Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-90/2020 от 29.06.2020

Судья Речич Е.С. 7п-90/2020

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 21 июля 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Иванов А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Речкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу защитника ООО С.А.В на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ООО, юридический адрес: <адрес>
ОГРН <№>, ИНН <№>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 июня 2020 года ООО признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, защитник общества С.А.В подал на него жалобу, в которой просит постановление судьи отменить. В жалобе указывает, что в магазине <...> осуществляются все необходимые профилактические и дезинфицирующие мероприятия, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Выслушав объяснения защитника ООО С.А.В, поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39) в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, до 11 мая 2020 года включительно на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности.

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 временно приостановлена до 11 мая 2020 года включительно деятельность находящихся на территории Республики Марий Эл организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации), за исключением следующих организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости.

Согласно пункту 5 Перечня организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Марий Эл в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 апреля 2020 года № 126 (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), к таким организациям отнесены, в частности объекты розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости.

Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 762-р.

Согласно пункту 4 указанного Распоряжения при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.

    Подпунктом «е» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 на государственные органы, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию), а также обязательную обработку дезинфицирующими средствами рук граждан (в том числе работников и посетителей), а также ежечасную санитарную обработку непосредственно контактирующих поверхностей.

Из материалов дела следует, что <дата> в УМВД России по г. Йошкар-Оле поступило сообщение о нарушении магазином <...>, расположенным по адресу: <адрес>, режима работы (л.д. 5).

Согласно протоколу об административном правонарушении от 14 мая 2020 года <№>, составленному начальником полиции УМВД России по г. Йошкар-Оле, <дата> в <дата> часов <дата> минут магазин строительных материалов <...>, принадлежащий ООО, расположенный по адресу: <адрес> осуществлял коммерческую деятельность по реализации непродовольственных товаров всего ассортимента магазина путем свободного доступа граждан в помещение магазина, при этом не обеспечив гражданами (посетителями) соблюдение социального дистанцирования не менее 1,5 м, чем общество нарушило требования постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, постановления Правительства Республики Марий Эл от 8 апреля 2020 года № 126 об утверждении Перечня организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Марий Эл в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пункта «е» части 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 (л.д. 3).

Судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении административного материала установлено наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в действиях ООО, а именно сделан вывод о нарушении обществом требований подпункта «е» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39, выразившемся в том, что ООО, имея возможность для соблюдения указанных требований, при осуществлении деятельности магазина <...> не обеспечил соблюдение гражданами социального дистанцирования не менее 1,5 м.

При назначении наказания судья, с учетом характера правонарушения, отсутствия многочисленных случаев нарушения, степени вины, привлечения к административной ответственности впервые, включения ООО в реестр субъектов малого предпринимательства, пришел к выводу о снижении штрафа с применением статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного санкцией предъявленного правонарушения.

С выводами, изложенными в постановлении о назначении
ООО административного наказания, нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как ранее указано, подпунктом «е» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 на государственные органы, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию), а также обязательную обработку дезинфицирующими средствами рук граждан (в том числе работников и посетителей), а также ежечасную санитарную обработку непосредственно контактирующих поверхностей.

На граждан возложена обязанность находиться в общественных местах с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 м (социальное дистанцирование), в том числе в общественном транспорте (подпункт «д» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39).

Вышеприведенные положения Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 следует рассматривать в их взаимосвязи.

Из материалов дела следует, что магазин <...>
(ООО) на основании приказа директора от 17 апреля 2020 года с 18 апреля 2020 года возобновил работу. Указанным приказом предусмотрен комплекс мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе: при входе в магазин обеспечение возможности обработки рук кожными антисептиками с установлением контроля за соблюдением этой процедуры (пункт 8), нанесение специальной разметки для обеспечения социального дистанцирования в местах скопления покупателей (кассы, места выдачи товаров, зоны специального обслуживания) не мене 1,5 м (пункт 10, л.д. 13).

Приведенными нормами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на организации возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, однако обязанность соблюдать эти ограничения возложена на самих граждан.

Согласно протоколу осмотра от 4 мая 2020 года, составленному сотрудником отдела полиции № 2 УМВД РФ по г. Йошкар-Оле, вход имеет три двери: входные – боковые и одна центральная открывается в виде «купе». При входе стоит антисептик, по левую руку от турникетов расположены кассовые зоны. На кассовых зонах – прилавки с антисептиками, туалетной бумагой, у кассовых зон на полу – разметки, ограничивающие дистанцию посетителей.

Представленные фотоматериалы свидетельствуют о том, что в кассовой зоне магазина нанесена разметка для обеспечения покупателям возможности соблюдения социальной дистанции.

Как разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО обеспечена возможность соблюдения гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, установления специального режима допуска и нахождения в помещении магазина <...>, обязательная обработка дезинфицирующими средствами рук граждан.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о нарушении обществом подпункта «е» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 не усматривается.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 июня 2020 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 июня 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья                                 А.В. Иванов

7п-90/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Альянс"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Иванов Андрей Викторович
Статьи

ст. 20.6.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
29.06.2020Материалы переданы в производство судье
21.07.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее