УИД № 60RS0001-01-2023-006803-74
Копия
Производство № 2-1305/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.С.,
при секретаре Барановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Спецстоянка-Псков» к Р.С.В. о взыскании задолженности за перемещение и хранение задержанного транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Спецстоянка-Псков» обратилось в суд с иском к Р.С.В. о взыскании задолженности за перемещение задержанного транспортного средства в сумме 3 169,99 руб., хранение на специализированной стоянке в сумме 67 147,20 руб., расходов по оплате госпошлины в сумме 2310 руб. и расходов по оплате услуг представителя в сумме 4 000 руб.
В обоснование иска указано, что 04.09.2022 инспектором ГИБДД УМВД России по г. Пскову составлен протокол о задержании транспортного средства - скутера марки «Шторм АВМ 50V», без г.р.з., в связи с совершением Р.С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
04.09.2022 в 15 час. 30 мин.данное транспортное средство помещено на специализированную стоянку, принадлежащую ООО «Спецстоянка-Псков».
Истец уведомил ответчика о нахождении транспортного средства на спецстоянке, но уведомление оставлено без ответа. Транспортное средство хранится на специализированной стоянке с даты его задержания, то есть с 04.09.2022, по настоящее время.
В соответствии с Законом Псковской области от 28.06.2012 №1186-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» расходы за перемещение транспортного средства должны быть возмещены владельцем транспортного средства. На основании Приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области №17-зтс от 15.04.2021 размер платы за перемещение транспортных средств на специализированную стоянку за одно транспортное средство категории «А» с 01.01.2022 по 31.12.2022 составляет 3169,99 руб., тариф на хранение задержанного транспортного средства с 01.01.2022 по 31.12.2022 - 46,63 руб./час. Срок хранения транспортного средства на специализированной стоянке составил 320 дней (за вычетом 15 часов 30 мин.), соответственно, оплата за хранение составляет 360 574,95 руб.
Поскольку ответчик до настоящего времени не принял мер по оплате хранения транспортного средства, скутер не забрал, истец обратился в суд с указанным иском, добровольно снизив размер задолженности до 70 317,19 руб. (67 147,20 руб. за 60 дней хранения + 3169,99 руб. за перемещение).
Представитель истца П.Ф.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, против рассмотрения дела в заочном порядке не возражал.
Ответчик Р.С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался по месту регистрации и по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении в свое отсутствие, а также возражений по иску не представил.
С учетом согласия представителя истца, суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167, ч.ч. 1, 3 ст. 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела об административном правонарушении, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения по хранению урегулированы главой 47 ГК РФ и в силу п. 1 ст. 886 ГК РФ возникают на основании заключаемого сторонами договора хранения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 897 ГК РФ при безвозмездном хранении поклажедержатель обязан возместить хранителю произведённые им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.
Согласно статье 906 ГК РФ правила главы 47 ГК РФ «Хранение» применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.
Согласно части 1 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей данного Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Задержание транспортного средства, его помещение на специализированную стоянку и хранение относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Из смысла указанных норм права следует, что удержание транспортного средства хранителем после дачи уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел разрешения на выдачу задержанного автомобиля не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с перемещением задержанного транспортного средства на спецстоянку и его хранением.
Следовательно, расходы на перемещение и хранение транспортного средства к издержкам в рамках дел об административных правонарушениях не относятся, так как возникают не в порядке применения мер обеспечения (задержание, запрещение эксплуатации), а в результате помещения автомобиля на спецстоянку и последующего его хранения, то есть в области гражданских правоотношений.
Согласно части 11 статьи 27.13 КоАП лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
По окончании административного производства, когда отпала необходимость обеспечительной меры в виде задержания транспортного средства и задержания, транспортное средство подлежит возврату его законному владельцу, возникают отношения по хранению имущества с его собственником, от волеизъявления которого зависит прекращение хранения транспортного средства либо продолжение отношений по хранению соответствующий период. При этом собственник транспортного средства несет обязательства по оплате такого хранения.
Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утверждены Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16 (зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 N 43423).
Как указано в Письме ФАС России от 06.12.2016 N СП/84437/16 "О разъяснении положений Методических указаний…», установление тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств является обязанностью уполномоченных органов субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Псковской области от 28.06.2012 N 1186-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Псковской области от 14.06.2017 N 1777-ОЗ) лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, установленным органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Взаимодействие уполномоченных должностных лиц с лицами, ответственными за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение на специализированной стоянке и возврат транспортных средств, осуществляется на основании соответствующих соглашений о взаимодействии (ст. 7 Закона области).
ООО «Спецстоянка-Псков» является специализированной стоянкой, включенной в Реестр специализированных стоянок 05.05.2015 года, приказ № 108, местом хранения задержанных транспортных средств является: <адрес> /л.д. 23-24/.
В соответствии с Соглашением от 01.01.2016 о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, ОВД передает задержанное транспортное средство, а ООО «Спецстоянка-Псков» осуществляет их транспортировку, хранение на специализированной стоянке и выдачу. Данным соглашением определяются обязанности ООО «Спецстоянка-Псков» производить круглосуточный прием, транспортировку, хранение, учет и выдачу задержанных сотрудниками ОВД транспортных средств /л.д. 25-26/.
31.03.2021 между Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области и ООО «Спецстоянка-Псков» заключены договоры № и № на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и на осуществление деятельности по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке /л.д. 30-32, 33-35/.
Из материалов дела следует, что 04.09.2022 инспектором ДПС взвода № 2 ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Пскову составлен протокол о задержании транспортного средства - мопеда марки «Шторм АВМ 50V», без г.р.з., под управлением Р.С.В. /л.д.10/.
Основанием для задержания транспортного средства явился факт управления Р.С.В., не имеющим права на управление, транспортным средством в состоянии опьянения, что послужило основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
Из акта приема-передачи задержанного транспортного средства № следует, что 04.09.2022 в 15 час. 30 мин. Скутер черного цвета, без г.р.з., помещен на специализированную стоянку, принадлежащую ООО «Спецстоянка-Псков» /л.д. 11/.
С момента задержания до настоящего времени транспортное средство находится на хранении на стоянке ООО «Спецстоянка-Псков», меры по возврату транспортного средства владельцем не предприняты.
По настоящему делу истец просил суд взыскать с Р.С.В. задолженность за перемещение и хранение транспортного средства на основании Приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 27.10.2020 N 63-зтс "Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Псковской области на 2020 - 2023 годы" с изменениями, внесенными Приказом Комитета от 15.04.2021 №17-зтс, согласно которому для транспортного средства категории «А» на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 размер платы за перемещение составляет 3169,99 руб., тариф на хранение задержанного транспортного средства - 46,63 руб./час.
С применением указанных тарифов истец добровольно снизил размер задолженности до 70 317,19 руб., просил взыскать задолженность за хранение - 67 147,20 руб. за 60 дней хранения и 3169,99 руб. за перемещение.
Вместе с тем, на момент задержания транспортного средства (04.09.2022) Приказ Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 27.10.2020 N 63-зтс действовал с изменениями, внесенные приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 19.10.2021 N 56-зтс, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 19.10.2021, и действуют по 31.12.2023.
Для уполномоченной организации ООО «Спецстоянка-Псков» на период 01.01.2022 - 31.12.2022 тариф за перемещение ТСкатегории "А" установлен в сумме 3182,19 руб., тариф на хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке (руб./час за одно транспортное средство указанной категории) - 48,81 руб.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Установленных законом оснований для выхода за пределы заявленных требований не имеется.
Соглашаясь с обоснованностью иска, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении N 628-О от 23.04.2013, согласно которой положения ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи со статьями 896 - 898 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускали и не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с привлечением к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Р.С.В. на основании постановления мирового судьи судебного участка № 27 города Пскова от 05.09.2022 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством, не имея права управления транспортными средствами, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 10 суток /л.д.12-14/.
Административное производство по привлечению Р.С.В. к административной ответственности по ч. 3 ст.12.8 КоАП РФ окончено путем вынесения постановления о привлечении ответчика к административной ответственности, которое вступило в законную силу 16.09.2022.
Поскольку из имеющихся материалов дела не следует, что Р.С.В. каким-либо допустимым способом отказался от права собственности на транспортное средство, не объявил об этом, в связи с чем как лицо, управлявшее транспортным средством, совершившее административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, не принял мер к получению транспортного средства со специализированной стоянки, что свидетельствует о его согласии с хранением транспортного средства на спецстоянке и возлагает обязанность возместить расходы за перемещение и хранение автомобиля как за период административного производства, так и за период после его окончания.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца уплаченную при подаче иска госпошлину в размере 2 310 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 руб., подтвержденные документально: договором № ЮУ-07/02/2023 от 07.02.2023, заключенным между истцом и Л.С.И., расходным кассовым ордером от 10.02.2023 № /л.д. 36-37/.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Р.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <...>, в пользу ООО «Спецстоянка-Псков» (ИНН 6027041301, ОГРН 1156027000250) задолженность за перемещение и хранение транспортного средства в размере 70 317 рублей 19 копеек и судебные издержки в сумме 6310 рублей, всего 76 627 (семьдесят шесть тысяч шестьсот двадцать семь) рублей 19 копеек.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Псковский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/ О.С. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2023 года.
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>