УИД 35RS 0022-01-2021-001580-91
Дело № 12-42/2022
РЕШЕНИЕ
г. Тотьма 22 февраля 2022 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.,
при секретаре Мартьяновой Т.А.,
рассмотрев дело по жалобе Коробовой П.Н., действующей в качестве представителя по доверенности в интересах руководителя направления «Лесоуправления» дирекции по закупкам и логистики ООО «СВЕЗА-Лес»- управляющей организации НАО «СВЕЗА Новатор» Протченко А.В., на постановление начальника Тотемского территориального отдела-государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 16.12.2021 № ...,
установил:
постановлением начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 16.12.2021 № ... руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не соглашаясь с постановлением, представитель руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. по доверенности Коробова П.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить на основании ч.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что Постановление содержит ссылку на постановление Правительства Вологодской области от 12.04.2021 № 421. Постановление Правительства Вологодской области от 27.09.2021 № 1117 отменило постановление от 12.04.2021 № 421. Протокол об административном правонарушении № ... от 02.12.2021 составлен после отмены пожароопасного сезона, на момент вынесения постановления пожароопасный сезон отменен. Протченко А.В. является ненадлежащим должностным лицом. Сведения о должностном лице запрошены сотрудниками лесничества с нарушением ч.1 ст.26.10 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Протченко А.В. не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель Протченко А.В. по доверенности Коробова П.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Начальник Тотемского территориального отдела- государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабурова Е.В. не явилась, извещена надлежаще.
Представитель Сабуровой Е.В. по доверенности Мартьянова Е.М. просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Белова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Исследовав материалы дела, заслушав Мартьянову Е.М., суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно п.п. «Б» п. 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Из буквального толкования положения данного пункта Правил следует, что укладка порубочных остатков в кучи или валы на лесосеке должна осуществляться на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, независимо от целей укладки (для перегнивания, сжигания или разбрасывания).
В силу п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2021 №421 начало пожароопасного сезона на территории области установлено с 26 апреля 2021 года.
Постановлением Правительства Вологодской области от 27.09.2021 № 1117 постановления Правительства области от 12 апреля 2021 года № 421 утратило силу.
Согласно постановления от 16.12.2021 по делу № ..., вынесенного начальником Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В., руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Из постановления следует, что 26 августа 2021 года в ходе проведения осмотра в 09 час. 30 мин. в лесосеке № 1 в квартале 40 выделе 1 Усть-Печенгского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области НАО «СВЕЗА Новатор» в лице руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В., производившее заготовку древесины по договору аренды лесного участка от 19.10.2017 №..., в период с января 2020 г. по январь 2021 г. не произвело работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на период пожароопасного сезона на площади 0,0312 га, порубочные остатки оставлены на волоках лесосеки №1 в квартале № 40 выделе № 1 Усть-Печенгского участкового лесничества на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, чем нарушен п.п «б» п.27 «Правил пожарной безопасности в лесах», утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614.
Как следует из материалов дела НАО «Свеза Новатор» (арендатор) на основании договора аренды лесного участка от 19.10.2017 №..., заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, использует лесные участки, в том числе лесной участок Усть-Печенгского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области, лесной квартал №40.
26 августа 2021 года ведущим специалистом Тотемского лесничества Беловой М.В. проведен осмотр в Усть-Печенгском участковом лесничестве Тотемского лесничества Тотемского района Вологодской области места осуществления лесосечных работ в квартале №40, выделе № 1, лесосека №1.
При осмотре лесосеки в 09 час. 30 мин. установлено, что вдоль всей северо-западной границы лесосеки обнаружено 8 пасечных волоков, а также вдоль юго-восточной границы лесосеки обнаружено 6 пасечных волоков, которые вплотную подходят к границе лесосеки, что менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Невыполнение работ по очистке выявлено на 0,0312 га осматриваемой лесосеки. В ходе осмотра производилась фотосъемка и измерение при помощи мерной ленты, использовался навигатор. По результатам осмотра лесосеки составлен акт № 329 от 26.08.2021. При осмотре лесосеки присутствовал представитель НАО «СВЕЗА Новатор» Мельник А.А., который ознакомлен с актом и каких-либо замечаний по содержанию акта не указал.
Факт совершения должностным лицом НАО «СВЕЗА Новатор» Протченко А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 20/227 от 02.12.2021, актом осмотра лесосеки №329 от 26.08.2021, полевой ведомостью осмотра делянки, являющейся приложением к акту осмотра, фототаблицей к акту, договором аренды от 19.10.2017, должностной инструкцией руководителя направления «Лесоуправления», приказом о приеме на работу Протченко А.В., выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела в их совокупности.
Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, должностное лицо Департамента лесного комплекса Вологодской области обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях должностного лица НАО «СВЕЗА Новатор»- Протченко А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что Протченко А.В. является ненадлежащим должностным лицом и субъектом указанного выше правонарушения, несостоятельны.
Так, согласно выписки из ЕГРЮЛ следует, что от имени НАО «СВЕЗА Новатор» вправе действовать без доверенности ООО «СВЕЗА-Лес».
Протченко А.В. согласно приказа о приеме на работу №... от 18.06.2018 является руководителем направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА-Лес», имеет доверенность на представление интересов.
Согласно должностной инструкции от 01.03.2021 руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» обязан обеспечивать координацию и контроль работы подрядных организаций на собственной аренде лесных участков (п.5.), исполнять требования законодательных нормативно-правовых актов в лесной сфере и в сфере охраны природы и окружающей среды, в том числе регулирующее использование лесов, заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах (п.18).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Таким образом, Протченко А.В. как уполномоченным должностным лицом допущено бездействие в части осуществления должного контроля за действиями по заготовке древесины в арендованных НАО «СВЕЗА Новатор» лесных участках, не приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, регулирующего заготовку древесины в РФ и пожарную безопасность в лесах.
Доводы о том, что сведения о должностном лице запрошены с нарушением ст.26.10 КоАП РФ во внимание приняты быть не могут, поскольку запрос сведений до возбуждения дела об административном правонарушении произведен с целью установления надлежащего субъекта выявленного правонарушения и не свидетельствуют о незаконности представленных в ответ документов и последующем возбуждении на основании их дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Протченко А.В.
Отмена пожароопасного периода на территории Вологодской области с 27.09.2021 не свидетельствует об отсутствии в действиях Протченко А.В. установленных нарушений, которые имели место быть на 26.08.2021.
Порядок и срок давности привлечения Протченко А.В. к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об исключении из обжалуемого постановления признание отягчающим обстоятельством- повторное привлечение Протченко А.В. к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, поскольку на момент совершения правонарушения 26.08.2021 Поротченко А.В. не был привлеченным к административной ответственности по главе 8 КоАП РФ. Постановление № ... от 10.08.2021 и постановление № 20/68 от 12.08.2021 вступили в законную силу 07.12.2021 и 20.11.2021 соответственно.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное положение, суд приходит к выводу, что административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 16.12.2021 № ... изменить, исключить отягчающее вину обстоятельство- повторность привлечения к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в остальном постановление - оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности Коробовой П.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения либо получения.
Судья О.В. Цыганова