Решение по делу № 2а-562/2019 ~ М-473/2019 от 11.11.2019

УИД 32RS0016-01-2019-000726-07

Строка по статотчету-3.198

Дело № 2а-562/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2019 года г.Клинцы

    Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гущиной И.Н.,

при секретаре Тутевич Е.Н.,

с участием представителя истца МИ ФНС России №1 по Брянской области, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №1 по Брянской области к Столярову Ю. Н. о взыскании страховых взносов и пени за неуплату (неполную уплату) страховых взносов,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы (далее Межрайонная ИФНС) России № 1 по Брянской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику. В обосновании указано, что в результате проверки полноты и своевременности уплаты в бюджет налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, было установлено, что Столярову Ю. Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (прекратил свою деятельность в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ), в соответствие с требованиями п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ, в установленный законом срок, сумму страховых взносов не уплатил, в связи с чем, на основании ст.69 НК РФ ему были выставлены требования об уплате страховых взносов и пени от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 092,72 руб. (требование ); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 660,44 руб. (требование ); пеня за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой трудовой пенсии, в размере 402,08 руб. (требование ); пеня за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 79,29 руб. (требование ); пеня за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой трудовой пенсии, в размере 19 570,83 руб. (требование ); пеня за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 105,30 руб. (требование ); пеня за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 852,99 руб. (требование ); пеня за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 225,79 руб. (требование ).

Административным ответчиком сумма страховых взносов в установленный в требовании срок не уплачена. Ссылаясь на положения п.23 ст.48, ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления для взыскания указанной задолженности и взыскать со Столярову Ю. Н. страховые взносы и пени на неуплату (неполную уплату) страховых взносов по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36989, 44 руб..

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления и просила взыскать с административного ответчика, имеющуюся задолженность по страховым взносам.

Административный ответчик Столярову Ю. Н., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Возражений по иску, ходатайств об отложении не представил.

    Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика в порядке ст.150 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен статьями 45 - 48 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.419 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Плательщики страховых взносов, указанные в п.п.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с п.1 ст.430 НК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст.430 НК РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 ООО рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование, согласно пп.2 п.1 ст.430 НК РФ определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.425 НК РФ для всех плательщиков страховых взносов Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах:

- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;

- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст.432 НК РФ. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 ООО рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Однако, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым п.2 ст.432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Судом установлено, что административный ответчик Столярову Ю. Н. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области, ему присвоен ИНН:

Из материалов дела следует, что налоговым органом налогоплательщику Столярову Ю. Н. выставлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (за 2018 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой трудовой пенсии и пени от ДД.ММ.ГГГГ (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ) и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС и пени от ДД.ММ.ГГГГ (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 36989,44 рублей.

Направление в адрес Столярову Ю. Н. вышеуказанных требований об уплате об уплате страховых взносов, пени, штрафа, процентов, произведено через личный кабинет физического лица, расположенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы, что подтверждается сведениями из информационного ресурса Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области.

Как следует из административного заявления, сумма страховых взносов и пени за неуплату (неполную уплату) страховых взносов Столярову Ю. Н. не уплачены.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В заявлении указано и доказательств обратного не представлено, что административным ответчиком сумма налога и пени в установленный в требовании срок в добровольном порядке до настоящего времени не уплачена.

В соответствии с п.3 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. В соответствии с п. 9, п. 10 ст. 46 НК РФ, указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.

Согласно п. 2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев (если сумма не превысила 3000 рублей) со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (трехлетнего срока), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из ст.ст.46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, предельный срок принудительного взыскания налога представляет собой совокупность сроков уплаты налога, на направление требования (3 месяца), на исполнение требования в добровольном порядке (10 дней), на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения (60 дней) и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки (6 месяцев). При этом 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 указанного Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении заявленных требований к физическим лицам исчисляется с момента истечения 6-месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 данного Кодекса для бесспорного взыскания сумм.

Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст. 48 или п.1 ст. 115 Кодекса сроки, для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Из материалов дела следует, что с заявлением о взыскании с ответчика задолженности инспекция обратилась в суд за пределами срока, предусмотренного п.3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, установленного для реализации права на судебное взыскание недоимки по налогам, пеням и штрафам.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в Клинцовский районный суд c административным иском и при подаче иска в суд ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока, при этом в обоснование пропуска процессуального срока представитель истца просили учесть интересы взыскателя, связанные с пополнением бюджета, иных доводов и доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением представлено не было.

Пропуск налоговой инспекцией шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, объективно имел место, и суд не усматривает оснований в данном случае для его восстановления.

Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с заявлением в суд. Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом, установленного п.2 ст.48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 8 ст. 219 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ввиду того, что налоговым органом утрачены правовые способы взыскания задолженности по налогам и пени, установленные по настоящему делу судом обстоятельства, являются основанием для применения инспекцией положений подпункта 4 пункта 1 ст.59 НК РФ в части признания данной задолженности безнадежной к взысканию и списанию таковой.

В силу п.5 ст. 180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок, в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, учитывая, что административные исковые требования по настоящему административному делу заявлены с пропуском срока для подачи данного заявления, требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области о взыскании со Столярову Ю. Н. о взыскании страховых взносов и пени за неуплату (неполную уплату) страховых взносов, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Брянской области к Столярову Ю. Н. о взыскании страховых взносов и пени за неуплату (неполную уплату) страховых взносов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

В окончательной форме решение изготовлено 22 декабря 2019 года.

Председательствующий судья Гущина И.Н.

2а-562/2019 ~ М-473/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №1 по Брянской области
Ответчики
Столяров Юрий Николаевич
Суд
Клинцовский районный суд
Судья
Гущина Инна Николаевна
11.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
13.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019[Адм.] Судебное заседание
22.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее