года администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения в т.ч. по организации водоснабжения переданы администрации сельского поселения «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений». В соответствии с п. 18 данного Административного регламента, для получения санитарно-эпидемиологических экспертиз заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче санитарно-эпидемиологических экспертиз и экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке). Согласно информации администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 17 февраля 2021 года источник водоснабжения посёлка Васьково Приморского района Архангельской области - озеро Большое Павково. В настоящее время санитарно-эпидемиологических экспертиз на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения посёлка Васьково Приморского района Архангельской области для администрации МО «Лисестровское», общества с ограниченной ответственностью «Марайс», осуществляющего в 2021 году эксплуатацию водоочистных сооружений, а также для иных лиц Управлением не выдавалось. Таким образом, ООО «Марайс» не исполняются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей посёлка Васьково Приморского района Архангельской области (озеро Большое Павково) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. На основании изложенного, просит суд обязать ООО «Марайс» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения посёлка Васьково Приморского района Архангельской области в срок до 01 января 2022 года; обязать ООО «Марайс» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям посёлка Васьково Приморского района Архангельской области из озера Большое Павково с 01 января 2022 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения; обязать администрацию МО «Лисестровское» организовать обеспечение населения и иных потребителей посёлка Васьково Приморского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на период запрета использования водоисточника.

    В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ООО «Марайс» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения поселка Васьково Приморского района Архангельской области в срок до 01 мая 2022 года; обязать ООО «Марайс» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям поселка Васьково Приморского района Архангельской области из озера Большое Павково с 01 мая 2022 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения; обязать администрацию МО «Лисестровское» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям поселка Васьково Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с 01 мая 2022 года.

Представитель истца Анисимова И.А., по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Законный представитель ответчика ООО «Марайс» Грязнов В.А., в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями в части установления срока до 01 мая 2022 года не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указал, что для получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения требуется разработать программу производственного контроля и согласовать её с Управлением Роспотребнадзора, срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней, в который Управление Роспотребнадзора принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение. Согласно СанПиН 1.2.364-21 лабораторное исследование воды проводят в течении 1 года с отбором проб в месте водозабора. Для поверхностных источников 12 проб в год, отбирается ежемесячно. Так же необходимо время на обработку данных и передачу исследований в Управление Роспотребнадзора. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения объекта осуществляется в срок, не превышающий 10 дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 01 декабря 2017 года № 1117). Прекращение водоснабжения посёлка Васьково не возможно, что в свою очередь может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Просит суд установить срок получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения до 01 августа 2022 года.

Представитель ответчика администрации МО «Лисестровское» Шарина Е.В., по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части установления срока до 01 мая 2022 года по основаниям, изложенным в отзыве. Поддержала позицию представителя ответчика ООО «Марайс». Просила установить срок для исполнения требований не ранее 2024 года до которого ООО «Марайс» выдано техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденное Постановлением главы МО «Лисестровское» от 14 апреля 2021 года.

Представитель третьего лица – администрации МО «Приморский муниципальный район» Щипакова О.В., по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Полагает, что необходимо установить разумный срок для устранения нарушений.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, вопросы водоснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ, на основании Соглашения о передаче администрацией МО «Приморский муниципальный район» отдельных полномочий администрации МО «Лисестровское» от 05 октября 2015 года, с последующими дополнительными соглашениями, администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения переданы администрации МО «Лисестровское».

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 2 данного Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пункты 3 и 4 статьи 18 ФЗ № 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу п. 3 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 ФЗ № 416-ФЗ, критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Порядок получения СЭЗ регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений».

В соответствии с п. 18 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Управление заявление о выдаче СЭЗ и экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке).

Таким образом, использование водного объекта для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Как следует из материалов дела, источником водоснабжения поселка Васьково Приморского района Архангельской области является озеро Большое Павково.

Согласно п. 2.3.2. договора аренды объектов муниципальной собственности сельского поселения «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области, с последующим предоставлением услуг потребителям в сфере водоснабжения и водоотведения в поселке Васьково сельского поселения «Лисестровское» от 30 декабря 2020 года, арендатор ООО «Марайс» обязуется оказывать услуги потребителям в сфере водоснабжения и водоотведения в поселке Васьково сельского поселения «Лисестровское» в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, не оспаривается сторонами, что санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть поселка Васьково Приморского района Архангельской области для администрации МО «Лисестровское», ООО «Марайс», осуществляющего эксплуатацию водопроводной сети, не выдавалось, что нарушает права потребителей данной услуги.

Таким образом, ООО «Марайс» не соблюдаются требования п. 3 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемое в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей поселка Васьково Приморского района Архангельской области (озеро Большое Павково) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В связи с чем суд приходит к выводу о доказанности нарушения ответчиком ООО «Марайс» санитарного законодательства, следовательно, об обоснованности предъявленного требования об обязании ООО «Марайс» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения поселка Васьково Приморского района Архангельской области.

Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда – до 01 августа 2022 года, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений. Определяя данный срок исполнения решения суда, суд учитывает действия, которые необходимо совершить ответчику для получения санитарно-эпидемиологического заключения: разработать программу производственного контроля с учетом СанПиН 2.1.3684-21, введенного в действие лишь 01 марта 2021 года, согласовать ее с истцом, затем заключить договор на проведение лабораторных исследований, продолжительность которых в соответствии с данным СанПиН 2.1.3684-21 составляет 1 год (12 ежемесячных проб), затем предать их истцу, после чего может быть выдано санитарно-эпидемиологическое заключение. Совершить данные действия ранее ответчик возможности не имел, поскольку договор аренды объектов коммунальной инфраструктуру заключен им лишь 30 декабря 2020 года. В испрашиваемый истцом срок – до 01 мая 2022 года совершить описанные действия объективно не возможно, а заявленный администрацией МО «Лисестровское» срок – до 2024 года требованиям разумности и справедливости не отвечает ввиду чрезмерной продолжительности. Ссылка на срок реализации инвестиционной программы не обоснованна, поскольку данный срок установлен самой администрацией, при этом ООО «Марайс» заявляет о возможности исполнить требования истца ранее – до 01 августа 2022 года.

Учитывая удовлетворение требования об обязании ООО «Марайс» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения поселка Васьково Приморского района Архангельской области, на основании ст. 1065 ГК РФ подлежат удовлетворению и взаимосвязанные, вытекающее из данного требования, требование об обязании ООО «Марайс» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям поселка Васьково Приморского района Архангельской области из озера Большое Павково с 01 августа 2022 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения.

Поскольку водоснабжение потребителей пос. Васьково МО «Лисестровское» осуществляет ООО «Марайс», в случае не исполнения им установленных законом обязанностей по получению санитарно-эпидемиологического заключения в определенный судом срок, обязанность по организации водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в силу приведенных в настоящем решении положений ФЗ № 131-ФЗ, следует возложить на администрацию МО «Лисестровское» с момента прекращения ООО «Марайс» подачи питьевой воды населению и иным потребителям поселка Васьково Приморского района Архангельской области из озера Большое Павково, то есть с 01 августа 2022 года.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ООО «Марайс» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Лисестровское», обществу с ограниченной ответственностью «Марайс» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Марайс» в срок до 01 августа 2022 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Павково, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения поселка Васьково Приморского района Архангельской области.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Марайс» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям поселка Васьково Приморского района Архангельской области из озера Большое Павково с 01 августа 2022 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования «Лисестровское» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям поселка Васьково Приморского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с 01 августа 2022 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марайс» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий                  С.П. Жернаков

2-509/2021 ~ М-374/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Ответчики
ООО "Марайс"
Администрация сельского поселения "Лисестровское" Приморского муниципального района Архангельской области
Другие
Администрация МО "Приморский муниципальный район"
Шарина Елена Валерьевна
Грязнов Владимир Алексеевич
Щипакова Ольга Владиславовна
Анисимова Инна Алексеевна
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Жернаков Сергей Петрович
Дело на странице суда
primsud--arh.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Подготовка дела (собеседование)
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее