Дело № 2-4914/2023
50RS0<№ обезличен>-81
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» августа 2023 г. г.о. Химки, <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ефремовой Е.Ю.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Химки <адрес> о признании незаконным решения и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с требованиями к Администрации городского округа Химки <адрес> о признании незаконным решения и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований истец ссылается на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также ему на праве собственности принадлежит здание, расположенное на участке.
Как указано в иске, истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, поскольку испрашиваемый участок отнесен к землям, изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.
Не согласившись с отказом, ссылаясь на то, что доказательств расположения земельного участка в зоне строительства, реконструкции всех видов транспорта федерального и регионального значения Москва-Химки-Шереметьево не имеется, истец просит суд признать незаконными решения ответчика от <дата> <дата>, <дата> об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> в собственность за плату без проведения торгов, обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> с ценой продажи, равной <данные изъяты> его кадастровой стоимости.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Администрации городского округа Химки <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
3-е лицо Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явилось, о слушании дела извещено надлежащим образом.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав представленные в деле доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Согласно материалам дела между сторонами заключен договор аренды от <дата> г. <№ обезличен> земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>: площадью <данные изъяты>. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты дорожного сервиса.
На земельном участке возведено здание автомоечный комплекс, право собственности за истцом на которое признано решением Химкинского городского суда от <дата>.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов согласно п.6 ч.1 ст. 39.3 и п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от <дата>. № <№ обезличен> было отказано в предоставлении земельного участка за выкуп в собственность со ссылкой на то, что в пакете документов отсутствует разрешительная документация на возведение объекта капитального строительства, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне строительства, реконструкции объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: Москва-Химки-Шереметьево. Такое основание указано в решении ответчика от <дата> №<№ обезличен>
На аналогичном основании истцу было отказано решением ответчика от <дата> №<№ обезличен>, а также указано, что земельный участок частично огорожен, доступ не ограничен, на земельном участке расположен объект капитального строительств (автомоечный комплекс) и некапитальные объекты, в связи с чем можно сделать вывод, что цель предоставления земельного участка не достигнута.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют собственники не только жилых домов, но вообще зданий и сооружений, соответствующих разрешенному использованию данного земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок имеет разрешенное использование – объекты дорожного сервиса.
Согласно п.9 ч.5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» здание может иметь назначение (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом).
Таким образом, истцом на предоставленном в аренду под объекты дорожного сервиса земельном участке возведено соответствующее виду разрешенного использования здание с назначением автомоечный комплекс, что дает ему право на приобретение данного участка в собственность без проведения торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что возведенная постройка является зданием, соответствующим виду разрешенного использования земельного участка, решение ответчика об отказе в предоставлении участка в собственность за плату на данном основании является незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно положениям подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 15 статьи 3 приведенного выше Закона, полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно пп.2 п. 2 ст. 7 ФЗ-218 от 13.07.2015 единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
Перечень оснований для внесения сведений об ограничении оборото способности объекта недвижимости в ЕГРН установлен п.2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости, том числе включающий акты, изданные органами государственной власти или органами иного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п/п.1).
Между тем, в ЕГРН отсутствуют какие-либо сведения об ограничении в обороте испрашиваемого земельного участка в связи с его предназначением для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утв. Постановлением Правительства <адрес> от <дата> № 230/8, что подтверждается выпиской из ЕГРН на спорный земельный участок.
Кроме того, в ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 указанной статьи установлено, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относятся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта). автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального. планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В силу п.5 ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Таким образом, градостроительными документами, подтверждающими предназначение земельного участка для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения могут служить документы территориального планирования субъекта Российской Федерации, оформленные в форме схемы территориального планирования или (и) утвержденные ППТ и ПМТ в отношении данной территории.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен> не указан в Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утв. Постановлением Правительства <адрес> от <дата> <№ обезличен>, в качестве земельного участка, размещенного в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительств и ремонта дорог.
Отсутствие расположения земельного участка в зоне строительства, реконструкции всех видов транспорта подтверждается выпиской из ЕГРН, ГПЗУ, РГИС МО, в которых соответствующее ограничение не указано, отсутствием упоминания в Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, отсутствием утвержденных проекта планировки и проекта межевания территории для транспорта, заключением ГБУ МО «Мособлгеотрест», согласно которого проект планировки территории линейного объекта не разрабатывался.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь статьями 27, 39.1, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходит из того, что само по себе указание Министерства имущественных отношений <адрес> о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, не свидетельствует об ограничении испрашиваемого земельного участка в обороте. Ответчиком не в полной мере выполнены требования статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не представлено достаточных доказательств тому, что спорный земельный участок не может быть передан в собственность ФИО1
Цена продажи земельного участка установлена Постановление м Правительства <адрес> от <дата> <№ обезличен> и равна <данные изъяты> от кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.
Признать решения администрации г.о. Химки об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> в собственность за плату без проведения торгов №<№ обезличен> от <дата>, №<№ обезличен> от <дата>, №Р<№ обезличен> от <дата>, незаконными.
Обязать администрацию г.о. Химки передать в собственность за плату ФИО1 земельный участок кадастровым номером <№ обезличен>, расположенный по адресу <адрес>, путем заключения договора купли-продажи по цене, равной <данные изъяты> стоимости земельного участка.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: Ефремова Е.Ю.