Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-199/2022 ~ М-160/2022 от 11.04.2022

Дело № 2-199/2022     копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года п. Октябрьский Пермского края

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,

при секретаре Немытых С.К.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семериковой А.В.,

ответчика - представителя администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности определить место размещения загрязненного от уборки территории снега и обустроить площадки для складирования снега в соответствии с требованиями санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд, в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа <адрес> о возложении обязанности определить место размещения загрязненного от уборки территории снега и обустроить площадки для складирования снега в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> в феврале 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд в деятельности администрации Октябрьского городского округа и муниципального казенного учреждения «Управление капительного строительства» (далее - МКУ «УКС»), в ходе которой установлено, что МКУ «УКС», как Заказчиком, заключены следующие муниципальные контракты о содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения:

-     от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО3, срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ;

-     от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Габсатаровым P.P., срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-     от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Гранит», срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-     от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «ТЕРРА», срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-     от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Профит», срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стройдорсервис», срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

- от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Гранит», срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В указанных муниципальных контрактах, заключенных МКУ «УКС» по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, отсутствует положение о вывозе подрядными организациями убранного снега в специально отведенные места складирования (снегосвалки).

Органы местного самоуправления, в полномочия которых входит организация уборки территории от снега вправе определять места складирования снежных масс от уборки территории муниципального образования в зимний период.

Администрацией Октябрьского городского округа <адрес> допускается бездействие и невыполнение правил благоустройства округа, норм действующего законодательства, касающихся уборки снежных масс в зимний период времени, что безусловно создает предпосылки для загрязнения земель отходами от зимней уборки улиц, поскольку в процессе таяния с городских территорий снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Тем самым затрагиваются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

На территории муниципального образования Октябрьский городской округ <адрес> отсутствует специальная площадка для складирования снега, оборудованная водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, что может привести к загрязнению земель отходами от зимней уборки улиц, поскольку в процессе таяния снежных масс, возникает высокая вероятность загрязнения опасными веществами компонентов окружающей среды, тем самым нарушаются гарантированные государством прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Органом местного самоуправления в лице администрации Октябрьского городского округа <адрес> не предпринимаются меры по созданию и организации площадок для складирования снега в соответствии с установленными требованиями законодательства, что свидетельствует о бездействии и попустительском отношении к гарантированным государством правам граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

С учетом уточненных исковых требований просит обязать администрацию Октябрьского городского округа <адрес> сформировать земельный участок под место размещения, загрязненного от уборки территории снега на территории Октябрьского городского округа <адрес>, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок, в соответствии с земельным законодательством РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать проектно-техническую документацию для организации места размещения, загрязненного от уборки территории снега на территории Октябрьского городского округа <адрес> (под площадку для складирования снега) в соответствии с требованиями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обустроить место размещения загрязненного от уборки территории снега (площадку для складирования снега) на территории Октябрьского городского округа <адрес> в соответствии с требованиями, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Семерикова А.В. на уточненных требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в иске, просила требования удовлетворить.

Ответчик – представитель администрации Октябрьского городского округа <адрес> ФИО5 в судебном заседании требования прокурора не признала, указав, что генеральным планом Октябрьского городского округа определено место складирования снежных масс, образующихся в результате содержания автомобильных дорог в зимний период вблизи полигона твердых коммунальных отходов, расположенного между населенными пунктами р.<адрес> и р.<адрес>. Считает, что необходимость в обустройстве площадки для складирования снега отсутствует, используемые дорожными службами реагенты, не опасны для окружающей среды. Кроме того, указывает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить площадки для складирования снега является не разумным, поскольку для обустройства площадки необходимо сформировать земельный участок под размещение загрязненного снега и поставить на кадастровый учет. После произвести проектно изыскательные работы для составления локального сметного расчета и включения в муниципальную программу с разбивкой на несколько этапов, так как данный проект будет очень трудоемким и затратным. Обустройство площадки под складирование снега также возможно только в несколько этапов и с учетом привлечения средств краевого и федерального бюджетов.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования установлены ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в целях обеспечения содержания общего пользования местного значения МКУ «Управление капитального строительства и благоустройства Октябрьского городского округа <адрес>» были заключены муниципальные контракты:

от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО3 о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Октябрьского городского круга, Басинский участок, протяженностью 44,227 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-35);

от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Габсатаровым P.P. о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.<адрес>, Западная часть, <адрес>, протяженностью 43,388 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-45);

от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Гранит» о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.<адрес>, Южная часть, <адрес>, протяженностью 41,187 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-55);

от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «ТЕРРА» о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.<адрес>, Восточная часть, д. Чад, протяженностью 44,910 км, Р. Сарсинский участок протяженностью 18,730 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-65);

от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Профит» о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения между населенными пунктами и в населенных пунктах Октябрьского городского округа Южное направление общей протяженностью 149,935 км., Биявашский участок, протяженностью 14,937 км., Петропавловский участок, протяженностью 25,648 км., Щ.Озерский участок, протяженностью 35,915 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-79);

от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стройдорсервис» о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения между населенными пунктами и в населенных пунктах Октябрьского городского округа, Северное направление общей протяженностью 142,4475 км., Тюшевской участок протяженностью 33,373 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80-91).

от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Гранит» о выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения между населенными пунктами и в населенных пунктах Октябрьского городского округа, Сарсинское направление, общей протяженностью 96,710 км., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101-112).

Согласно технических заданий к указанным муниципальным контрактам в разделе «Зимнее содержание улично-дорожной сети» указаны следующие виды работ очистка дороги и съезда от снега; уборка снежных валов; очистка обочин от снега. Вид работ по вывозу убранного снега в специально отведенные места складирования (снегосвалки) отсутствует.

В результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд установлено, что администрацией Октябрьского городского округа <адрес> допускается бездействие и невыполнение правил благоустройства округа, норм действующего законодательства, касающихся уборки снежных масс в зимний период времени.

Согласно п. 12.11 Методических рекомендаций по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержанию автомобильных дорог, изданных на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ -р (далее - ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2013) для улучшения состояния окружающей природной среды при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах обвалованные снежно-ледяные отложения в населенных пунктах, на мостах, путепроводах, эстакадах и других подобных объектах утилизируются и складируются на специально отведенных для это цели площадках-снегосвалках. Требования к снегосвалкам также указаны в ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2013.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст утвержден Национальный стандарт «Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования» (далее ФИО6 59205-2021), согласно которому разработаны требования к организации работ снегосвалок.

В соответствии с п. 9.4.1-9.4.4 ФИО6 59205-2021 снежно-ледяные отложения, убираемые с участков дорог, проходящих по искусственным сооружениям в черте городов и населенных пунктов вывозят на снегоприемные пункты.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Исходя из вышеизложенного, складирование снега должно осуществляться в специально отведенных для этого местах.

Согласно п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Пунктами 1 и 10 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в окружающей среды и природного ресурса.

На основании п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно сведений администрации Октябрьского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ генеральным планом Октябрьского городского округа определено место складирования снежных масс, образующихся в результате содержания автомобильных дорог в зимний период. Предполагаемое место размещения - вблизи полигона твердых коммунальных отходов, расположенного между населенными пунктами р.<адрес> и р.<адрес>.

Непосредственно строительство специально отведенной площадки, в соответствии с установленными требованиями администрацией Октябрьского городского округа <адрес> не запланировано (л.д. 18)

Однако в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства на территории муниципального образования Октябрьский городской округ <адрес> отсутствует специальная площадка для складирования снега, оборудованная водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом.

Отсутствие площадки для складирования снежных масс, образующихся при расчистке дорожного полотна автомобильных дорог, может привести к загрязнению земель отходами от зимней уборки улиц, поскольку в процессе таяния снежных масс, возникает высокая вероятность загрязнения опасными веществами компонентов окружающей среды.

Довод представителя ответчика о том, что используемые дорожными службами реагенты не представляют собой угрозу для окружающей среды, суд не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не имеет юридического значения, учитывая, что складирование снега в специально отведенных местах предусмотрено законодательством.

Принимая во внимании, что указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц, создавая угрозу на благоприятные и безопасные условия проживания, а обязанность по содержанию территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период находится в границах деятельности муниципального образования «Октябрьский городской округ», суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес>, направленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования о возложении обязанности определить место размещения загрязненного от уборки территории снега и обустроить площадки для складирования снега в соответствии с требованиями санитарного законодательства являются обоснованными.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных обязанностей, суд принимает во внимание значимость безопасности граждан и интересов муниципального образования «Октябрьский городской округ <адрес>» как собственника объектов. С учетом этих обстоятельств, суд считает возможным установить ответчику следующие сроки исполнения обязанностей: обязанности сформировать земельный участок под место размещения, загрязненного от уборки территории снега на территории Октябрьского городского округа <адрес>, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязанности разработать проектно-техническую документацию для организации места размещения, загрязненного от уборки территории снега в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязанности обустроить место размещения загрязненного от уборки территории снега (площадку для складирования снега) на территории Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа <адрес> о возложении обязанности определить место размещения загрязненного от уборки территории снега и обустроить площадки для складирования снега в соответствии с требованиями санитарного законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию Октябрьского городского округа <адрес> сформировать земельный участок под место размещения, загрязненного от уборки территории снега на территории Октябрьского городского округа <адрес>, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок, в соответствии с земельным законодательством РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Октябрьского городского округа <адрес> разработать проектно-техническую документацию для организации места размещения, загрязненного от уборки территории снега на территории Октябрьского городского округа <адрес> (под площадку для складирования снега) в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 и п. 9.4.1-9.4.4 ФИО6 59205-2021 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Октябрьского городского округа <адрес> обустроить место размещения загрязненного от уборки территории снега (площадку для складирования снега) на территории Октябрьского городского округа <адрес> в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 и п. 9.4.1-9.4.4 ФИО6 59205-2021, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.М. Лямзина

Судья:

Секретарь судебного заседания:

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда <адрес> и подшит в деле 2- 199/2022

2-199/2022 ~ М-160/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Панков Л.В.
Ответчики
МО "Октябрьский городской округ" в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Лямзина Т.М.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2022Передача материалов судье
12.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2022Подготовка дела (собеседование)
18.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Дело оформлено
05.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее