Дело № 2-1778/23
УИД 91RS0019-01-2023-001715-29
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Томащака А.С.,
при секретаре - Фасон Е.Ю.,
с участием представителей истца Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым – Яценко Т.А., Ткаленко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым к Гроховской Лауре Николаевне, о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат,
установил:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Сакского Республики Крым (далее Департамент) обратился в суд с иском к Гроховской Лауре Николаевне, о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат в размере 56 398,68 рублей, из которых государственная социальная помощь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 397,15 рублей, ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1,53 рубль.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в результате предоставления ответчиком недостоверных данных о правах на недвижимое имущество у нее и родственников, ей безосновательно производилась выплата государственной социальной помощи, сумма переплаты за социальное пособие «Государственная социальная помощь (ГСП)-ежемесячно» составила 56 397,15 рублей, за ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба сумма составила 1,53 рубль.
В судебном заседании представители истца заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
С согласия представителей истца, руководствуясь статьями 233, 234 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В статье 2 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" указано, что для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым; социальное пособие - безвозмездное предоставление получателям государственной социальной помощи денежной суммы за счет средств бюджета Республики Крым.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 6 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Порядок предоставления государственной социальной помощи утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587 "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" (далее по тексту - Порядок N 587), согласно п. 5 Порядка N 587 пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину.
Пунктом 40 Порядка N 587 предусмотрено, что органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (п. 40 Порядка N 587).
В соответствии с п. 41 Порядка N 587 суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка расходования субвенции местным бюджетам на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан (ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба), утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 №480 «Об утверждении Порядка расходования субвенции местным бюджетам на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан (ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба)» право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, местом жительства которых является Республика Крым и среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
В соответствии со ст. 10 Закона N 10-ЗРК/2014, основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи является установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи и ее доходах, имуществе находящегося на праве частной собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Гроховская Л.Н. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде государственной социальной помощи (далее ГСП) в виде социального пособия в размере 21 549,05 рублей в месяц на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и меры социальной поддержки в виде «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» в размере 500,51 рублей в месяц на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ей были назначены указанные социальные выплаты.
С целью уточнения сведений заявленных при обращении по определению права в предоставлении ГСП, Департаментом направлены запросы в соответствующие службы.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ направлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, согласно которой установлено наличие у Гроховской Л.Н. двух объектов недвижимости, а именно: жилого здания площадью 80,30 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ), и жилого здания площадью 69,3 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно представленным сведениям, семья Гроховской Л.Н. состоит из пяти человек, в связи с чем общая площадь жилых помещений, приходящихся на всех членов семьи составляет 149,60 кв.м. (80,30+69,30), что в расчете на одного человека составляет 29,92 кв.м. (149,60/5), то есть превышает установленную законодательством норму, а именно 18,0 кв.м.
Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ прекращено назначение Гроховской Л.Н. МСП «Государственная социальная помощь (ГСП)- ежемесячно», МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба».
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных департаментом, от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено решение о переплате Гроховской Л.Н. социальных выплат ГСП-ежемесячно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 66 148,68 рублей.
В адрес Гроховской Л.Н. направлено уведомление о необходимости возмещения излишне полученных денежных средств с рекомендациями добровольного погашения задолженности, в ответ на которое Гроховская Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ написала заявление с обязательством возврата денежных средств в добровольном порядке, и вернула часть переплаты на общую сумму 9 750 рублей, что подтверждается выпиской их журнала удержаний электронной базы АИС ЭС РК.
Однако с ноября 2022 года ответчиком возврат денежных средств не производился, в связи с чем остаток переплаты составил 56 398,68 рублей.
Согласно абз. 4 п. 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 №587 «Об утверждении порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия», пособие не назначается в случае, если в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
Таким образом, при наличии в собственности семьи Гроховской Л.Н. жилых помещений, общая площадь которых при расчете на каждого члена семьи превышает 18 кв.м., указанная семья не являлась малоимущей и не имела прав на получение пособия.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из характера спорных правоотношений, положений ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, и поскольку судом установлена доказанность в действиях ответчика недобросовестности, повлекшей выплату ответчику спорных сумм, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
решил:
Иск Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым к Гроховской Лауре Николаевне, о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат - удовлетворить.
Взыскать с Гроховской Лауры Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ серии № № выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ), в пользу Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" (ОГРН 1169102086108) излишне выплаченную сумму МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) – ежемесячно» в размере 56 397,15 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» в размере 1,53 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.С. Томащак
(мотивированный текст решения изготовлен 26 мая 2023 года)
Судья А.С. Томащак