39RS0001-01-2022-003245-05 Дело № 2-3480/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 22 сентября 2022 года
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Жунда А.В., с участием:
истца Кравченко М.Ю., его представителей Иванова А.И. и Жан Э.Э.,
представителя ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» - Суслина О.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко М.Ю. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок, третье лицо: СНТ «Сад-9»,
У С Т А Н О В И Л:
Кравченко М.Ю. обратился в суд с иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании за ним права собственности на земельный участок площадью № кв. м., КН № в порядке приобретательной давности, приводя следующие доводы.
Постановлением Мэра города Калининграда от 24.10.1994 № 1494, в соответствии с Законом РФ от 23.12.1992 N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» и указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в коллективную совместную собственность садоводческому товариществу «Сад-9» были предоставлены земли общего пользования площадью 5,13 га, без выделения доли каждого члена товарищества в натуре (п. 4), а также предоставлены гражданам-членам садоводческого товарищества «Сад-9» занимаемые ими земельные участки, согласно приложениям № данному постановлению. Согласно указанным данным ранее участок с кадастровым номером № принадлежал умершей Нефедченковой Ф.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей по адресу <адрес>15, члену СНТ «Сад-9». Наследников у Нефедченковой Ф.И. не имеется.
Согласно сведений, содержащихся в Выписке из ЕГРН от 15.04.2022 г. по объекту с кадастровым номером №, «сведения необходимые для заполнения информации о правообладателях отсутствуют», по объекту с кадастровым номером № правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) отсутствуют.
Земельный участок с КН № не ограничен в обороте, не относится к землям, приватизация которых запрещена, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничений прав истца на участок не имеется, администрация ГО «Город Калининград» не предъявляла к истцу никаких требований об изъятии (освобождении) земельного участка, не оспаривает право истца на земельный участок,
С ДД.ММ.ГГГГ Кравченко М.Ю. является членом СНТ «Сад-9», и на его имя выданы членские книжки садовода <адрес>), граничащие между собой.
На основании решения общего собрания СНТ в его фактическом владении с ДД.ММ.ГГГГ года находится земельный участок площадью № кв. м., с кадастровым номером № местоположение участка определено и совпадает с местоположением земельного участка, фактически используемого Кравченко М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца или иного лица на данный земельный участок не зарегистрировано.
До ДД.ММ.ГГГГ года участок был долгое время заброшен, зарос сорными растениями, что неоднократно вызывало нарекание соседей. ДД.ММ.ГГГГ Кравченко М.Ю. привел участок в порядок, регулярно проводит агротехнические мероприятия, территория участка находится в надлежащем санитарном состоянии. Участок фактически находится во владении Кравченко М.Ю., который ДД.ММ.ГГГГ г. на условиях добросовестности, открытости и непрерывности пользуется земельным участком.
Земельные и иные налоги за земельный участок Кравченко М.Ю. оплачивать не имеет возможности, поскольку налоговые извещения на его имя не приходят. Но Кравченко М.Ю. готов погасить все имеющиеся обязательные платежи (в том числе налоговую задолженность) в отношении спорного земельного участка.
С ДД.ММ.ГГГГ г. Кравченко М.Ю. ухаживает за земельным участком, относится к нему как к своему собственному, выращивает на земельном участке овощи, фрукты, плодовые деревья и кустарники, обрабатывает его. Участок огорожен, истец предпринимает меры к его охране. Каких-либо претензий или притязаний со стороны ответчика или иных лиц по поводу владения и пользования истцом указанным земельным участком никогда не поступало. Спора по поводу владения и пользования земельным участком у истца никогда ни с кем не было.
ДД.ММ.ГГГГ Кравченко М.Ю. обратился в Администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, однако на его обращение был получен отказ в предоставлении муниципальной услуги исх. № от ДД.ММ.ГГГГ В предоставлении услуги ему было отказано на основании п.2.9.2. Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в садоводческих товариществах (Приложение к Постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 23 сентября 2013 г. N 1451 (в редакции постановлений от 30.05.2014, № 802, от 12.02.2016 № 170, от 26.01.2018, № 74, от 19.10.2018 № 1035) в связи с тем, что на земельный участок зарегистрировано право собственности третьих лиц.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2022-32170912, в ЕГРН содержатся сведения, что земельный участок с № находится в собственности третьего лица на основании свидетельства на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серия № №.
В связи с этим, единственным способом легализации своего права собственности на спорный земельный участок истец считает обращение в суд с иском о признании за ним права собственности на данный земельный участок
Поскольку право собственности на спорный земельный участок возникло у Нефедченковой Ф.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления Мэра города Калининграда от 24.10.1994 № 1494, в соответствии с Законом РФ от 23.12.1992 N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» и указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», которые являются правоустанавливающим документом, а закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, налицо факты добросовестного, открытого, непрерывного владения Кравченко М.Ю. земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ. как своим собственным и отсутствие правопритязаний на участок третьих лиц, земельный участок прошел кадастровый учет, сформирован, идентифицирован, местоположение его границ определено и согласовано со смежными землепользователями.
Кроме того, пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно. Земельный участок с кадастровым номером № соответствует указанным в законе условиям.
Правление СНТ «Сад-9» также ходатайствует о предоставлении в собственность члену товарищества Кравченко М.Ю. закрепленного за ним земельного участка площадью с кадастровым №.
Истец и его представители в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям, указав также на то, что в иске ошибочно указано на владение участком с № года, на самом деле, истец владел им с №
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что участок был распределен физическому лицу, и оснований для признания прав истца на него не имеется.
Представитель третьего лица СНТ «Сад-9» в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании подтверждала, что в связи с бесхозяйным отношением бывшего собственника участка, он был распределен истцу.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 4 статьи 218 ГК РФ установлено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Положениями Земельного кодекса РСФСР (в ред. от 24.12.1993), с учетом изменений внесенных указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», местные администрации были наделены правом передавать в собственность земельные участки.
Постановлением Мэра города Калининграда от 24.10.1994 № 1494, в соответствии с Законом РФ от 23.12.1992 N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» и указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в коллективную совместную собственность садоводческому товариществу «Сад-9» были предоставлены земли общего пользования площадью 5,13 га, без выделения доли каждого члена товарищества в натуре (п. 4), а также предоставлены гражданам-членам садоводческого товарищества «Сад-9» занимаемые ими земельные участки, согласно приложениям 1, 2, 3 к данному постановлению.
Согласно вышеуказанному постановлению участок, имеющий в настоящее время кадастровый № предоставлялся Нефедченковой Ф.Н. Указанное фактическое обстоятельство истцом не оспаривается.
Из формулировки данного постановления Мэра г. Калининграда следует, что местной администрацией, наделенной правом передачи в собственность земельных участков, были переданы в собственность садовому товариществу «Сад-9» земли общего пользования, а членам данного товарищества, перечисленным в приложениях, земельные участки. Членам данного товарищества, не поименованным в приложениях, занимаемые ими земельные участки в собственность не передавались.
Истец ссылается на то, что свои решением СНТ «Сад-9» предоставило ему спорный участок.
Анализируя все представленные доказательства и соотнося их с пояснениями сторон, суд приходит к выводу, что спорный участок не передавался в собственность СНТ «Сад-9» (поскольку не являлся землями общего пользования), а был передан члену СНТ «Сад-9» Нефедченковой Ф.Н. Никаких сведений о том, что Нефедченкова Ф.Н. (либо ее правопреемники) отказалась от земельных прав не имеется, и истцом доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, не представлены. Истец ссылается на то, что участок был длительное время заброшенным, однако это обстоятельство само по себе не прекращает земельных прав, в т.ч. в соответствии с законодательством, действовавшим с 1994 года по настоящее время.
Таким образом, спорный земельный участок не является свободным от прав третьих лиц, и не может быть передан кому-либо, без разрешения вопроса о правах указанного лица на земельный участок.
У истца, во всяком случае, отсутствовали основания для получения в собственность указанного участка, по основаниями предусмотренным п. 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» действительно предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как уже было указано выше, спорный земельный участок не предоставлялся в собственность или иное законное владение СНТ «Сад-9», и соответственно, одно из условий, перечисленных в данной норме, не соблюдено. СНТ «Сад-9» не наделено правом распоряжения землями, которые данному товариществу не предоставлялись. И во всяком случае, не наделено правом распоряжения землями, предоставленными членам товарищества в собственность.
При таких обстоятельствах суд находит безосновательными доводы истца о возникновении у него права собственности на спорный земельный участк на основании решения СНТ «Сад-9».
В соответствии со ст. 218 ГК РФ основаниями для приобретения права собственности является, в том числе, создание новой вещи лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
В силу ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пунктах 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Давая оценку доводам истца о возникновении у него права собственности в силу приобретательной давности, суд таковых оснований не усматривает, поскольку истцом не доказано добросовестное, открытое и непрерывное владение участком, как своим собственным, в течение пятнадцати лет. Истец в иске ссылается на владение с 2015 года, а в пояснениях суду утверждал, что владеет участком с 2008 года. После вопроса суда о том, с какой из указанных дат прошло 15 лет, истец изменил позицию, сославшись на ошибку, и стал настаивать на том, что владение осуществляется с 2007 года. Допустимых доказательств давностного владения истцом не представлено.
В этой связи суд признает утверждения истца о давностном владении неубедительными и недоказанными.
При таких обстоятельствах в иске надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░