Петрозаводский городской суд УИД 10RS0011-01-2023-005003-83
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33) (№ 5-312/2023)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 апреля 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении
Алькам М.А., <данные изъяты>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 20 мин. в <адрес> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданка Сирии Алькам М.А. допустила нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации по окончанию срока действия вида на жительство № выданного УВМ МВД по Республике Крым, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Своими действиями Алькам М.А. нарушила п.1, п.2 ст.5 Федерального закона Российской Федерации № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В судебном заседании Алькам М.А. вину в совершении правонарушения признала, обстоятельства, изложенные в протоколе, не оспаривала, пояснила, что с заявлениями о продлении срока действия вида на жительство, приобретении гражданства России не обращалась, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в России, приехала на постоянное место жительство вместе с матерью, сестрой и братом, которые получили гражданство Российской Федерации и проживают в Крыму, в ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с гражданином РФ, в браке родила троих детей, дети являются гражданами РФ, намерена обратиться в УФМС с заявлением о предоставлении убежища на территории РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении А. полагал доказанным вменяемое правонарушение, полагал возможным назначить привлекаемому лицу наказание в виде штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, прихожу к выводу о наличии в действиях Алькам М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ее вины в совершении правонарушения.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании ст. 25.10 Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что гражданка Сирии Алькам М.А. прибыла на территорию России ДД.ММ.ГГГГ на основании миграционной карты, что подтверждается сведениями АС ЦБДУИГ, получила вид на жительство сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в установленный законодательством срок с заявлением о продлении срока действия вида на жительство не обращалась, по окончании срока действия вида на жительство мер к самостоятельному выезду за пределы РФ не предпринимала.
Событие административного правонарушения и вина Алькам М.А. в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении, который отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет, объяснениями Алькам М.А. от ДД.ММ.ГГГГ копией паспорта Алькам М.А., копией вида на жительство сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведениями ЦБДУИГ.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, прихожу к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Алькам М.А. в совершении административного правонарушения и ее действия подлежат квалификации по ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ – нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судьей учитывается признание лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.
Данных за малозначительность совершенного правонарушения с учетом значимости охраняемых законом общественных отношений судья не усматривает.
Срок давности привлечения к административной ответственности, с момента выявления административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ (1 год), не истек.
При определении вида и размера административного наказания, учитываю характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, данные о личности Алькам М.А., состоящей в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации Б., и имеющей троих несовершеннолетних детей - граждан РФ: Б. <данные изъяты>, Б. <данные изъяты>, Б., <данные изъяты>; мать Ш., брат А. сестра А. также являются гражданами РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
В соответствии со статьей 62 (частью 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, назначение Алькам М.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 г. № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о назначении наказания Алькам М.А. с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины нарушителя в виде административного штрафа в размере 2000 руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ч.1.1 ст.18.8, ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Алькам М.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: номер счета № 03100643000000010600 в Отделение НБ РК г.Петрозаводск. Получатель – УФК по РК (МВД по РК), ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, кор. счет 40102810945370000073, КБК 18811601181019000140, УИН: 18891109990002688264.
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня получения копии постановления через Петрозаводский городской суд.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А.Сааринен