Дело № 2-49/2022
22RS0032-01-2021-000817-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Горняк 12 января 2022 года
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,
при секретаре Родичевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зориной Валентины Григорьевны, Зорина Виктора Александровича, Шмидт Татьяны Александровны к Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края о признании права общей долевой собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
В Локтевский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании права общей долевой собственности на квартиру обратились Зорина В.Г., Зорин В.А., Шмидт Т.А., указав, что Зорина Валентина Григорьевна, Зорин Виктор Александрович, Шмидт (девичья фамилия «Зорина») Татьяна Александровна, а так ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являются членами одной семьи.
В ДД.ММ.ГГГГ они являлись участниками сделки приватизации квартиры, по адресу: РФ, <адрес>.
Основанием для безвозмездной передачи им в собственность указанной квартиры являлся Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Сделка приватизации квартиры была оформлена в форме типового договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Указывают, что с момента приватизации квартиры вот уже более 29-лет они являются законными собственниками квартиры по адресу: РФ, <адрес>.
Их право собственности на приватизированную квартиру никем не оспаривается.
С момента приватизации квартиры произошел ряд изменений в законодательстве в сфере недвижимости, в связи с чем в настоящий период времени в целях подтверждения ранее возникших прав на недвижимое имущество требуется прохождение обязательной процедуры регистрации права собственности на квартиру в едином государственном реестре регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.
Так в частности, в ходе правовой оценки правоустанавливающего документа на квартиру, каковым является типовой договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в территориальном многофункциональном центре куда они, истцы по делу обратились за регистрацией их права собственности на квартиру в ЕГРН, им было указано на наличие в договоре ряда недостатков правового характера, являющихся препятствием в осуществлении таковой регистрации.
Выявленные в договоре недостатки выражаются в нарушении норм Гражданского кодекса РФ, а также положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», допущенных при оформлении сделки приватизации квартиры.
Так в частности, в договоре приватизации квартиры в нарушение положений ст.554 ГК РФ применимой к заключению сделки приватизации (по аналогии закона), не указаны полныеданные об объекте недвижимости явившемся предметом сделки, которые позволили бы определенно установить его место, нахождение. В договоре отсутствует указание на населенный пункт, где расположена квартира.
Кроме того, при фактическом участии в приватизации квартиры четырех членов семьи в договоре приватизации квартиры в нарушение положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в качестве участника приватизации квартиры, указан один человек ФИО2.
Таким образом, в результате не включения в договор приватизации квартиры всех участников сделки нарушены имущественные права троих её участников имеющих право на долю в квартире (Зорина Александра Владимировича, Зорина Виктора Александровича и Шмидт (девичья фамилия «Зорина») Татьяны Александровны.
На сегодняшний день устранить имеющихся в договоре недостатки в досудебном порядке посредством оформления дополнительного соглашения (п.1 ст.452, ст. 550 ГК РФ) с прежним собственником квартиры каковым являлся Алтайский горно-обогатительный комбинат, невозможно, по причине ликвидации указанного предприятия, а также в виду наступления смерти одного из сособственников квартиры являвшегося участником сделки.
Кроме того, дополнительным препятствием в регистрации их прав на квартиру является неразрешенность вопроса о наследстве ФИО4 являвшегося сособственником приватизированной квартиры.
Учитывая данные обстоятельства, за разрешением возникшего спора о праве собственности на квартиру им было предложено обратиться в суд.
О существовании выявленных недостатков в договоре нам стало известно только сейчас, когда мы столкнулись с процедурой регистрации своего права собственности, на квартиру в ЕГРН.
Считаем, что отсутствие в договоре приватизации квартиры записи о полном адресе приватизированной квартиры объясняется типовым подходом к оформлению подобных договоров в тот период времени.
Визуально видно, что в типовом бланке договора, повсеместно использовавшемся при оформлении подобных сделок приватизации жилья, отсутствует свободное место для указания полных сведений о квартире как о предмете сделке.
Вероятнее всего, по данной причине при оформлении сделок приватизации жилья в договорах сведения о передаваемых объектах недвижимости отражались в сжатом в виде (улица, номер дома, квартиры), а иные сведения (населенный пункт и т.д.) предполагались, местом заключения договора.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством сделки с недвижимым имуществом оформлялись и регистрировались в местном муниципалитете по месту нахождения объектов недвижимости.
В договоре на передачу и продажу квартир (домов) в собственность гражданот ДД.ММ.ГГГГ имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации договора в Администрации <адрес>, каковое обстоятельство подтверждает место расположения приватизированной по договору квартиры (<адрес>).
Иные существенные условия обязательные для заключения сделок с недвижимым имуществом в договоре на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ имеются.
В приватизированной ими квартире на дату её приватизации проживало четыре человека: <данные изъяты>, Зорина Валентина Григорьевна, Зорин Виктор Александрович и Шмидт (девичья фамилия «Зорина») Татьяна Александровна.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, о регистрации содержащимися в домовой книге.
Отказ от участия в приватизации квартиры лицами, проживавшими в квартире не заявлялся, из чего следует, что в приватизации квартиры принимали участие все члены семьи.
Таким образом, исходя из количества лиц проживавших в квартире на момент её приватизации (4- человека), приобретенная по договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ квартира в силу положений ст.ст.244,245 ГК РФ находится в режиме общей долевой собственности, и на момент приватизации доли участников сделки являлись равными по 1/4 доли в праве общей долевой собственности у каждого.
Что касается наследства открывшегося после смерти ФИО4, то все наследственное имущество, открывшееся после его смерти, в том числе его доля в приватизированной квартире было принято в равных долях супругой наследодателя Зориной В.Г. и детьми Зориным В.А. и Шмидт (Зориной) Т.А., как единственными наследниками первой очереди по закону, без обращения к нотариусу одним из способов принятия наследства, предусмотренных СТ.1153 ГК РФ, а именно, путем его фактического принятия.
Указанные действия по принятию наследства были совершены наследниками в пределах срока, установленного для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
Прежний собственник квартиры Горняцкое МОКХ прекратил свою деятельность в виду его ликвидации.
Просят признать за Зориной В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зориным В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шмидт (Зориной) Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по 1/3 доли за каждым в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: РФ, <адрес>.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, проанализировав и оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации определено право каждого гражданина РФ свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно статьям 2 и 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных законодательством. Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Из смысла закона вытекает, что право на приватизацию жилого помещения имеют лица, имеющие право пользования этим помещением и гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
По представленным истцами доказательствам, судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Судом установлено, что договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была передана Горнятским МОКХ в собственность ФИО2, с учетом количества членов семьи - четыре человека. В заявлении о передаче квартиры в собственность указан состав семьи - жена Зорина В.Г., муж ФИО4, сын Зорин В.А., дочь Зорина Т.А.. Данный договор имеет отметку о регистрации в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации отдела по делам архива <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Горняцкое МОКХ в дальнейшем реорганизовано, документы в архив на хранение не поступали.
Статья 209 ГК РФ определяет, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Объектами права собственности является недвижимое имущество: здания, сооружения, земельные участки.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 ГК РФ).
Согласно статье 254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников имущества, их доли признаются равными.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на объект недвижимости квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, <адрес>, не зарегистрировано.
Факт смерти ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается свидетельством о смерти I-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ.
После регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ Зорина Т.А. сменила фамилию на Шмидт, что подтверждается справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определяет, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Учитывая, что один из участников приватизации квартиры - ФИО4 умер, то в силу статьи 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №, в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, определяются доли участников собственности на жилое помещение, в том числе, доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 65 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследники участника общей собственности на жилое помещение, приобретенное в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», вправе наследовать его долю по общим правилам наследственного правопреемства. При этом доля умершего участника совместной собственности на жилое помещение определяется исходя из равенства долей всех участников общей собственности на данное жилое помещение.
Суд полагает необходимым определить доли истцов, а также долю умершего ФИО4 в праве собственности на спорную квартиру, признав их равными, по 1/4 доли каждому. Данная сделка прошла регистрацию в администрации города, что было необходимо для регистрации данных сделок на момент ее заключения.
В материалах дела имеется информация нотариуса Локтевского нотариального округа ФИО10, в соответствии с которой после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело №. С заявлением о принятии наследства ДД.ММ.ГГГГ обратилась супруга Зорнина А.В. - Зорина В.Г.
Сведений о фактическом принятии наследства истцами Зориным В.А., Шмидт Т.А. в материалах дела не содержится и в судебное заседание ими не представлено.
Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 35 определяет, что право наследования гарантируется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или по закону.
Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, родители и супруг наследодателя.
В соответствии со статьями 1152, 1153, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявление наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.
Суд полагает установленным в судебном заседании, подтверждённым письменными доказательствами факт принятия наследстваФИО2 после смерти ФИО4 путем обращения с соответствующим заявлением к нотариусу, что подтверждается представленными письменными материалами дела. Сведений о принятии наследства иными лицами не имеется.
В связи с представленными доказательствами, суд определяет доли в указанной истцами квартире следующим образом, за Зориной В.Г., Зориным В.А., Шмидт Т.А. по 1/4 доли права собственности в праве общей долевой собственности в порядке приватизации за каждым, а также за Зориной В.Г. в порядке наследования 1/4 долю, принадлежавшую при жизни умершему мужу.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению истинность представленных истцами доказательств, в связи с чем, суд считает требования истцов подлежащими частичному удовлетворению.
Таким образом, суд полагает возможным признать за Зориным В.А., Шмидт Т.А. по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>, за Зориной В.Г. 2/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Суд полагает, что исходя из категории спорных правоотношений, субъектного состава данного дела, а также того факта, что в действиях администрации города Горняка Локтевского района отсутствуют действия (бездействия), за совершение которых истцы вынуждены были обратиться за судебной защитой своих прав, то на администрацию города Горняка Локтевского района Алтайского края не может быть возложена обязанность по возмещению истцам судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2022 ░░░░.