Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-485/2023 от 28.03.2023

16RS0050-01-2023-002747-75
дело № 12-485/2023

Р Е Ш Е Н И Е

20 апреля 2023 года г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9Б

Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна при секретаре Халиуллиной Э.З.,

с участием заявителя жалобы Гильмутдинова Р.Н., представителя Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан Шарипова А.Р., ведущего специалиста отдела по вопросам общественной безопасности при Администрации Советского района ИК МО г.Казани Нуретдинова А.В.,

рассмотрев жалобу Гильмутдинова Р. Н. на определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Гайнетдинова Э.А. от ДД.ММ.ГГГГ ОО-16/4/15 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста отдела по вопросам общественной безопасности при администрации Советского района ИК МО г.Казани Нуретдинова А.В., с ходатайством о восстановлении срока на обжалование,

У С Т А Н О В И Л:

Определением начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Гайнетдинова Э.А. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста отдела по вопросам общественной безопасности при администрации Советского района ИК МО г.Казани Нуретдинова А.В. в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заявитель Гильмутдинов Р.Н. обратился в суд с жалобой на указанное определение и с ходатайством о восстановлении срока на обжалование определения.

В судебном заседании заявитель Гильмутдинов Р.Н. доводы жалобы поддержал, указал, что при вынесении указанного определения не учтены все обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ ему на телефон со своего личного телефона позвонил мужчина, представился Айратом и помощником участкового УУП и ввёл заявителя в заблуждение, указав, что контактные номера телефонов призывника и родителей указаны в повестке, что не соответствует действительности. В тот же день ДД.ММ.ГГГГ заявитель позвонил в военкомат Советского района, где сотрудник по фамилии Шигапов ему объяснил, что никакие телефонные номера граждан третьим лицам, в администрацию советского района не передают. В военкомате Советского района имеются сведения о том, что его сын находится на стационарном лечении, что он не уклоняется. В связи с этим просит привлечь к ответственности Нуретдинова А.В. за обработку персональных данных без письменного согласия. К персональным данным относятся сведения ФИО, адрес и номер телефона. Просил приобщить к материалам дела СД-диск с аудиозаписью разговора по телефону с Нуретдиновым А.В.

Ведущий специалист отдела по вопросам общественной безопасности при Администрации Советского района ИК МО г.Казани Нуретдинов А.В., будучи предупрежденным об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за дачу ложных показаний в судебном заседании указал, что является посыльным сотрудником военного комиссариата Советского района во время призыва граждан на службу в армии. Призывом на военную службу занимается Администрация и военный комиссариат, на период призыва им выдают поручения рассылать повестки по указанным адресам, на обороте повестки был указан личный номер телефона призывника и телефон с указанием буквы «м», видимо, мама, по этим телефонам ему нужно было позвонить, чтобы узнать, когда можно явиться, чтобы вручить повестку лично. Когда он позвонил по указанному номеру телефона, призывник трубку не взял, ответила женщина, видимо, мама, она спросила, откуда узнали номер телефона, на что он пояснил, что номер телефона был указан на обороте повестки. В случае если, повестка не вручена, они сдают их обратно в Военкомат, в этом случае повестку сдали обратно в военкомат, номера телефонов указывают сами призывники при заполнении анкеты в Военкомате.

Когда он позвонил по номеру телефона призывника, разговаривал с женщиной, с мужчиной он (Нуретдинов А.В.) не разговаривал, звонил со своего сотового телефона. По своей должности помогает участковому разносить повестки призывникам, на период призыва его местом дислокации является опорный пункт общественного порядка по адресу: <адрес>. Прослушав аудиозапись разговора по телефону, представленную в дело заявителем, вспомнил, что в тот день он разговаривал не только с женщиной, но и с мужчиной, на телефонном звонке себя узнаёт, абонентский – является его телефоном (Нуретдинова А.В.).

Представитель Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан Шарипов А.Р. просил оставить жалобу без удовлетворения, указал, что нарушения в действиях ведущего специалиста отдела по вопросам общественной безопасности при администрации Советского района ИК МО г.Казани Нуретдинова А.В. не усматривается, кроме того, в обжалуемом определении от ДД.ММ.ГГГГ имеются описки, а именно: должность сотрудника (пропущено слово «начальник»), неверно указаны имя и отчество заявителя, поскольку данные впечатывались автоматически. Материал КУСП Роскомнадзор возвращал в отдел полиции «Гвардейский» для установления лица, привлекаемого к ответственности. Признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица Нуретдинова А.В. Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан не нашло. Было установлено, что Нуретдинов А.В. является сотрудником администрации Советского района ИК МО г.Казани и осуществляет функции посыльного и взаимодействует с Военным комиссариатом.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока для обжалования указанного определения подлежит удовлетворению, поскольку в установленный десятидневный срок для обжалования заявитель обращался в суд с жалобой в электронном виде, что стало причиной оставления жалобы без рассмотрения (дело №12-438/2023), впоследствии в разумный срок заявитель, устранив недостатки, обратился с жалобой вновь.

    В отношении доводов жалобы судья приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ) в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных (п. 3 ч. 3 ст. 23).

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ предусматривает, что сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как усматривается из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по РТ ДД.ММ.ГГГГ из ОП «Гвардейский» УМВД РФ по <адрес> поступили материалы проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Гильмутдинова Р.Н. в отношении неустановленного лица, владельца телефонного номера: с указанием на то, что ему поступил телефонный звонок ДД.ММ.ГГГГ, в ходе телефонной беседы неизвестный мужчина, представившись помощником участковых УУП Айратом, интересовался о взаимоотношениях его сына и военкомата.

Гильмутдинов Р.Н. просил привлечь владельца телефонного номера: к административной ответственности по части 1 статьи 13.11 КоАП РФ.

В ходе проведения проверки правоохранительными органами установлен владелец абонентского номера Нуретдинов А.В.

Из отобранных правоохранительными органами объяснений Нуретдинова А.В. следует, что он является ведущим специалистом отдела по вопросам общественной безопасности при администрации Советского района г.Казани. На администрации всех районов совместно с военными комиссариатами возложена функция по призыву на военную службу. В связи с чем сотрудники администрации, а именно специалисты отдела по вопросам общественной безопасности занимались вручением повесток призывникам по месту жительства, в которых указаны ФИО и год рождения призывника, а также адрес проживания и контактные номера телефонов самих призывников и их родителей.

Сотрудники администрации получают повестки в военном комиссариате Советского района г.Казани и доставляли их по указанным адресам для вручения. В случае отсутствия призывника дома, сотрудники администрации осуществляют обзвон по указанным в повестке номерам непосредственно призывнику и его родителям.

ДД.ММ.ГГГГ после безуспешных попыток связаться с призывником ведущий специалист отдела по вопросам общественной безопасности при администрации Советского района г.Казани Нуретдинов А.В. позвонил родителям призывника и довёл информацию о необходимости их сыну явиться в военный комиссариат Советского района г.Казани по адресу: <адрес>.

Начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Гайнетдиновой Э.А. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ведущего специалиста отдела по вопросам общественной безопасности при администрации Советского района г.Казани Нуретдинова А.В.

При этом оспариваемое определение мотивировано тем, что в действиях должностного лица Нуретдинова А.В. отсутствуют признаки административного правонарушения, так как все действия были обусловлены выполнением возложенных на него функций, полномочий, обязанностей.

С выводами, сделанными в обжалуемом определении следует согласиться.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Согласно ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53 порядок призыва граждан на военную службу определяется, в частности, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение о призыве на военную службу), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2006 г. N 663.

Как следует из абзаца первого пункта 2 Положения о призыве на военную службу, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 3).

В соответствии с п.11(1) Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 члены призывной комиссии наделяются правами:

изучать документы, находящиеся в личном деле призывника, в отношении которого предстоит принять решение;

уточнять у призывника фактические данные, необходимые для принятия решения в отношении него в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-698 образована призывная комиссия муниципального образования города Казани по мобилизации граждан, председателем которой утвержден руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафаров Р.Г.

В соответствии с решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальном казенном учреждении «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в полномочия администрации входит принятие участия в пределах своей компетенции в обеспечении призыва граждан на военную службу.

Таким образом, на военный комиссариат, призывные комиссии в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

С выводами, сделанными в оспариваемом определении, следует согласиться, поскольку, как следует из пояснений Нуретдинова А.В. им были осуществлены звонки только на телефоны, указанные на выданной ему для вручения повестке, при этом он действовал в рамках его полномочий. При этом факт того, что телефоны имелись в военном комиссариате, заявителем не отрицалось.

При этом согласно справке Военного комиссара Советского района г.Казани Нуретдинов А.В. является посыльным военного комиссара Советского района г.Казани.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ /к Администрации Советского района г.Казани Нуретдинов А.В. принят на муниципальную службу в отдел по вопросам общественной безопасности ведущим специалистом.

В соответствии с Положением об отделе по вопросам общественной безопасности, в котором работает Нуретдинов А.В., отдел сотрудничает с участковыми уполномоченными полиции (п.2.11), обеспечивает анализ информации, поступающей в ОПОП, и доводит ее до сведения заинтересованных лиц (п.2.13), оказывает сотрудникам органов внутренних дел, должностным лицам органов государственной власти, местного самоуправления содействие в пресечении правонарушений, сообщает о них должностным лицам (п.3.6).

В соответствии с должностной инструкцией ведущего специалиста отдела по вопросам общественной безопасности (далее – ведущий специалист) ведущий специалист содействует проведению мероприятий в части осуществления мер по организации охраны общественного порядка на закрепленной за ОПОП территории… и иных вопросах профилактики правонарушений (п.3.1.1), взаимодействует с подразделениями федеральных и республиканских административных и правоохранительных органов в пределах своей компетенции (п.3.1.1), взаимодействует в рамках полномочий органа местного самоуправления с участковыми уполномоченными полиции и иными должностными лицами органов внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями… на предмет выявления административных или уголовных правонарушений (п.3.1.1), осуществляет прием граждан в ОПОП совместно с участковым уполномоченным полиции по вопросам своей компетенции; ответственен за ведение делопроизводства ОПОП, обеспечивает своевременное представление в вышестоящие органы ответов, информации по находящимся у них на контроле письмам, распоряжениям, устным вопросам;    допущен к обработке персональных данных в соответствии с распределением должностных обязанностей и несет ответственность за нарушение режима защиты этих персональных данных в соответствии с законодательством РФ (п.3.1.1).

В соответствии с решением призывной комиссии РТ 2022 года, направленным для исполнения руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, призыв осуществляется призывными комиссиями, созданными в муниципальных районах и городских округах РТ в соответствии с Указом Президента РТ от 30.09.2022 № УП-690, руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан мероприятия по призыву осуществлять с 1 ноября 2022 года (п.4), совместно с военными комиссариатами городов и районов Республики Татарстан обеспечить максимальный призыв на военную службу граждан, имеющих военно-учетную специальность (п.4); оказать содействие по оповещению граждан, подлежащих призыву; пунктом 5 Военному комиссариату РТ поручено подготовить предложения для призывных комиссий муниципальных районов по организации первоочередного оповещения граждан, подлежащих призыву.

С учетом изложенного обжалованные действия Нуретдиновым А.В. выполнялись в пределах предоставленных ему полномочий посыльного военного комиссара, в рамках полномочий по обеспечению призыва граждан на военную службу, в связи с необходимостью выполнения поручения по вручению повестки.

Таким образом, в результате проверки сведений, сообщенных Гильмутдиновым Р.Н., достаточные сведения для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Нуретдинова А.В., не добыты.

В связи с указанным обжалуемым определением обоснованно отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Нуретдинова А.В.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение вынесено законно и обоснованно, отмене не подлежит.

При этом следует устранить описку, допущенную в определении, заменив слова «Ирек Камилевич» в соответствующих падежах словами «Р. Н.» в соответствующих падежах.

Руководствуясь статьей 24.4, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Ходатайство о восстановлении срока на обжалование определения начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Гайнетдинова Э.А. от ДД.ММ.ГГГГ ОО-16/4/15 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении удовлетворить, указанный срок восстановить.

Определение начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Гайнетдинова Э.А. от ДД.ММ.ГГГГ ОО-16/4/15 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без изменения, заменив слова «Ирек Камилевич» в соответствующих падежах словами «Р. Н.» в соответствующих падежах.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья (подпись) Д.Н.Латыпова

12-485/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Гильмутдинов Рамиль Наильевич
Суд
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Латыпова Динара Наильевна
Статьи

ст.13.11 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
privolzhsky--tat.sudrf.ru
28.03.2023Материалы переданы в производство судье
28.03.2023Материалы переданы в производство судье
20.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее