Дело №2-290/2023
УИД № 18RS0026-01-2023-000154-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года с. Сюмси
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
в составе председательствующего судьи Микрюкова О.В.,
при секретаре Алексеевой О.В.,
с участием помощника прокурора Селтинского района Удмуртской Республики Князевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Селтинского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Колесурская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Колесурская СОШ»), Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Селтинский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация МО «МО Селтинский район УР» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования,
у с т а н о в и л :
Прокурор Селтинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований антитеррористической защищенности в МОУ «Колесурская СОШ», расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, д.Колесур, ул.М.В.Карачева, д.1. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования. Просит возложить на МОУ «Колесурская СОШ» обязанность в срок до 01 июня 2023 года, устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности – обеспечить надлежащее оснащение территории МОУ «Колесурская СОШ» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Правовое обоснование иска – ст.ст.28,34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), ст.ст.2,3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), ст. 45 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК РФ), ст.12 Гражданского кодекса (далее ГК РФ), ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее - Концепция противодействия терроризму в РФ), п.п.5,6,17,24,31, раздел III Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019года № 1006 (ред. от 05.03.2022) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ), п.п. 1.4 р.1, 6.5 Устава МОУ «Колесурская СОШ».
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МОУ «Колесурская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. Представил заявление о признании иска и рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика Администрации МО «МО Селтинский район УР» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из пояснений истца, исследованных материалов дела установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на МОУ «Колесурская СОШ»(ОГРН 1021800916356 ИНН 1819001513) лицензируемым видом деятельности образовательной организации, на который выдана лицензия серия № от 21 мая 2014 года, является образовательная деятельность, лицензируемая Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Учредителем образовательной организации является Администрация МО «МО Селтинский район УР».
В соответствии с п.1.4 р.1 Устава МОУ «Колесурская СОШ», утвержденного постановлением Администрации МО «МО Селтинский район УР» 790 от 29 августа 2022 года, собственником имущества Учреждения является Администрация МО «МО Селтинский район УР».
Функции и полномочия Учредителя Учреждения, собственника имущества от имени Администрации МО «МО Селтинский район УР» исполняет Управление образования Администрации МО «МО Селтинский район УР» (далее - Учредитель).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет Учредитель.
В соответствии с п. 6.5 Устава МОУ «Колесурская СОШ» учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.9 ч.1 ст.34 Федерального закона №273-ФЗ обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность, в том числе юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.«д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в РФ одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Также, в целях обеспечения антитеррористической защищенности учебных организаций приняты Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ.
В соответствии с п.5 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п.6 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В силу п.17 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Раздел III Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ предусматривает проведение конкретных мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности объектов просвещения в зависимости от их категории.
Согласно паспорту безопасности МОУ «Колесурская СОШ» отнесена к объекту четвертой категории опасности.
Установлено, что в нарушение пп. «д» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ объект образования (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация, оборудованная звуковым сигналом, не способна оповестить граждан, находящихся на территории образовательной организации, об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (в том числе, в случае вооруженного нападения на объект (территорию).
В соответствии с п.31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Неисполнение пп.«д» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ обуславливает невозможность исполнения пп. «з» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ в полном объеме, предусматривающего проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).
На объекте образования отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В заявлении представителя ответчика Администрации МО «МО Селтинский район УР» от 28 марта 2023 года указано, что для устранения указанных нарушений в бюджете Селтинского района недостаточно средств и в настоящее время образовательной организацией подана заявка на финансирование в министерство образования науки удмуртской Республики.
Таким образом, состояние антитеррористической защищенности в МОУ «Колесурская СОШ», не соответствует установленным нормам.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении обязанности устранения выявленных нарушений путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства антитеррористической защищенности на МОУ «Колесурская СОШ» и Администрацию МО «МО Селтинский район УР».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░, ░░.░.░.░░░░░░░░, ░.1, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░ __________________ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
_________________ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.