Дело № 2-534-2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2019 года г.Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего Сливницыной Н.В.
При секретаре Нефедовой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой Ирины Валентиновны к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о признании незаконным Постановления администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Сафроновой Ирины Валентиновны с составом семьи 4 человека. (п.1.3) и решения от "___" ___________ г., оформленного письмом № ___________, об исключении семьи Сафроновой Ирины Валентиновны из списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку для получения ипотечного кредита; обязании восстановить Сафронову Ирину Валентиновну с составом семьи из 4-х человек в списках молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку для получения ипотечного кредита, с момента подачи заявления,
У С Т А Н О В И Л :
Сафронова И.В. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что "___" ___________ г. постановлением главы администрации города Шумерля № ___________ ее семья была поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении.
Письмом от "___" ___________ г. (исходящий № ___________) Глава администрации г. Шумерля Чувашской Республики сообщил о том, что она и ее семья были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключены из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Как следует из письма, основанием для принятия такого решения послужило якобы имеющее место, намеренное ухудшение жилищных условий, что выразилось в отчуждении ею 1/2 доли в праве собственности на квартиру № ___________, расположенную по адресу: Чувашская Республика, ........................, и о прекращении государственной регистрации права собственности на указанную долю жилого помещения, с момента которого не истекло 5 лет.
С принятым решением ответчика она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные права на жилище ввиду нижеследующего.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Ей на праве собственности принадлежала 1/2 доля квартиры № ___________, расположенной по адресу: Чувашская Республика, ......................... Указанное право у нее возникло на основании договора приватизации жилого помещения от "___" ___________ г.. Сособственником в силу указанного договора являлась ее мать- ФИО2.
"___" ___________ г. она подарила принадлежащую ей 1/2 долю квартиры № ___________, расположенной по адресу: Чувашская Республика, ........................ своей матери, что подтверждается договором дарения. Соответственно, её право собственности на указанную долю жилого помещения было прекращено.
В ее действиях по распоряжению своей долей в праве собственности на жилое помещение ответчик усмотрел намерение приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Однако при заключении с матерью ФИО2 вышеуказанного договора дарения она не намеревалась ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Основанием для совершения этой сделки послужило то, что между ней и ее родной сестрой ФИО3 изначально имелась договорённость об отказе от приватизации квартиры № ___________ в пользу матери. Сестра отказалась от приватизации квартиры, а она, приняв участие в приватизации, тем самым, нарушила договорённость, в связи с чем ее сестра стала высказывать претензии по этому поводу.
С целью соблюдения ранее состоявшейся договорённости с сестрой, она пришла к выводу о необходимости отчуждения своей доли квартиры матери - ФИО2 Именно поэтому и состоялся договор дарения принадлежащей ей 1/2 доли в праве собственности на квартиру № ___________.
Таким образом, ввиду того, что при отчуждении доли в праве собственности на жилое помещении она не руководствовалась намерением ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, действия администрации г. Шумерля, выразившиеся в снятии ее с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении ее семьи из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, являются незаконными.
Незаконными действиями ответчика нарушено её право на приобретение жилого помещения.
Данное решение в порядке подчинённости вышестоящему должностному лицу, либо органу не оспаривалось.
Просит:
Признать незаконным решение администрации г. Шумерля Чувашской Республики о снятии ее с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении ее семьи из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, - незаконным.
Обязать администрацию г. Шумерля Чувашской Республики устранить допущенное нарушение закона путём восстановления ее в очереди на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении и ее семьи в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Истец – Сафронова И.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца – адвокат Антошин А.В. в судебном заседании требования Сафроновой И.В. поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и вновь привел их суду.
Ответчик – представитель администрации г.Шумерля Чувашской Республики – Кириллов А.П. в судебном заседании иск Сафроновой И.В. не признал по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление, и вновь привел их суду.
Третье лицо – Представитель Министерства строительства и архитектуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В частности, одним из основных начал жилищного законодательства определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В силу подпункта "е" пункта 2 данных Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, "___" ___________ г. Сафронова И.В. обратилась в адрес администрации г.Шумерля о принятии ее на учет нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с Указом президента ЧР от "___" ___________ г. № ___________ «О мерах государственной поддержки молодых граждан в ЧР», с составом семьи из 3-х человек.
Как усматривается из Учетного дела № С257, подавая соответствующее заявление, Сафронова И.В. представила весь необходимый пакет документов, установленный п.19 указанных выше Правил, и, в дальнейшем, в установленные законом сроки его обновляла.
Постановлением Главы администрации города Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. Сафронова И.В. с составом семьи 3 человека была поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении.
Письмом от "___" ___________ г. (исходящий № ___________) глава администрации г. Шумерля Чувашской Республики сообщил о том, что истица и ее семья были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключены из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Как следует из письма, основанием для принятия такого решения послужило имеющее место, намеренное ухудшение жилищных условий, что выразилось в отчуждении ею 1/2 доли в праве собственности на квартиру № ___________, расположенную по адресу: Чувашская Республика, ........................, и о прекращении государственной регистрации права собственности истицы на указанную долю жилого помещения, с момента которого не истекло 5 лет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнений в достоверности не вызывают.
Суд находит незаконными оспариваемые действия органов местного самоуправления в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Статья 56 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Условием снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 названной нормы является утрата гражданами оснований дающих им право на получение жилого помещения по договору социального
Удовлетворяя исковые требования Сафроновой И.В., суд исходит из того, что в действиях семьи истца не совершалось умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий с намерением быть признанным нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями.
Судом установлено, что прекращение права собственности на квартиру по адресу: ........................ произошло в связи с тем, что сестра истицы – ФИО3 заявила о своих правах в отношении данной квартиры, поскольку до приватизации данная квартира была предоставлена по договору социального найма их матери – ФИО2 на семью из четырех человек, в том числе и на ФИО3.
Право собственности Сафроновой И.В.на указанное жилое помещение прекращено до подачи заявления об участии в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Информацию о состоявшейся сделке от ответчика истица не скрывала, что подтверждается материалами учетного дела С 257.
Семья Сафроновой И.В. на дату снятия с учета не обладала жилым помещением на каком-либо праве.
Более того, п. 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", устанавливает обязанность органа местного самоуправления по организации работы по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил.
В 10-дневный срок со дня представления этих документов орган местного самоуправления принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Выполнив установленную п.21 Правил обязанность по проверке сведений, содержащиеся в представленных Сафроновой И.В. документах, ответчик вправе был отказать истице в постановке на соответствующий учет, однако, как указывалось ранее, Постановлением Главы администрации города Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. ее семья была поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении.
Поэтому не имеется оснований полагать о совершении Софроновой И.В. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что оспариваемое Постановление администрации г.Шумерля не содержит указание на наличие иных предусмотренных законом оснований для снятия семьи истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд удовлетворяет требования Сафроновой И.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сафроновой Ирины Валентиновны удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Сафроновой Ирины Валентиновны с составом семьи 4 человека. (п.1.3) и решение от "___" ___________ г., оформленное письмом № ___________, об исключении семьи Сафроновой Ирины Валентиновны из списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку для получения ипотечного кредита.
Обязать администрацию г.Шумерля Чувашской Республики восстановить Сафронову Ирину Валентиновну с составом семьи из 4-х человек в списках молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку для получения ипотечного кредита, с момента подачи заявления, с очередностью, действующей на дату исключения из списка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня его оглашения.
Председательствующий Н.В.Сливницына