№ 2-1138/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мировой судья Горного судебного участка г.Воркуты Республики Коми Лубенец Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Н.,
с участием представителя УГХиБ администрации МОГО «Воркута» по доверенности Астаховой Э.В.1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2016 года гражданское дело по иску Мухаметшина Р.М.2 к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», Администрации МОГО «Воркута» о возложении обязанности компенсировать затраты, понесенные в связи с установкой однофазного прибора учета потребления электроэнергии в сумме 2330 руб. с учетом индекса потребительских цен и процентов за пользование чужими денежными средствами, взыскании государственной пошлины,
установил:
Истец обратился с иском, указав, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. В феврале 2016 года, за счет собственных средств истец произвел замену электросчетчика. Обязанность обеспечить нанимателю надлежащее состояние жилого помещения, а также бремя его содержания предусмотрена ГК РФ и ЖК РФ. Ответчики отказывают истцу в компенсации затрат на обеспечение исправности устройств оказания коммунальных услуг в муниципальном жилом помещении.
В иске Мухаметшин Р.М.2 просит обязать Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», Администрацию МОГО «Воркута» компенсировать затраты, понесенные в связи с установкой однофазного прибора учета потребления электроэнергии в сумме 2330 руб. с учетом индекса потребительских цен и процентов за пользование чужими денежными средствами, на день принятия решения, взыскать с ответчиков государственную пошлину 400 руб.
Истец в судебном заседании не участвовал, в иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Администрация МОГО «Воркута» в возражениях иск Мухаметшина Р.М.2 не признала, сославшись на принятие представительным органом местного самоуправления нормативного акта, регламентирующего условия и порядок компенсации нанимателям соответствующих расходов.
Представитель УГХиБ администрации МОГО «Воркута» по доверенности Астахова Э.В.1 иск не признала, пояснив, что управление не является собственником занимаемого истцом жилого помещения, а лишь выполняет программу содержания и развития муниципального хозяйства, в части компенсации затрат на установку приборов учета электроэнергии.
Третьи лица - ОАО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «Единый расчетный центр» представителей в судебное заседание на направили. ОАО «Коми энергосбытовая компания» представила акт ввода в эксплуатацию установленного в жилом помещении прибора учета, накладные на приобретение истцом электросчетчика, акт выполненных работ по демонтажу и установке прибора учета потребления электрической энергии.
С учетом мнения Астаховой Э.В.1, дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица, согласно правилу статьи 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения представителя УГХиБ администрации МОГО «Воркута», исследовав материалы настоящего дела, суд находит следующее.
Мухаметшин Р.М.2 зарегистрирован и проживает по адресу: <АДРЕС>. Жилое помещение, общей площадью 48,3 кв.м. предоставлено истцу по договору социального найма <НОМЕР> от <ДАТА2>, заключенному с Администрацией МОГО «Воркута».
То есть, предоставленное истцу по акту приема-передачи жилое помещение, входит в состав муниципального жилищного фонда, то есть является муниципальной собственностью МО ГО «Воркута».
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, за предусмотренными исключениями (часть 6 указанной статьи), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 года (приложение N 3) следует, что установка индивидуальных приборов учета газа, водоснабжения и электроэнергии не относится к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
Пунктом 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии со ст.ст. 65 и 67 ЖК РФ, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт, а наниматель по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором.
Перечень обязанностей нанимателя по договору социального найма урегулирован ч. ч. 3, 4 ст. 67 ЖК РФ, а также пп. «е» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315.
К текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свои счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Положениями данных норм не предусмотрена обязанность нанимателя нести расходы по установке приборов учета энергии. Договор социального найма <НОМЕР> от <ДАТА2> также не содержит условий, которыми на нанимателя возложена обязанность заменять прибор учета потребления электроэнергии, ремонтировать его, содержать в сохранности.
Таким образом, замена приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру, находящихся вне этой квартиры и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
Обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Мухаметшин Р.М.2 самостоятельно, за счет собственных средств произвел замену однофазного прибора учета потребления электрической энергии на другой прибор, с более высоким классом точности.
Услуги по приобретению электросчетчика и его установке оплачены истцом в кассу ОАО «Коми энергосбытовая компания». Счетчик электроэнергии СЕ101S6145М6 оплачен в сумме 1280 руб. по счету <НОМЕР> от <ДАТА6>, услуга по замене счетчика оплачена в сумме 1050 руб. по счету <НОМЕР> от <ДАТА6>. Акт ввода в эксплуатацию прибора учета потребления от <ДАТА6> свидетельствует об установке и опломбировании счетчика СЕ101 S6145М6 по адресу: <АДРЕС>.
Постановлением администрации МОГО «Воркута» от 30.05.2014 №876 утверждена программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства». Подпрограмма 1 содержит перечень мероприятий, для создания и обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами, в том числе замена электротехнического оборудования в муниципальных жилых помещениях (р. 3, п.3).
В таких обстоятельствах, доводы иска об обязании ответчиков компенсировать затраты, понесенные в связи с установкой однофазного прибора учета потребления электроэнергии в сумме 2330 руб. подтверждены документально и основаны на законе.
Предусмотренные ст.395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.
Между тем, в данном случае отсутствует сам факт пользования чужими денежными средствами. Положения ст.395 ГК РФ к правоотношениям, возникшим между государством (на уровне местного самоуправления) и гражданином, не применяются, так как, в данном случае, предусмотренные в местном бюджете расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, хотя бы и в части компенсации затрат нанимателей на обустройство жилого помещения, является расходным обязательством местного самоуправления в Российской Федерации и не могут быть признаны денежными средствами Администрации МОГО «Воркута» либо УГХиБ администрации МОГО «Воркута» как юридических лиц, финансируемых из бюджета соответствующего уровня.
Данная правовая позиция согласуется с позицией судов различного уровня, в том числе с позицией Верховного Суда РФ, закрепленной в определении Верховного суда РФ от 21.01.2011г. № 78-В10-41.
Соответственно в части требований Мухаметшина Р.М.2 о компенсации затрат с учетом индекса потребительских цен и процентов за пользование чужими денежными средствами, надлежит отказать.
Разрешая вопрос о взыскании уплаченной в 400 руб. государственной пошлины, суд учитывает п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, которым органы местного самоуправления, выступающие по делам, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты пошлины.
УГХиБ администрации МОГО «Воркута» органом местного самоуправления не является и обязана, как сторона не в пользу которой состоялось решение суда, компенсировать истцу понесенные по делу судебные расходы, по правилу ст.ст. 94 и 98 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.2 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2330 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.