Дело № 2-3505/2022 (59RS0002-01-2023-003638-35)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Пермь, 4 октября 2023г.,
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
судьи Турьевой Н.А.,
при секретаре Суетиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю к Батуеву В. А. о прекращении право собственности ответчика на огнестрельное оружие ограниченного поражения ИЖ-№. № и списанное оружие – охолощенный пистолет ТТ №,
с разрешением Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю на уничтожение указанного оружия на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю обратился в суд с иском к Батуеву В. А. о прекращении право собственности ответчика на огнестрельное оружие ограниченного поражения ИЖ-№ и списанное оружие – охолощенный пистолет ТТ №,
с разрешением Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю на уничтожение указанного оружия на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации;
В обоснование своих требований истец указал следующее.
Должностными лицами ОП № УВД по г. Перми ДД.ММ.ГГГГг. в связи с нарушением правил использования изъято принадлежащее Батуеву В.А. огнестрельное оружие ограниченного поражения ИЖ-№, разрешение на хранение и ношение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также списанное оружие - охолощенный пистолет ТТ кл. № (приобретение, хранение и ношение данного вида оружия лицензированию не подлежит; до вступления в силу Федерального Закона РФ от 28.06.2021 № 231-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты РФ» постановке на учет в подразделениях лицензионно-разрешительной работы Росгвардии списанное оружие не подлежало).
В настоящее время указанное оружие находится на складе хранения изъятого оружия ГУ МВД России по <адрес>, никаких действий по возврату либо переоформлению изъятого оружия Батуев В.А. не совершал, в подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по данному поводу не обращался.
Оружие в течение продолжительного времени находится на складе изъятого оружия ГУ МВД России по Пермскому краю. При этом бремя содержания оружия легло на указанное учреждение.
Хранение оружия требует определённых материальных, технических и финансовых затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, затрат по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечёт дополнительное расходование бюджетных средств.
В рамках работы по снижению количества хранящегося на складе изъятого оружия в адрес Батуева В.А. направлено письменное уведомление исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения по изъятому оружию, которое не было им получено, возвращено отделением связи отправителю по истечении определенного срока хранения. В соответствии со ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, данное уведомление считается доставленным.
В течение длительного времени, прошедшего со дня изъятия оружия, Батуев В.А. никаких действий в данном направлении не предпринял, в целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия, либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке в подразделение Росгвардии не обратился. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным, бездействие Батуева В.А. может быть расценено как отказ от права собственности на указанное оружие.
В судебное заседание представитель истца не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что на иске настаивает си согласен на заочное рассмотрение дела.
Ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений по иску от ответчика в суд не поступало.
Судом направлялось судебное извещение в адрес ответчика, однако ответчик не явился на почту для получения почтовой корреспонденции, поэтому судебное извещение возвращено в суд из почтового отделения без вручения адресату в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с пунктом 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005г. № 221 почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям.
Из содержания указанного пункта следует, что в случае невозможности вручения адресату корреспонденции по его адресу оставляется извещение, что предполагает право адресата по своему усмотрению решить вопрос о получении корреспонденции.
Суд считает возможным рассмотреть данный спор в порядке заочного судопроизводства по правилам главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации: каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации:, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации: право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать регламентировано статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Из пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности па которую собственник отказался.
Согласно пункту 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации: движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст.236 ГК РФ).
В силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 13 Федерального закона «Об оружии»: гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании специальных разрешений.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии»: хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с положениями 27 Федерального закона «Об оружии»: изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (пли) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998г. № 814.
Из пункта 79 Правил следует, что оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел
и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
В силу п. 82 Правил изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Пункт 83 Правил устанавливает, что изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ определен Приказом Росгвардии от 15.01.2018 № 9 «Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации»
В судебном заседании установлено, что ответчик является владельцем огнестрельного оружия ограниченного поражения ИЖ-№, разрешение на хранение и ношение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также списанное оружие - охолощенный пистолет ТТ кл. № (л.д.13-18).
Должностными лицами ОП № УВД по г. Перми ДД.ММ.ГГГГг. в связи с нарушением правил использования изъято принадлежащее Батуеву В.А. огнестрельное оружие ограниченного поражения ИЖ-№, разрешение на хранение и ношение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также списанное оружие - охолощенный пистолет ТТ кл. № изъято.
В настоящее время указанное оружие находится на складе хранения изъятого оружия ГУ МВД России по Пермскому краю, никаких действий по возврату либо переоформлению изъятого оружия Батуев В.А. не совершал, в подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по данному поводу не обращался.
Оружие в течение продолжительного времени находится на складе изъятого оружия ГУ МВД России по Пермскому краю. При этом бремя содержания оружия легло на указанное учреждение.
Хранение оружия требует определённых материальных, технических и финансовых затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, затрат по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечёт дополнительное расходование бюджетных средств.
В рамках работы по снижению количества хранящегося на складе изъятого оружия в адрес Батуева В.А. направлено письменное уведомление исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения по изъятому оружию, которое не было им получено, возвращено отделением связи отправителю по истечении определенного срока хранения. В соответствии со ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, данное уведомление считается доставленным (л.д.7-8).
В течение длительного времени, прошедшего со дня изъятия оружия, Батуев В.А. никаких действий в данном направлении не предпринял, в целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия, либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке в подразделение Росгвардии не обратился. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным, бездействие Батуева В.А. может быть расценено как отказ от права собственности на указанное оружие.
Суд полагает, что имеются основания для прекращения права собственности ответчика на оружие ограниченного поражения ИЖ-№, разрешение на хранение и ношение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также списанное оружие - охолощенный пистолет ТТ кл. №, поскольку ответчик длительное время не владеет спорным оружием, по настоящее время каких- либо мер по возврату оружия, получения разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, его отчуждению им не предпринято, судьбой оружия он не интересовался. Непринятие ответчиком действий по возврату оружия свидетельствует об его фактическом отказе от права собственности на оружие.
В судебное заседание ответчик не явился, возражений по иску не представил, о компенсации стоимости оружия не заявлял.
Также суд считает необходимым разрешить уничтожение спорного оружия, поскольку оно относится к оружию, находившемуся в употреблении, и, следовательно, не подлежит реализации в специализированных магазинах, какой-либо ценности оно не представляет, поскольку длительное время находилось на ответственном хранении ГУ МВД России но Пермскому краю без специального обслуживания, обратного материалы дела не содержат.
Принимая во внимании приведенные выше нормы права, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что иск подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ЗАОЧНО РЕШИЛ:
прекратить право собственности Батуева В. А. на огнестрельное оружие ограниченного поражения ИЖ-№ и списанное оружие – охолощенный пистолет ТТ №
Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю на уничтожение указанного оружия на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации;
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
судья Турьева Н.А.